Выступление на педсовете «Реализация ФГОС дошкольного образования в практике работы»

Элина Агапова
Выступление на педсовете «Реализация ФГОС дошкольного образования в практике работы»

С 1января 2014 года вступил в силу «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования», который был утверждён Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013г.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования- это совокупность обязательных требований к дошкольному образованию.

Данные требования предъявляются к программе, которая утверждается в дошкольном учреждении, т. е. ФГОС изменяет само понимание образовательной программы.

I параграф носит название "Общие положения". В нём описаны основные цели, принципы, задачи решаемые стандартом. В 7 пункте I параграфа говориться о том, что программа должна быть направлена на создание условий социальной ситуации развития дошкольников. Если в младенческом возрасте система отношений ребенка строится вокруг мамы, то и социальная ситуация развития в младенческом возрасте будет "ребенок-мама или значимый взрослый". В раннем детстве от 1-3 лет социальная ситуация- "ребенок-предмет-взрослый", ребенок, с помощью взрослого, осваивает социально выработанные способы употребления предметов. После 3-х лет социальная ситуация меняется, становиться: «ребенок —"общественный" взрослый. Т. е. взрослый как носитель общественных функций (водитель, милиционер, продавец, воспитатель). Ребенок начинает осваивать "мир взрослых", он хочет водить машину, продавать в магазине, заботиться о младших, но полноценное участие ребенка в этом взрослом мире невозможно, и даже опасно. Данное противоречие разрешается в игре. В сюжетно-ролевой игре, характерной для дошкольного детства, ребенок берет на себя роль другого (чаще всего взрослого) и моделирует его действия, проигрывает эту воображаемую ситуацию. Только в игре происходит развитие ребенка, то о чем говориться в 7 пункте "программа должна быть направлена на создание условий социальной ситуации развития дошкольников" другими словами можно сказать- программа должна быть направлена на создание условий игровой деятельности.

Следующий момент: "Программа направлена на создание образовательной среды как зоны ближайшего развития ребёнка". Лев Семенович Выготский выделил две зоны: зона актуального развития, и зона ближайшего развития. Зона актуального развития – совокупность представлений, знаний, навыков, умений, качеств, которыми ребенок уже овладел и может пользоваться без посторонней помощи. Зона ближайшего развития - это те задачи, которые ребенок может решить лишь с помощью взрослого, но после приобретения опыта совместной деятельности он становится способным к самостоятельному решению аналогичных задач. Т. е. ребенок развивается только в зоне ближайшего развития.

Стандарт включает в себя требования к:

-структуре Программы и ее объему (II параграф стандарта);

-условиям реализации Программы (III параграф стандарта);

-результатам освоения Программы (IV параграф стандарта).

Во II параграфе "Требования к структуре основной образовательной программы дошкольного образования" говориться о том, что:

-программа определяет содержание и организацию образовательной деятельности.

- программа должна охватывать следующие образовательные области: коммуникативно-личностное развитие; познавательно-речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие.

- Группы могут действовать на основе разных Программ, Программа предполагает обязательную часть(60% от общего объёма) и часть, формируемую участниками образовательных отношений(40%0)

- Программы должна включать три основных раздела: целевой, содержательный и организационный. В п. 7 параграфа II изложены требования предъявляемые к этим трем разделам.

В III параграфе "Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования"

- требования к психолого-педагогическим условиям:

Уважение к человеческому достоинству, учет индивидуальных особенностей, защита детей от насилия. Должна быть исключена перегрузка. Описаны компетенции которыми должен обладать педагогический сотрудник (обеспечение эмоционального благополучия, организацию конструктивного взаимодействия детей в группе, создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности, материалов и ориентацию на зону ближайшего развития. сотрудничества с семьями. ,

- требования к кадровым условиям:

Организация должна быть укомплектована квалифицированными кадрами. Педагогические сотрудники, воспитатели. Для решения иных задач привлекается соответствующий квалифицированный персонал в качестве сотрудников Организации.

- требования к материально-техническим условиям:

1) требования, санитарно- эпидемиологическими правилами и нормативами,

2) требования, пожарной безопасности;

3) оснащённость помещений для работы медицинского персонала в Организации.

-требования к финансовым условиям:

обеспечивать Организации возможность выполнения требований Стандарта к условиям реализации и структуре Программы

-развивающей предметно-пространственная среда:

Должна обеспечивать максимальную реализацию образовательного потенциала пространства. Должна быть содержательно насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

1) Насыщенность- т. е насколько оснащено пространство средствами обучения, материалами, оборудованием, инвентарём и тд.

2) Трансформируемость- пространства предполагает возможность изменений среды в зависимости от образовательной ситуации.

3) Полифункциональность материалов предполагает: возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды.

4) Вариативность - наличие различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр., материалов, игр, игрушек и оборудования; периодическую сменяемость игрового материала.

5) Доступность -для воспитанников, (дети с ОВЗ)всех помещений.

6) Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования

IV параграф "Требования к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования"

Требования представлены в виде целевых ориентиров, которые представляют собой социальные и психологические характеристики на этапе завершения уровня дошкольного образования.

Инициативный, любознательный, самостоятельный, активный, доброжелательный, уверенный в своих силах, с развитым воображением, крупной и мелкой моторикой, способен к волевым усилиям, следует социальным нормам поведения и правилам, правилам безопасного поведения и личной гигиены.

Целевые ориентиры не подлежат оценке, сравнению, диагностики. Не служат основанием для аттестации педагогических кадров, оценке качества образования; распределения стимулирующего фонда оплаты труда работников.

Требования являются ориентирами для:

педагогов и администрации Организаций для решения задач: – формирования Программы;

– анализа своей профессиональной деятельности;

– взаимодействия с семьями воспитанников;

авторов образовательных программ дошкольного образования;

исследователей при формировании исследовательских программ для изучения характеристик образования детей в возрасте от 2 месяцев до 8 лет;

родителей (законных представителей) детей от 2 месяцев до 8 лет для их информированности относительно целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства РФ;

широкой общественности

Публикации по теме:

Из опыта работы с родителями воспитанников. Выступление на педсовете «Игра — ведущая деятельность дошкольников» Дети – это счастье, созданное нашим трудом. Занятия, встречи с детьми, конечно, требуют душевных сил, времени, труда. Но, ведь и мы счастливы.

Консультация для воспитателей «Научить учиться» (Реализация системно-деятельностного подхода в практике работы ДОУ) Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребёнка и тогда, когда мы.

Выступление «Что такое квест» на педсовете Квест (от английского - поиск) – представляет собой активную, приключенческую игру, в которой команда, используя свои знания, интеллект,.

Выступление на педсовете «Игры Анатолия Залмановича Зака» Игры Анатолия Залмановича Зака Родители всегда радуются, когда ребёнок хорошо соображает: он и учится лучше и шалит меньше. Народная мудрость.

Выступление на педсовете «Игры с малышами» В игре детей есть часто смысл глубокий. (Шиллер И.) Выступление на педсовете «Игры с малышами» Игра — это огромное светлое окно, через.

Выступление на педсовете «Приобщение детей старшей группы к здоровому образу жизни» (из опыта работы) Моя главная задача – организовать педагогический процесс, сберегающий здоровье ребенка дошкольного возраста и воспитывающий ценностные отношения.

Выступление на педсовете «Внимание! Ребенок и улица!» В группе раннего возраста дети от 1,6 до 2 лет. В раннем возрасте малыш развивается в разных видах деятельности, проявляет первые эмоциональные.

Выступление на педсовете «Дети будут сильными, гибкими и смелыми» Дошкольное детство - уникальный период в жизни человека, когда формируются здоровье, осуществляется развитие физическое, умственное, нравственное,.

Выступление на педсовете «Воспитание интереса к подвижным играм и физическим упражнениям» (Из опыта работы) Уважаемые коллеги! Игровая деятельность служит основой для нормального роста и развития ребенка. Игра может быть средством самопознания,.

Выступление на педсовете «Взаимодействие ДОУ и семьи»Выступление на педсовете «Взаимодействие ДОУ и семьи» Взаимодействие ДОУ и семьи. От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего.

Библиотека изображений:
  • Сюжетные картинки
  • Сюжетные картинки
  • Сюжетные картинки
Автор публикации:
Выступление на педсовете «Реализация ФГОС дошкольного образования в практике работы»
Опубликовано: 16 апреля 2016 в 16:41
+29Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 16.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Мастер-класс «Ваза из газетных трубочек»
Мастер – класс рассчитан как для детской аудитории, так и для педагогов дополнительного образования, воспитателей, мам и бабушек, и для всех тех, кто...
«Воздух-невидимка» занятие в старшей группе по программе «Детство»
Доброе время суток, мои коллеги! Хочу вас познакомить с нашим занятием "Воздух-невидимка". Цели: расширить знания детей о свойствах воздуха;...
Сценарий семейного праздника «Мы вместе! Мы рядом!» в средней группе
Цель: формирование представления о семье, как о людях, которые любят друг друга и заботятся друг о друге; вызвать положительный эмоциональный отклик; создать...
Конспект деятельности детей дошкольного среднего возраста «Давайте вместе поиграем»
Конспект деятельности детей дошкольного среднего возраста: « Давайте вместе поиграем» Цель: Способствовать развитию математического мышления, обучать приемам...
Консультация для родителей «Как научить ребёнка управлять своим гневом?»
Бывают такие ситуации, когда ребёнок кричит, стучит ногами, делает всё наперекор взрослым. В этом случае родители настолько возмущены поведением ребёнка,...