Папки-передвижки

Опыт работы «Преемственность детского сада и школы»

Ирина Махова
Опыт работы «Преемственность детского сада и школы»

Преемственность в системе народного образования — это установление взаимосвязи между смежными ее звеньями в целях последовательного решения задач обучения и воспитания.

Преемственность детского сада и школы предполагает взаимосвязь содержания их воспитательно-образовательной работы, методов ее осуществления. Н. К. Крупская, отмечая органическую связь детского сада и школы, подчеркивала: «Если мы поставим правильно дошкольное воспитание ребят, мы тем самым поднимем школу на более высокую ступень.».

Публикация «Опыт работы „Преемственность детского сада и школы“» размещена в разделах

Необходимость преемственности между детским садом и школой усиливается в еще большей мере в связи со значительно возросшей ролью общественного дошкольного воспитания в нашей стране. Дошкольное воспитание — первое звено единой системы народного образования.

Преемственность детского сада и школы предусматривает, с одной стороны, передачу детей в школу с таким уровнем общего развития и воспитанности, который отвечает требованиям школьного обучения, с другой — опору школы на знания, умения, качества, которые уже приобретены дошкольниками, активное использование их для дальнейшего всестороннего развития учащихся. Работники дошкольных учреждений должны хорошо знать требования, которые предъявляются детям в I классе, и в соответствии с ними готовить старших дошкольников к систематическому учению.

Преемственность между детским садом и школой осуществляется как по содержанию обучения и воспитания, так и по методам, приемам, организационным формам учебно-воспитательной работы. Учитель начальной школы для повышения эффективности обучения использует игровые приемы, часто применяемые в детском саду; воспитатель детского сада включает в процесс обучения специальные учебные задания, упражнения, постепенно усложняя их, и тем самым формирует у дошкольников предпосылки учебной деятельности. Занятия как форма обучения в детском саду предшествуют уроку в школе.

Формирование готовности к обучению в школе означает создание у детей предпосылок для успешного усвоения учебной программы и вхождения в ученический коллектив. Это длительный и сложный процесс, целью которого является всестороннее развитие дошкольников.

Необходимо различать специальную и общую готовность ребенка к учению в школе. Специальная готовность определяется наличием у него знаний, представлений и умений, которые составляют основу изучения прежде всего таких школьных учебных предметов, как родной язык, математика. Общая готовность определяется его физическим и психическим развитием.

Физическая готовность — это хорошее состояние здоровья ребенка, выносливость, сопротивляемость неблагоприятным воздействиям; нормальные антропометрические данные (рост, вес, окружность грудной клетки, хороший уровень развития двигательной сферы, готовность руки к выполнению тех мелких, точных и разнообразных движений, которых требует овладение письмом; достаточное развитие культурно-гигиенических навыков и др. Физически развитый ребенок легче справляется с трудностями, связанными с систематическим обучением в школе.

Под психологической готовностью понимается прежде всего уровень интеллектуального развития. К концу старшего дошкольного возраста дети владеют значительным кругом знаний об окружающем, о жизни людей, о природе. Объем этих знаний определен программой детского сада. Важно, чтобы дошкольники усвоили не отдельные сведения, а овладели системой взаимосвязанных знаний, на основе которых возможно вести предметное обучение в школе. Большое значение имеет развитие у них познавательных интересов, любознательности. Это основа для формирования у детей в школе разнообразных учебных интересов.

Важным компонентом психологической готовности ребенка к учению в школе является нравственно-волевая готовность. Учебная деятельность требует произвольного внимания, целенаправленного запоминания, умения контролировать свое поведение, дисциплинированности, ответственности, самостоятельности, организованности и т. д. В понятие нравственно-волевой готовности включаются также те моральные качества, которые помогут ребенку войти в новый, школьный коллектив, активно включиться в общественную работу : отзывчивость, доброжелательность, взаимопомощь, организаторские умения.

Ребенок должен быть готов не только к новой деятельности в школе, но и к новому социальному положению ученика, который имеет свои права и обязанности.

Работа детского сада по подготовке детей к школе начинается задолго до перехода их в подготовительную группу. Вся система воспитательно-образовательной работы детского сада предусматривает формирование готовности ребенка к школьному обучению. Подготовительная к школе группа отличается от других возрастных групп тем, что в ней завершается выполнение всех задач воспитательно-образовательной работы, предусмотренных «Программой воспитания и обучения в детском саду».

В подготовительной группе значительно повышается требовательность к четкому выполнению детьми режима дня. Если они длительное время посещают детский сад, то у них уже выработалась привычка к занятию одними и теми же видами деятельности в определенное время. Дети хорошо знают их содержание и особенности, подготовлены к их выполнению.

Главная задача воспитателя — усилить контроль и помощь детям в качественном и своевременном выполнении заданий, требовать обязательного достижения каждым ребенком поставленных перед ним целей. Усложнение содержания их деятельности в подготовительной группе должно сочетаться с более высокой эффективностью ее осуществления.

Важно, чтобы дошкольники умели распределять свою деятельность во времени, не раскачиваясь приниматься за работу, выполнять ее в нужном темпе и вовремя завершать.

В подготовительной группе детского сада продолжается работа по формированию самостоятельности у детей. Самостоятельность характеризуется наличием необходимых для той или иной деятельности знаний, умений и навыков, сознательным отношением к ней, условиям, складывающимся в процессе ее осуществления, к полученным результатам. Развитие самостоятельности в дошкольном детстве является важной основой успешного обучения ребенка в школе.

Основополагающим принципом современного обучения в школе является воспитывающее и развивающее обучение, что предполагает развитие у детей познавательных процессов, интереса к знаниям. В реализации этого принципа в детском саду особо важная роль принадлежит занятиям, в ходе которых планово и систематически совершенствуется элементарная учебная деятельность детей. Это позволяет воспитателю формировать у них понимание учебной задачи и готовность, стремление выполнить ее, умения действовать по плану и указанию взрослого, использовать приобретенные ранее знания и умения в новой деятельности, владение способами выполнения задания, способность к самоконтролю, оценке и самооценке. Большое значение при этом имеет правильное определение программного содержания каждого из занятий.

Педагог заботится об умственном воспитании и развитии каждого ребенка, ставит его перед необходимостью, решая умственные задачи, затрачивать определенные усилия. Постепенно, в процессе обучения у детей возникает осознанное отношение к заданиям, умение вслушиваться, вникать в объяснения воспитателя, стремление добиваться хороших результатов не ради похвалы, а для удовлетворения от результатов труда. У дошкольников формируется умение работать сосредоточенно, в определенном темпе, повышается работоспособность.

В качестве оснований для осуществления преемственности дошкольного и начального школьного образования сегодня выделяют:

1. Состояние здоровья и физическое развитие детей.

2. Уровень развития их познавательной активности как необходимого компонента учебной деятельности.

3. Умственные и нравственные способности учащихся.

4. Сформированность их творческого воображения, как направления личностного и интеллектуального развития.

5. Развитие коммуникативных умений, т. е. умения общаться со взрослыми и сверстниками.

Мы осуществляем преемственность со школой следующим образом :

1. составление проекта совместной деятельности по обеспечению преемственности;

2. проведение совместных праздников, экскурсии воспитанников подготовительной группы в школу; посещение школьной библиотеки вызывает у них не меньший интерес, они много спрашивают, спортивный зал, беседы и встречи с учащимися школы, которые посещали наш детский сад – всё это вызывает у наших ребятишек желание пойти в школу, интерес, убирает страх и вселяет уверенность в свои силы;

3. работа по обеспечению готовности детей к обучению в школе (диагностика и коррекция развития детей);

4. проведение ПМПК с участием специалистов;

5. взаимопосещения (посещение занятий учителем в подготовительной группе детского сада, посещение уроков в 1-м классе воспитателями, выпускавшими этих детей в школу);

6. работа с родителями, которая ведётся на протяжении всего учебного выпускного года; родительские собрания о подготовке ребёнка в школу, о развитии познавательных и творческих способностей детей; учитель будущих первоклассников отвечает на все вопросы родителей, после собраний проводятся индивидуальные консультации;

7. выставка рисунков детей подготовительной школы на тему «Что мы знаем о школе».

Мы посетили в 1-м классе 3 урока.

Урок чтения.

В классе – 21 человек. Из них – 13 – наши выпускники, двое новеньких, остальные – выпускники старшей группы.

Класс встречает учителя приветливо. В начале урока учитель настраивает детей на изучение нового материала, ставит учебную задачу перед классом. Активно работают - 4, самостоятельно - 10, не работает 3 детей.

Далее идет актуализация прежних знаний. Полных ответов мало, присутствуют хоровые ответы. Не все дети различают согласные и гласные звуки, иногда путают понятия «буква» и «звук».

В течение урока учитель использует такие формы проверки знаний, как фронтальный и индивидуальный опрос, комментированные упражнения.

Учитель мало уделяет внимания правильной посадке детей.

Таким образом, можно сказать, что основная масса детей новый материал усвоила. Дети умеют читать слоги-слияния, слова, небольшие предложения.

Учитель уложился во временные рамки. Затем подводит итог урока, комментирует и оценивает успехи и неудачи учащихся на уроке.

Урок письма.

Учитель обращает внимание на готовность класса к уроку. На закрепление пройденного материала отводится несколько минут.

Затем учитель знакомит детей с новым материалом. При знакомстве детей с новой буквой заметна схожесть методик детского сада и школы (на что похожа буква, обведи по точкам и т. д.).

Далее дети работают самостоятельно. Учитель в течение урока объясняет лексические значения слов, обращает внимание на посадку, на правильное держание ручки.

Урок математики.

Учитель в начале урока организует класс, добивается внимания детей. Далее идет знакомство с новым материалом. Устному счету отводится 5 мин. Не все дети отвечают четко, некоторые даже затрудняются ответить.

При объяснении нового материала дети внимательны. Вместе с учителем делают вывод. Закрепление нового материала проходит по учебнику. Дети работают совместно с учителем. Первичное закрепление в памяти детей изучаемого материала осуществляется следующими средствами: установление связи нового учебного материала с ранее пройденным, включение в восприятие материала практических действий, организация и проведение повторения. В течение урока, когда дети утомляются, проводятся физкультминутки. К концу урока заметно, что дети устали, т. к. не все внимательны. В целом материал детьми усвоен.

Стиль взаимоотношений учителя и учащихся на уроке демократический. Содержание уроков соответствует требованиям учебных программ.

Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроке осуществляется с помощью создания проблемной ситуации, организации коллективной деятельности учащихся, взаимодействия учителя и учащихся при выполнении заданий. Учитель активизировал речь детей с помощью словарной работы, дети пытались объяснить лексические значения слов, с помощью самостоятельной формулировки выводов детьми.

Итак, посетив уроки в 1-м классе, можно отметить, что у детей еще слабо развито произвольное внимание, нет усидчивости, индивидуальных полных ответов, дети отвечают хором. Многие дети не умеют работать самостоятельно, подходят в течение урока за советом к учителю.

Не у всех детей достаточно сформированы каллиграфические навыки.

В течение уроков часть детей проявляют интеллектуальную активность, коммуникативность, сообразительность, любознательность, заинтересованность,а остальные – безразличны и пассивны.

По определению Д. Б. Эльконина, дошкольный и младший школьный возраст - это одна эпоха человеческого развития, именуемая "детством". Воспитатель и учитель начальных классов так же имеют много общего, поэтому у них общее родовое имя - педагог. Проблема преемственности может быть успешно решена при тесном взаимодействии детского сада и школы. Выиграют от этого все, особенно дети. Ради детей можно найти время, силы и средства для решения задачи преемственности.

Публикации по теме:

Преемственность детского сада и школы в соответствии с ФГОС: проблемы и формы реализации Актуальность. Успешная деятельность по формированию преемственности между современным детском садом и школой проводится в соответствии.

Преемственность в работе детского сада и школы как условие успешной адаптации детей к школьному образованию «Преемственность в работе детского сада и школы как условие успешной адаптации детей к школьному образованию». Введение: При поступлении.

Преемственность в работе детского сада и школы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма - проблема всего общества. Обучение детей правильному поведению на дорогах необходимо.

Опыт работы детского сада по реализации ФГОС Доклад на августовскую конференцию: Реализация ФГОС ДО — необходимое условия перевода системы ДО на качественно новый уровень Муниципальное.

Педагогический опыт работы «Работа по социализации ребенка — инвалида в группе детского сада» В условиях совершенствования и обновления системы образования и воспитания, гуманизации педагогического процесса особое значение в РФ придается.

Преемственность детского сада и школы: цели и формы работы Составитель: воспитатель 1 категории Худякова С. В Преемственность детского сада и школы. Школа и детский сад нацелены на реализацию комплекса.

Преемственность детского сада и школы по ФГОС .

Преемственность детского сада и школы в группах с изучением хакасского языка Хакасский язык является вторым государственным языком в РХ (наряду с русским языком). Но сейчас остро встал вопрос о необходимости обучения.

Опыт работы «Преемственность дошкольного и начального образования» Развитие речи детей – одна из ведущих задач предшкольной подготовки, которую решают учителя-логопеды и воспитатели. Речь – основа умственной.

Преемственность в работе детского сада и начальной школы в условиях реализации ФГОC «Преемственность в работе детского сада и начальной школы в условиях реализации ФГОС» Маркова Аксинья Романовна Воспитатель.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы «Преемственность детского сада и школы»
Опубликовано: 18 ноября 2018 в 16:09
+37Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД