МААМ-картинки

Организация деятельности взрослых и детей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного воспитания

Наталья Олейниченко
Организация деятельности взрослых и детей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного воспитания

ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЗРОСЛЫХ И ДЕТЕЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ И ОСВОЕНИЮ ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

ДОШКОЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ

Развитие нашего общества предъявляет новые требования к дошкольным образовательным учреждениям, к организации в них воспитательно-образовательного процесса, выбору программ, результатам и результативности их деятельности.

Публикация «Организация деятельности взрослых и детей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного воспитания» размещена в разделах

Что такое образовательная программа (в данном случае дошкольного образования)- это нормативный документ, обосновывающий выбор цели, содержания, применяемых методик и технологий, форм организации воспитательно - образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении. Назначение образовательной программы определяется мотивированным обоснованием содержания воспитательно-образовательного процесса, выбора общеобразовательной программы в каждом конкретном учреждении. Она позволяет увидеть перспективы как личностного, так и коллективного развития, оценить свои сильные и слабые стороны. Для родителей воспитанников образовательная программа дает возможность принять участие в организации воспитательно - образовательного процесса. Таким образом программа ДОУ -это своеобразная"визитная карточка" заведения, в которой четко, доступно и достаточно конкретно обозначаются особенности воспитательно-образовательной системы, образовательные услуги, которые могут представлять интерес для воспитанников и их родителей. В соответствии с действующим законодательством Федеральные Государственные Требования устанавливают требования к объему и соотношению частей основных общеобразовательных программ дошкольного образования :

-соотношению и объему обязательной части, формируемой участниками образовательного процесса.

Программа должна :

1. Предусматривать решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования.

2. Предполагать построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. (основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельность для них является игра.)

Таким образом общеобразовательная программа должна предполагать построение образовательного процесса и предусматривать решение образовательных задач в них.

В настоящее время у нас доминирует календарный вид планирования, т. е.

1. Сетка занятий.

2. Совместная деятельность детей и взрослых.

3. Самостоятельная деятельность детей.

Мы планируем учебную деятельность на занятиях (тема, программные задачи, краткий ход занятия, затем расписывается совместная деятельность взрослого и детей, т. е. утренний прием, организация питания, прогулка, дневной сон ит. д.)Наша главная задача в этом процессе - отразить процесс решения образовательных задач ( н-р: утренний прием - уход за комнатными растениями, организация питания - дежурство по столовой, прогулка - самообслуживание.)

Добавлю, что в процессе совместной деятельности воспитателя и воспитанника планируется также и индивидуальная работа с детьми, имеющих определенные трудности в освоении основной образовательной программы. В самостоятельной детей мы как правило указываем не сами виды деятельности, а актуальную на данный промежуток времени (день, неделю) предметно-раазвивающую среду, позволяющую детям самостоятельно осуществлять выбор и организовать собственную деятельность по интересам. При всем при этом главную позицию в практике у нас занимает учебная деятельность. Именно на ней сосредоточилось наше профессиональное внимание. Поэтому получили распространение методики, через которые мы реализуем поставленные задачи. (т. е. через систему занятий).

Теперь же нам предлагают в действующую структуру планирования внести существенные изменения.

Принципиальные отличия новой структуры от старой:

1. Замена учебной деятельности на образовательную, осуществляемой в процессе совместной деятельности взрослых и детей.

2. Увеличение объема совместной деятельности взрослых и детей, в которую входят образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов, и непосредственная образовательная д-ть, не связанная с одновременным проведением режимных моментов.

3. Изменение содержания понятия "совместная деятельность взрослых и детей" с учетом ее сущностных признаков.

4. Изменение объема и содержания понятия "непосредственно образовательная деятельность".

Теперь немного их рассмотрим:

Поскольку сущностных признаков учебной модели является наличие учебной деятельности детей как ведущей деятельности дошкольного возраста, теперь данное обстоятельство не соответствует с ФГТ, следовательно и весь учебный блок не должен и не может присутствовать в практике дошкольного образования. Поэтому предлагают решить эту проблему через соотношение процессов обучения и развития.

В нашем дошкольном педагогическом мире существуют три теории " О понятии развивающего обучения".

1-ая: детей можно и нужно учить лишь тому, что они могут понять, для чего у них созрели познавательные способности (но эта теория не признает развивающего обучения)

2-ая: обучение и есть развитие, любое обучение становится развивающим.

3-ья:обучение и развитие не тождественны, но взаимосвязанные процессы (совершая шаг в обучении, р-к продвигается на два шага вперед в развитии).

Но несмотря на наличие этих теорий их сторонники делятся на два лагеря:

1-ый- отрицание самой возможности развивающего обучения.

2-ой-признание наличия развивающего обучения, независимо от того, как оно может быть истолковано (в него входят приверженцы как второй, так и третьей теории.) они считают достаточно систематически обучать и воспитывать ребенка, а развиваться он будет по определению. Всем известно крылатое выражение Выготского " Обучение ведет за собой развитие". Теперь нам предлагают прочитать это выражение несколько иначе: Обучение создает зоны ближайшего развития, т. е. внутренние процессы развития, которые сейчас возможны только в сфере взаимоотношений ребенка, в первую очередь взаимоотношений со взрослыми. В общем Выготский говорит не об обучении вообще, а о " правильно организованном обучении". Нам нужно понять, каким должно быть "правильно организованное обучение. В ФГТ содержатся указания на то, какие виды деятельности можно считать приемлемыми формами практики для ребенка дошкольного возраста. В первую очередь назовем - игра, игровая деятельность как ведущая д-ть дошкольного возраста, а также коммуникативная, двигательная, продуктивная, познавательно- исследовательская, трудовая, музыкально - художественная. Таким образом, специфика дошкольного образования заключается в том, что процесс обучения является по сути процессом усвоения в других видах деятельности. Совместная д- ть ребенка и взрослого - это не только этап в развити любого вида деятельности, это еще и система их взаимоотношений и взаимодействия. Сущностные признаки совместной деятельности взрослого и ребенка - наличие партнерской (т. е. равноправной) позиции взрослого и партнерской формы организации (т. е. сотрудничество взрослых и детей, возможность свободного размещения,перемещения и общения детей). С учетом вышеназванных признаков ОРГАНИЗАЦИЯ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЗРОСЛЫХ И ДЕТЕЙ ДОЛЖНА РАСПРОСТРАНЯТЬСЯ КАК НА ПРОВЕДЕНИЕ РЕЖИМНЫХ МОМЕНТОВ, ТАК И НА ВСЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Поэтому мы воспитатели должны будем не просто организовывать детские виды деятельности, которые сами по себе будут уже интересны детям как адекватные возрасту формы активной практики, но и постараться в их процессе решить поставленные образовательные задачи, для чего необходима дополнительная мотивация. Нам нужно будет достигать необходимой дисциплины в ходе образовательной деятельности не формальным авторитетом взрослого человека, а через создание целой системы интересов, в том числе и через выбор интересных и значимых для ребенка. В ФГТ не употребляется термин "занятие". Отсутствие его обусловлено не спровоцировать понимание термина " образовательная деятельность в процессе организации детских видов деятельности в качестве той самой учебной деятельности, основной формой которой и я являлось специально организованное занятие. НА несоответствие занятия как основной формы обучения указывают некоторые исследователи и называют несколько, с их точки зрения, главных недостатков занятия:

1. Отсутствие ситуации, которая пробуждает и вынуждает к расширению опыта.

2."Обставление" современных занятий большим количеством привлекательного материала и игровыми приемами создает лишнюю занимательность, которая быстро исчезает не позволяя поддерживать устойчивый интерес к содержанию занятия.

3. Содержание знаний, передаваемых на занятиях, подстраивает ребенка преимущественно к задачам обучения в школе.

4. Обучение сводится к передаче детям знаний, умений и навыков, которые превращаются в самоцель.

Здесь мы вправе задать вопрос:" Занятия в детском саду отменяются?"

Нам предлагают слово "занятие " употреблять как занимательное дело, без учебной деятельности.

Публикации по теме:

Анализ выполнения образовательной программы Анализ методической работы по реализации образовательной программы на 2011 – 2012 учебный год С момента утверждения приказом Минобрнауки.

Методическая разработка для старших воспитателей. План деятельности постоянно действующего семинара педагогов ДОУ «Реализация традиционной программы воспитания и обучения в детском саду в аспекте ФГТ»Цель: Повышение профессиональной компетентности педагогов.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Организация деятельности взрослых и детей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного воспитания
Опубликовано: 8 февраля 2015 в 11:21
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД