Папки-передвижки

Выступление «Рассказывание по набору сюжетных картинок»

Елена Лапшина
Выступление «Рассказывание по набору сюжетных картинок»

Рассказывание по набору сюжетных картинок

В методике развития речи выделяется несколько видов рассказов детей по картине. Одним из видов является рассказ по последовательной сюжет-ной серии картин. По существу ребенок рассказывает о содержании каж-дой сюжетной картинки из серии, связывая их в один рассказ. Данный этап работы – рассказывание по серии сюжетных картин (не более трех, воз-можен при наличии у детей умения описывать картины. Рассматривается и описывается каждая картина из серии, затем высказывания детей объеди-няются в один сюжет воспитателем или детьми. Причем уже в процессе рассматривания выделяются начало, середина, конец развивающегося во времени сюжета.

Публикация «Выступление „Рассказывание по набору сюжетных картинок“» размещена в разделах

Разработаны различные варианты предъявления картинок для состав-ления коллективного рассказа по сюжетной серии - на доске выставляют набор картинок с заведомо нарушенной последовательностью. Дети нахо-дят ошибку, исправляют ее, придумывают название рассказа и содержание по всем картинкам; вся серия картинок находится на доске, первая картин-ка открыта, другие закрыты. После описания первой открывают по поряд-ку следующую, каждая картинка описывается. В конце дети дают название серии, отбирают самое удачное. Такой вариант развивает воображение, умение предвидеть развитие сюжета; дети размещают в нужной последова-тельности неправильно расположенные картинки, затем составляют рас-сказ по целой серии. Они договариваются между собой, кто в какой после-довательности будет рассказывать (закрепляется представление о компо-зиции рассказа).

Методику предъявления картин можно варьировать и дальше. Каждый вариант решает ряд задач: формирование представлений о композиции, развитие умений описывать сюжет, предвидеть его развитие, придумывать начало и середину, когда известен конец, и др.

Рассмотрим приёмы работы по сериям сюжетных картинок :

1. Взрослый дает по картинкам образец рассказа, а ребенок повторяет этот рассказ.

2. Ребенок самостоятельно рассказывает о том, что нарисовано на картин-ках, придумывает название рассказу.

3. Взрослый дает начало рассказу, а ребенок заканчивает его или может повторить весь рассказ.

4. Взрослый размещает на наборном полотне серию сюжетных картинок. Ребенок рассматривает их. Взрослый знакомит ребенка с их содержанием, затем повторяет рассказ, а ребенок находит и показывает соответствую-щую картинку. После этого ребенок самостоятельно рассказывает по кар-тинкам.

5. Взрослый читает рассказ, сам раскладывает картинки. После этого пред-лагает самостоятельно разложить картинки в нужной последовательности и повторить рассказ. В случае затруднения можно помочь наводящими вопросами.

6. На наборном полотне расставлена серия сюжетных картинок. Взрослый задает наводящие вопросы по содержанию, помогая осмыслить его и уста-новить причинно-следственные связи.

7. Ребенку раздают картинки одной серии в любой последовательности. Взрослый дает план рассказа, по которому ребенок раскладывает картин-ки в нужной последовательности и составляет рассказ по картинкам.

8. Ребенку раздают серию картинок для установления их последовательно-сти. Взрослый начинает рассказ по первой картинке, ребенок должен про-должить по своим картинкам.

9. Ребенок получает серию картинок. Его задача – подобрать в нужном порядке картинки и передать содержание каждой. Так ребенок составляет целый рассказ.

10. Составив рассказ по серии картинок, ребенок придумывает его назва-ние. Затем дополняет рассказ предыдущим и последующим событием.

В зависимости от возраста детям предлагаются серии разной слож-ности. В 3- 4 года – серию из двух картинок, в 4-5 лет – серию из трех-четырех картинок, в 5- 6 лет – серию из 5 картинок. Однако в каждом кон-кретном случае надо учитывать индивидуальные возможности ребенка. В процессе работы по обучению детей рассказыванию по картине и по серии сюжетных картин происходит развитие связной речи, мышления, вообра-жения, наблюдательности, пространственной ориентации; решаются вос-питательные задачи: дети учатся выслушивать рассказы сверстников, по-могать им в случае затруднений, замечать речевые и логические ошибки и доброжелательно их исправлять.

Проанализировав материалы по методике развития речи, можно сделать вывод, что дошкольники в процессе формирования умения состав-лять рассказ по серии сюжетных картинок практически овладевают:

- умениями выделять признаки текста (текст имеет тему, главную мысль; его можно разделить на части, озаглавить; предложения текста связаны общей темой);

- умениями пользоваться речевыми средствами выразительности (темп, громкость, тон, логические паузы и ударения, а также имеют представле-ния о мимике, жестах – как невербальных средствах выразительности ре-чи;

- умением рассматривать, анализировать предложенные картинки;

- умением видеть сюжетную линию в предложенной серии картинок, соот-носить свой текст с содержанием картинок, отражать в своем тексте идею картинок;

- умением озаглавливать рассказ по картинке, серию картинок и каждую в отдельности.

А также обладают умениями связной речи:

- понимать и раскрывать тему и основную мысль;

- собирать материал к высказыванию и излагать его последовательно, связно.

Формирование речевых умений возможно лишь в том случае, если оно будет постепенным, взаимосвязанным, всесторонним, проработанным в практической деятельности детей. Все знания должны «проходить через руки дошкольников», они должны основываться как на личном опыте де-тей, так и на пройденном материале.

Для формирования и развития у детей мотивации в обучении, необ-ходимо использовать разнообразный дидактический материал, отвечаю-щий современным интересам дошкольников. Подобранные воспитателем картинки должны быть близки к занятиям, наблюдениям, воспитательным беседам, социальному опыту самих детей.

Список используемой литературы

1. Алексеева М. М., Яшина Б. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. - М. : Издательский центр «Акаде-мия», 2000

2. Короткова Э. П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыва-нию. – М., Просвещение, 1982

3. https://www.maam.ru/

Публикации по теме:

Конспект НОД «Описание по набору игрушек» «Описание по набору игрушек» Программное содержание: учить составлять, с помощью взрослого, короткий повествовательный рассказ – описание.

Конспект занятия по развитию речи «Рассказываем по набору игрушек» в младшей группе ГБОУ Школа №1161 (СП №5) Конспект занятия по развитию речи на тему: «Рассказываем по набору игрушек» младшая группа Подготовила.

Конспект индивидуального занятия «Пересказ текста с помощью сюжетных картинок» Цель: Формирование навыка пересказа текста с использованием сюжетных картинок. Коррекционно- образовательные задачи: совершенствовать.

Конспект логопедического занятия по формированию связной речи «Составление рассказа по серии сюжетных картинок» Тема: «Составление рассказа по серии сюжетных картинок» Коррекционно-образовательные задачи 1. Учить детей составлять рассказ с наглядной.

Конспект НОД для детей подготовительной группы «Творческое составление рассказа по серии сюжетных картинок» КОНСПЕКТ НОД ДЛЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ "ТВОРЧЕСКОЕ СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗА ПО СЕРИИ СЮЖЕТНЫХ КАРТИНОК" Цель: Формирование навыка составления.

Конспект образовательной деятельности по развитию речи по серии сюжетных картинок «Как мышка кошку перехитрила» Конспект образовательной деятельности по развитию речи по серии сюжетных картинок “Как мышка кошку перехитрила” в группе старшего возраста.

Конспект творческого рассказывания для детей подготовительной группы по серии сюжетных картинок Цель. Формирование навыка составления небольшого рассказа творческого характера по картинке, предложенной логопедом из серии сюжетных картинок.

Конспект занятия по развитию речи «Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Заяц и снеговик» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Дюймовочка» Конспект непосредственно - образовательной.

Консультация для родителей и педагогов детей 2–4 лет «Серия сюжетных картинок для детей» Консультация для родителей и педагогов детей 2-4лет. Воспитатели: Гаврюшкина Л. Н Говорченко А. А «Серия сюжетных картинок для детей» Главная.

Составление сюжетного рассказа по набору игрушек совместно с воспитателем (вторая младшая группа) Задачи: - Связная речь: учить составлять с помощью взрослого короткий повествовательный рассказ; - Словарь и грамматика: учить правильно.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Выступление «Рассказывание по набору сюжетных картинок»
Опубликовано: 12 сентября 2018 в 18:28
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД