Выступление на педагогическом совете «Татарский орнамент в изобразительной деятельности»

гульчачак мингазиева
Выступление на педагогическом совете «Татарский орнамент в изобразительной деятельности»

Духовное воспитание детей должно осуществляться средствами высоконравственными, эстетически современными. Именно таким и является народное искусство.

Орнамент татар представляет яркую и своеобразную страницу художественного творчества народа. Являясь основным средством декоративно- прикладного искусства, он отражает в то же время историю формирования и развития народа, его культуры и искусства.

Детей старшего дошкольного возраста желательно ознакомить с народным искусством хотя бы нескольких национальностей нашей страны.

Орнаментальное искусство татар своими корнями уходит в глубину веков. Оно красочно, многообразно и во многом неповторимо. Яркой особенностью национального орнамента является главенство растительных узоров. Растительный орнамент татар отличается большой вариативностью цветочных и лиственных мотивов, изяществом их композиционного решения, цветовым богатством. Эта особенность татарского орнамента дарит детям многообразные эстетические впечатления, дает им понятие о многообразии декора, способствует активизации собственной творческой деятельности. Наибольшее распространение у татар получили изображения цветов: тюльпана, хризонтемы, георгина, астры, ромашки и т. д. Видное место в растительном орнаменте занимает мотив трилистника.

В национальном орнаменте значительна роль и геометрических мотивов.

В татарском народном орнаменте очень редко встречаются зооморфные мотивы, что в известной мере объясняется действием в прошлом религиозных догматов, запрещавших мусульманам изображения живых существ.

Древней чертой национального орнамента является вписывание однотипных фигур друг в друга. Такой прием характерен для техники аппликации по войлоку, мозаики по коже, тамбурной вышивке, закладного ткачества. Эту особенность орнамента рекомендуется использовать в аппликационных работах детей. Для татарского народного орнамента характерны симметричные и асимметричные построения.

Для цветового татарского орнамента характерно сопоставление «теплых» и «холодных» тонов. Отмечается такая особенность цветового решения народных узоров, как любовь к полному тону.

Педагоги Е. А. Флерина, А. И. Усова, Н. П Саккулина в своих трудах подчеркивали, что использование народного декоративного искусства в работе с детьми положительно влияет на развитие детского изобразительного творчества, способствует воспитанию чувства прекрасного, вызывают у них первые образные представления о Родине, способствует формированию патриотических чувств. Они отмечают большой интерес детей дошкольного возраста к произведениям народного искусства. Обобщенность и условность, яркость, красочность, непосредственность- все это привлекает детей в произведениях народного декоративно- прикладного искусства и роднит их с детским самостоятельным творчеством.

Важно учить детей замечать узоры с использованием татарского орнамента в повседневной жизни, рассматривать одежду, посуду, предметы быта татарского народа, обращать внимание на особенности содержания узора, цветовых сочетаний, композиции. При этом следует воспитывать в детях уважение и интерес к работе мастеров, вложивших свой труд в художественные вещи. Использование художественного материала по декоративному искусству обеспечивает усвоение программных требований при условии, что декоративная работа проходит в определенной системе при постепенном усложнении программного материала, сопровождаемом повторении усвоенного раннее.

Публикации по теме:

Дидактические игры по реализации национального компонента Татарская дидактическая игра: «Поезд» Дидактическая задача: -В процессе игры продолжать знакомить детей с татарскими национальными костюмами.

Знакомство с декоративно-приклодным исскуством Татарстана. Украшение татарского сапожка. Украшение татарского сапожка. Подготов. группа. Програм. содер. Познакомить детей с татарским орнаментом. Развивать творческие способности.

Библиотека изображений:
  • Одежда, обувь
  • Одежда, обувь
  • Орнаменты и узоры
Автор публикации:
Выступление на педагогическом совете «Татарский орнамент в изобразительной деятельности»
Опубликовано: 3 сентября 2013 в 19:03
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Физкультурный досуг для детей старшего возраста «Цветок здоровья»
Задачи:Укреплять физическое и психическое здоровье детей; развивать знания об организме человека, роли физических упражнений в его жизнедеятельности,...
Фоторепортаж «Взаимодействие ДОО и семьи по формированию у детей интереса к книге и...
Книга! Как нам , взрослым, привлечь внимание детей к ней? Как сделать так , чтобы телевизор и компьютер не заменяли чтение книг? Что нужно для того, чтобы...
Конспект развлечения в старшей группе «Веселые эстафеты»
Цель этого развлечения привить детям любовь к физической культуре; научить действовать сообща, сплоченно; следить за осанкой, за правильным выполнением...
Конспект открытого занятия по рисованию в ясельной группе «Ожерелье для куклы»
Конспект открытого занятия по рисованию в ясельной группе "Ожерелье для куклы" Программная сущность: 1. Обучать ребенка изображать нестандартным методом...
Самопрезентация «Я-воспитатель новой формации»
«Я – воспитатель новой формации» Здравствуйте, уважаемые члены жюри, коллеги. Меня зовут Куштова Наталья Гасанхановна. Вот подошел тур второй – презентация,...