Выступление на педагогическом совете «Татарский орнамент в изобразительной деятельности»

гульчачак мингазиева
Выступление на педагогическом совете «Татарский орнамент в изобразительной деятельности»

Духовное воспитание детей должно осуществляться средствами высоконравственными, эстетически современными. Именно таким и является народное искусство.

Орнамент татар представляет яркую и своеобразную страницу художественного творчества народа. Являясь основным средством декоративно- прикладного искусства, он отражает в то же время историю формирования и развития народа, его культуры и искусства.

Детей старшего дошкольного возраста желательно ознакомить с народным искусством хотя бы нескольких национальностей нашей страны.

Орнаментальное искусство татар своими корнями уходит в глубину веков. Оно красочно, многообразно и во многом неповторимо. Яркой особенностью национального орнамента является главенство растительных узоров. Растительный орнамент татар отличается большой вариативностью цветочных и лиственных мотивов, изяществом их композиционного решения, цветовым богатством. Эта особенность татарского орнамента дарит детям многообразные эстетические впечатления, дает им понятие о многообразии декора, способствует активизации собственной творческой деятельности. Наибольшее распространение у татар получили изображения цветов: тюльпана, хризонтемы, георгина, астры, ромашки и т. д. Видное место в растительном орнаменте занимает мотив трилистника.

В национальном орнаменте значительна роль и геометрических мотивов.

В татарском народном орнаменте очень редко встречаются зооморфные мотивы, что в известной мере объясняется действием в прошлом религиозных догматов, запрещавших мусульманам изображения живых существ.

Древней чертой национального орнамента является вписывание однотипных фигур друг в друга. Такой прием характерен для техники аппликации по войлоку, мозаики по коже, тамбурной вышивке, закладного ткачества. Эту особенность орнамента рекомендуется использовать в аппликационных работах детей. Для татарского народного орнамента характерны симметричные и асимметричные построения.

Для цветового татарского орнамента характерно сопоставление «теплых» и «холодных» тонов. Отмечается такая особенность цветового решения народных узоров, как любовь к полному тону.

Педагоги Е. А. Флерина, А. И. Усова, Н. П Саккулина в своих трудах подчеркивали, что использование народного декоративного искусства в работе с детьми положительно влияет на развитие детского изобразительного творчества, способствует воспитанию чувства прекрасного, вызывают у них первые образные представления о Родине, способствует формированию патриотических чувств. Они отмечают большой интерес детей дошкольного возраста к произведениям народного искусства. Обобщенность и условность, яркость, красочность, непосредственность- все это привлекает детей в произведениях народного декоративно- прикладного искусства и роднит их с детским самостоятельным творчеством.

Важно учить детей замечать узоры с использованием татарского орнамента в повседневной жизни, рассматривать одежду, посуду, предметы быта татарского народа, обращать внимание на особенности содержания узора, цветовых сочетаний, композиции. При этом следует воспитывать в детях уважение и интерес к работе мастеров, вложивших свой труд в художественные вещи. Использование художественного материала по декоративному искусству обеспечивает усвоение программных требований при условии, что декоративная работа проходит в определенной системе при постепенном усложнении программного материала, сопровождаемом повторении усвоенного раннее.

Публикации по теме:

Дидактические игры по реализации национального компонента Татарская дидактическая игра: «Поезд» Дидактическая задача: -В процессе игры продолжать знакомить детей с татарскими национальными костюмами.

Знакомство с декоративно-приклодным исскуством Татарстана. Украшение татарского сапожка. Украшение татарского сапожка. Подготов. группа. Програм. содер. Познакомить детей с татарским орнаментом. Развивать творческие способности.

Библиотека изображений:
  • Одежда, обувь
  • Одежда, обувь
  • Орнаменты и узоры
Автор публикации:
Выступление на педагогическом совете «Татарский орнамент в изобразительной деятельности»
Опубликовано: 3 сентября 2013 в 19:03
0
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Новогодние сувениры из еловых шишек. Мастер-класс по изготовлению Деда Мороза и...
Новый год самый яркий и незабываемый праздник, к которому готовятся всей семьей. Часто дети сами хотят смастерить новогодние поделки своими руками. В...
Викторина по ОБЖ для детей старшего дошкольного возраста
Викторина соответствует ФГОС. Стандарт решает задачи: - охраны и укрепления физического и психического здоровья детей ( в том числе их эмоционального...
«Звезда алатырь». Оберег из ткани. Мастер класс.
Славянский оберег "АЛАТЫРЬ" – это сияющая звезда с восьмью лучами, один из самых узнаваемых солнечных символов в мире. Как и любой другой оберег, это...
Отчёт об экскурсии в краеведческий музей в день Воинской славы средней группы
«От героев былых времен Не осталось порой имен. Те, кто приняли смертный бой, Стали просто землей и травой. Только грозная доблесть их Поселилась в...
Детский мастер-класс «Сосна и ель»
Сосна и ель-хвойные деревья, обладающие ценными свойствами. Можно сказать, что эти деревья в большей степени очищают атмосферу, ведь еще издревле известно...