Папки-передвижки

Взаимодействие детского сада и семьи в экологическом воспитании дошкольников

Любовь Шамина
Взаимодействие детского сада и семьи в экологическом воспитании дошкольников

От того, как прошло его детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира - от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш.

(Василий Александрович Сухомлинский)

Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников является одной из составных частей работы дошкольного учреждения. Только опираясь на семью, только совместными усилиями мы можем решить главную нашу задачу - воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного.

Публикация «Взаимодействие детского сада и семьи в экологическом воспитании дошкольников» размещена в разделах

Главное в экологическом воспитании – личная убежденность педагога, его умение заинтересовать весь коллектив, пробудить у детей и родителей желание любить, беречь и охранять природу и тем самым быть эталоном подражания для дошкольников. А это возможно только при одном условии - если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой : понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.

В работе с родителями по экологическому воспитанию детей необходимо использовать все доступные формы взаимодействия с семьей. Я в течении многих лет занимаюсь экологией, провожу планомерную работу с родителями.

Было проведено анкетирование семей по вопросам:

- Что такое природа? И от кого ее надо беречь?

- Нужно ли экологическое образование в ДОУ?

- Как вы реализуете это направление в семье?

- Что вы ждете от детского сада?

- Какие формы совместной работы вы считаете наиболее эффективными: родительское собрание, открытое занятие, посещение семей воспитателями, беседы с родителями, совместные дела детского и родительского коллективов, педагогические конференции в ДОУ?

В результате анкетирования было отмечено: все родители считают, экологическое воспитание дошкольников является важным компонентом воспитательного процесса. Также родители считают что, состояние здоровья ребенка зависит от состояния окружающей среды.

Родители осуществляют экологическое воспитание детей в семье в

таких совместных формах деятельности, как: беседы с ребенком, подкормка

птиц, отдых на природе, наблюдение за природными объектами, чтение

художественной литературы природоведческого содержания, просмотр

фильмов о природе образовательного содержания, экскурсии и прогулки.

Все родители знакомят своих детей с правилами

поведения в природе.

Родители отмечают, что хотели бы получить от дошкольного

образовательного учреждения информацию по экологическому воспитанию

дошкольников об охране окружающей среды и экологии края.

Проанализировав анкеты, я выяснила, что экологическое воспитание

актуально, и необходимо продолжать проводить мероприятия по

экологическому воспитанию дошкольников.

Я использовала разнообразные формы работы с родителями. Родители принимали активное участие в изготовлении декораций для проведения игр – занятий, праздников, вечеров, акций; изготовлении экологических игр, пособий, альбомов; в тематических праздниках и развлечениях: «В гостях у Лесовичка», «Осенняя ярмарка», в подготовке и проведению развлечения «День земли». Дети показали свои знания и умения бережного отношения к природе. Родители помогали в изготовлении дидактических игр экологического содержания : «Времена года», «Растительный мир», «Животный мир» и др.

Родители также принимали активное участие в изготовлении плакатов, макетов, различных поделок из природного материала. Были проведены выставки совместных работ родителей, детей, воспитателей, которые мы отправляли на районные конкурсы.

Для родителей были размещены консультации и памятки: «Экологическое воспитание ребенка в семье», «Правила поведения в природе», «Экологические игры с ребенком», «Задачи экологического воспитания ребенка в семье» и т. д.

Родительские собрания проходили в не традиционной форме: образовательно - игровой семинар «Учите детей чувствовать природу»; викторина «Природа – наш дом» и т. д. Родители с огромным удовольствием принимали участие, были положительные отзывы.

При непосредственном участии родителей был организован мини – огород на окне, рассказали детям о том, что растения живые, их сажают семенами в землю, поливают, выращивают. Родители приносили различную рассадку, а ребята ежедневно ухаживали за ней, наблюдали. Свои наблюдения дети заносили в дневники наблюдений.

Весной мы совместно с детьми и родителями пересаживали рассаду на огород, расположенный на участке детского сада. Детям очень нравилось ухаживать за своим огородом, рыхлить, поливать, полоть сорняки. Огород – это прекрасная возможность для экологического образования, он способен расширять представления детей о растениях, как живых организмах, об условиях, необходимых для роста и развития. Кроме того, через разнообразную деятельность на огороде, можно познакомить детей с правилами выращивания экологически чистой сельскохозяйственной продукции

Еще одной из эффективных форм сотрудничества с родителями является организация творческих конкурсов и выставок семей воспитанников. Участвуя в совместной работе, дети чувствуют свою значимость, гордость за своих родителей. А родители ощущают ответственность перед ребенком, поскольку не могут подвести его и оставить без внимания организуемую в дошкольном учреждении выставку. При этом участие родителей в выставках нельзя назвать формальным – они с интересом подключаются к созданию поделок, композиций, проявляют фантазию, творчески используют различные материалы. Темы некоторых конкурсов традиционны и планируются в соответствии с сезонными, календарными праздниками: «Осенние фантазии», «Лесная аптека» (сбор лекарственных трав)», «Мир цветов», конкурс на лучшую кормушку. Многие выставочные работы долгое время украшают уголок природы, интерьер нашей группы.

В нашем сельском дошкольном учреждении решение выдвинутых задач имеет особую, ярко выраженную специфику, обусловленную с одной стороны близостью природных условий (леса, речки, с другой – сельскохозяйственная деятельность людей. Воспитанники сельского детского сада имеют возможность наблюдать разнообразные и интересные явления в жизни растений и животных. Им доступны для обозрения объекты окультуренной природы – поля, теплицы, созданные и возделанные людьми. Важно и то, что дети постоянно находятся среди взрослых, которые трудятся на тех или иных сельскохозяйственных объектах; узнают не только из разговоров, но и видят воочию, как выхаживают молодняк животных, как выращивают различные садовые и овощные культуры.

Для того чтобы в теплый период наши наблюдения были яркими, разнообразными и вызывали массу положительных эмоций, мы предложили родителям совместно с детьми заняться посадкой семян цветов.

Перед приходом родителей была проведена беседа. Дети познакомились с такими садовыми инструментами, как лопатка, грабли, лейка. Рассмотрели и потрогали землю, посадили в нее «волшебную» луковицу. А также узнали, какие цветы вместе с родителями они посадят на прогулке. Посадка семян прошла замечательно, дети были заинтересованы деятельностью и остались очень довольны.

Был проведен мастер – класс «Экологическое развитие детей». Я познакомила родителей с играми и упражнениями по экологическому воспитанию дошкольников. Совместно с родителями мы обсудили актуальные проблемы формирования экологической культуры детей, различные формы деятельности с детьми по экологическому образованию дома

В рамках экологического проекта "Эколята-дошколята" детьми и родителями старшей разновозрастной группы под руководством воспитателей был создан стенд "Эколята - дошколята". На стенде размещена краткая информация о проекте, информация для родителей, подбор дидактических игр, пословиц и поговорок на экологическую тематику. Мы с ребятами изготовили несколько плакатов о том, как необходимо беречь и охранять природу.

Ещё на стенде есть клятва эколят - юных защитников природы. Дети и родители принимали активное участие в подборке материала, распечатке нужных фотографий, в изготовлении объёмных кукол Ёлочки и Шалуна, Тихони и Умницуы для украшения стенда! Дети с удовольствием помогали родителям и воспитателям приклеивать кармашки, фотографии и сказочных персонажей на стенд. А затем они долго рассматривали с большим интересом стенд и каждый из них находил себя на фотографиях, вспоминал какие добрые дела мы сделали для охраны природы. Была организована выставка рисунков и поделок «Эколята - дошколята». Было прочитано много книг, загадок, пословиц и стихотворений о природе. Проведены беседы, в которых дети принимали активное участие.

Совместно с родителями мы провели акции «Береги природу», «Мусор Земле не к лицу», «Сохраним лес».

Была проведена совместная акция «Чистый участок». Родители приняли активное участие в облагораживании территории детского сада.

Родители приняли участие в составлении «Красной книги» с целью расширить и углубить знания о редких растениях и животных, встречающихся в нашей местности внесенных в Красную книгу; развивать понимание значения роли животных и растений в жизни человека; закрепить навыки бережного отношения к живому и выявить причины исчезновения изучаемых растений и животных.

В работе с родителями используются домашние задания. Накануне выходных, отпуска, выезда семьи на природу дети и родители получают задание понаблюдать, затем рассказать, передать свои впечатления в рисунке, заготовить природный материал, изготовить поделки, сделать гербарий, собрать семена растений для пополнения групповых коллекций.

Таким образом, взаимодействие дошкольного учреждения и семьи поможет ребенку осознать свое место в природе, почувствовать свое единство с ней, важность и необходимость бережного, заботливого отношения ко всем живым организмам и всему природному окружению в целом.

Но мы не останавливаемся на достигнутом, ищем новые пути сотрудничества с родителями! Каков человек – таков мир, который он создаёт вокруг себя. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать всё живое.

«Семья — это та первичная среда,

где человек должен

учиться творить добро».

(Сухомлинский В. А.)

Публикации по теме:

Взаимодействие детского сада и семьи по художественно-эстетическому развитию детейВзаимодействие детского сада и семьи по художественно-эстетическому развитию детей Художественно-эстетическое развитие дошкольника имеет широкий смысл, так как оно предполагает не только введение ребенка в мир искусства,.

«Взаимодействие детского сада и семьи по вопросам укрепления физического здоровья детей по ФГОС ДО» из опыта работы«Взаимодействие детского сада и семьи по вопросам укрепления физического здоровья детей по ФГОС ДО» из опыта работы Новые требования к образованию детей дошкольного возраста продиктованы Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного.

Взаимодействие детского сада и семьи в формировании личностной готовности старших дошкольников к школе (из опыта работы) Слайд 1. Слайд 2. Личностная готовность является важным структурным компонентом психологической готовности к школьному обучению, все составляющие.

Взаимодействие ДОУ и семьи в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста Доклад на Епархиальном этапе XXVII Международных Рождественских образовательных чтений «Молодежь: свобода и ответственность». Притча «Каким.

Консультация для родителей «Детская художественная литература в экологическом воспитании дошкольников в семье»Консультация для родителей «Детская художественная литература в экологическом воспитании дошкольников в семье» Перед проведением консультации предложить родителям ответить на следующие вопросы: 1. Как вы покупаете книги своему ребенку?На что обращаете.

Консультация для родителей «Использование художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников»Консультация для родителей «Использование художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников» Дошкольное детство - начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается.

Совместное творчество сближает! Взаимодействие детского сада и семьиСовместное творчество сближает! Взаимодействие детского сада и семьи Совместное творчество сближает! «Дети – это счастье, созданное нашим трудом. Занятия, встречи с детьми, конечно, требуют душевных сил,.

Консультация «Взаимодействие семьи и детского сада в условиях ФГОС» … Какими бы прекрасными ни были наши дошкольные учреждения, самыми главными «мастерами», формирующими разум, мысли наших малышей, являются.

Взаимодействие детского сада и семьи в процессе формирования художественно-эстетического развития детейВзаимодействие детского сада и семьи в процессе формирования художественно-эстетического развития детей В современном мире как никогда прежде важно поддерживать взаимодействие детского сада и семьи. Этот процесс должен быть, прежде всего, диалогом.

Взаимодействие детского сада и семьи в соответствии с ФГОС в зимнее время годаВзаимодействие детского сада и семьи в соответствии с ФГОС в зимнее время года Одно из приоритетных направлений в работе дошкольных учреждениях с внедрением ФГОСТ дошкольного образования,является взаимодействие детского.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Взаимодействие детского сада и семьи в экологическом воспитании дошкольников
Опубликовано: 19 февраля 2022 в 16:00
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД