Взаимодействие ДОУ и семьи как условие формирования у дошкольников основ здорового образа жизни.

Светлана Мамедова
Взаимодействие ДОУ и семьи как условие формирования у дошкольников основ здорового образа жизни.

Первоочередной задачей дошкольного образовательного учреждения является укрепление здоровья ребенка. Поэтому очень важна оздоровительная работа, проводимая в ДОУ и представляющая собой систему лечебно-профилактических и оздоровительных мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья детей. Однако наше дошкольное образовательное учреждение, основываясь на современном понимании оздоровления не только как медицинского, но и образовательного направления, стремится сформировать у детей основы здорового образа жизни, воспитать желание быть здоровым.

Одним из самых важных аспектов проблемы формирования у детей основ здорового образа жизни является работа ДОУ с семьей. Ведь воспитание у дошкольников культуры здоровья без тесного сотрудничества с семьей практически невозможно.

Поэтому перед нами встал вопрос о том, как добиться более тесного контакта с родителями, сделать их своими партнерами в нашем общем деле. В решении этого вопроса нам помогают следующие принципы, которых мы придерживаемся в своей работе:

1. Принцип партнерства, взаимопонимания и доверия. Родители, приведшие своего ребенка впервые в детский сад, всегда очень настороженно относятся к педагогам. Для того, чтобы преодолеть эту отстраненность, нам необходимо расположить родителей к себе, добиться их взаимопонимания и доверия, беседуя с ними об их детях, подмечая их особенности, привлекая родителей к решению различных задач. Родители чувствуют внимание к своему ребенку и к себе и становятся более открытыми для общения.

2. Принцип «Активного слушателя». В своей работе с родителями мы стремимся внимательно выслушивать каждого и в беседе «возвращать» то, что они рассказали, обозначив их чувства. Например, мама Максима делится своими переживаниями о том, достаточно ли тщательно одевается ее ребенок на прогулку, так как он подвержен простудным заболеваниям. Беседуя с ней, мы объясняем, что хорошо понимаем ее беспокойство и озабоченность, и проконтролируем, как Максим одевается на прогулку.

3. Принцип согласованности действий. Мы стараемся подробно познакомить родителей с правилами, действующими в нашей группе, и согласовать эти правила с ними. Ведь иначе будет невозможно сформировать у ребенка основы здорового образа жизни. Например, стараемся убедить родителей в необходимости придерживаться режима дня даже дома, чтобы избежать переутомления и капризов ребенка.

4. Принцип самовоспитания и самообучения. Мы призываем родителей признать свои вредные привычки и постараться от них избавиться, заняться самообразованием и самовоспитанием, чтобы быть примером для своего ребенка. Ведь ребенок тонко почувствует обман, если папа будет говорить о пользе утренней гимнастики, лежа на диване.

5. Принцип ненавязчивости. Все свои советы и просьбы стараемся облекать в ненавязчивую форму, чтобы избежать принуждения и достичь взаимопонимания и доверия.

6. Принцип жизненного опыта. Обладая определенным опытом в воспитании детей, активно делимся им с родителями. Но и не пренебрегаем опытом самих родителей, внимательно выслушивая их. Например, мама Данила О. обсуждает с воспитателем проблему частых простудных заболеваний своего сына. Воспитатель дает советы, как оздоровить ребенка, как правильно одевать его на прогулку. В беседу включается мама Семена и делится своим опытом оздоровления ребенка.

7. Принцип безусловного принятия ребенка. Этого принципа мы придерживаемся в своей повседневной работе и объясняем родителям, что принимать ребенка – значит любить его не за что-то, а просто так, за то, что он есть.

На начальном этапе работы с семьями группы нашей основной целью было налаживание взаимопонимания между нами и родителями, достижение заинтересованности родителей проблемой формирования здорового образа жизни детей. Необходимо было подвести родителей к пониманию того, что нужно заботиться не только о том, тепло ли одет ребенок, не продует ли его, но и задуматься над вопросом, как приучить ребенка следить за своим здоровьем, воспитать культуру здоровья.

Этот этап работы носил просветительский характер. Первоначально мы провели среди родителей анкетирование и интервьюирование, благодаря которым смогли выяснить, что беспокоит родителей в здоровье их детей, какие проблемы со здоровьем у ребенка уже существуют (аллергия, хронические заболевания, какие вопросы детского здоровья вызывают наибольший интерес. Кроме того, нами был проведён социологический опрос и составлен социальный паспорт группы с целью лучше познакомиться с семьёй, выявить трудности семейного воспитания, определить наиболее «популярные» формы работы с родителями. Затем мы подробно познакомили родителей с работой по формированию здорового образа жизни детей, проводимой в нашей группе.

Совместно с родителями была организована «Родительская гостиная», работа которой включает разнообразные формы. Проводятся тематические собрания («Нужен ли ребенку режим дня», «Как правильно закалять ребенка?», «Питание ребенка в детском саду и дома», «Вакцинация детей против гриппа», «Развитие физических качеств детей в повседневной жизни», «Отдых и оздоровление детей в летний период», «Профилактика плоскостопия», «Витамины и их значение для детского здоровья», «Значение физкультуры в жизни семьи», на которых родители не только выслушивают мнения специалистов, но и активно вступают в дискуссию, обсуждая волнующие их вопросы. Выпускаются и размещаются в родительском уголке консультации и газеты («Формирование правильной осанки у детей дошкольного возраста», «Я прививок не боюсь, если надо – уколюсь», «Берегите зрение ребенка», «Активные игры с ребенком на свежем воздухе», «Предупреждение травматизма детей», «Как приучить ребенка к гигиене» и т. д.). Большой популярностью у родителей пользуется такая форма работы, как проведение консультационных дней. Мы подбираем и предлагаем родителям научно-популярную литературу о здоровом образе жизни, организуем консультации специалистов (врача, физ. инструктора, методиста, мед. сестры, психолога, разрабатываем совместно с врачом и медицинской сестрой индивидуальные рекомендации.

Все эти мероприятия позволили нам привлечь внимание родителей к проблеме формирования здорового образа жизни детей, заручиться их поддержкой в этом нелегком деле.

Конечно же, ничто так не сближает родителей, детей и воспитателей, как совместно проведенные праздники. Поэтому мы разрабатываем и проводим различные мероприятия, посвященные формированию здорового образа жизни дошкольников. Например, организуем различные спортивные досуги («В здоровом теле – здоровый дух, «Спорт – это наше здоровье, красота, смех», «День бегуна», «Малые олимпийские игры»). Эти досуги посвящаются знаменательным датам, таким как Международный День Здоровья (7 апреля).

Всегда весело и задорно проходят развлечения, посвященные праздникам 23 февраля и 8 марта (конкурсы «А ну-ка, мальчики!», «А ну-ка, девочки!», веселые соревнования и игры («Сильные, быстрые, ловкие!», «Счастливый случай»). Эти мероприятия помогают взрослым раскрепоститься, более непринужденно общаться между собой и с воспитателями. Родители имеют возможность наблюдать своего ребенка среди сверстников, сравнить его физическое развитие с другими детьми. Дети же испытывают радость и гордость от того, что их мамы и папы пришли на праздник не просто посмотреть, но и повеселиться вместе с ними. Совместные досуги и праздники тесно сближают родителей и детей, дают всем положительные эмоции и приятные воспоминания.

Кроме того, регулярно проводим «Дни открытых дверей» и приглашаем родителей посетить детский сад и посмотреть, как проводит время их малыш, как проходят в группе оздоровительные мероприятия. Также мы организуем и проводим совместно с родителями семейные праздники, например день рождения ребенка. Родители сами придумывают сценарий и проводят развлечения для детей. Такие праздники сплачивают детский коллектив и разнообразят досуг детей, предоставляя им больше возможности для активных действий.

Так как организовать посещение театров, кинотеатров, музеев, спортивных соревнований, выезд на природу совместно с родителями и детьми достаточно сложно, мы стараемся убедить родителей как можно чаще проводить свое свободное время с ребенком и посещать различные мероприятия, проводимые в городе. Ведь это развивает ребенка, сближает его с родителями, помогает обрести семейные традиции, которых так не хватает многим современным семьям. Например, у многих семей нашей группы стало традиционным совместное посещение городского катка на стадионе «Шахтер», выезды в минусинский бор. Некоторые семьи устраивали совместные походы в кинотеатр и на выставки в Краеведческий музей. Эти мероприятия подружили детей и родителей, многие ходят друг к другу в гости, организуют вечера развлечений.

Для того, чтобы работа по привлечению родителей к проблеме формирования здорового образа жизни детей была более эффективной, мы организуем распространение передового семейного опыта. Для этого проводим родительские собрания в форме «круглых столов», на которых выступают родители, желающие поделиться опытом, обсуждаются различные проблемы («Личный пример родителей в формировании здорового образа жизни дошкольника», «Семейные традиции – основа здорового образа жизни в семье», «Профилактика инфекционных заболеваний», «Роль отца в воспитании ребенка»). Родители детей подготовительной группы охотно откликаются на такие предложения и активно участвуют в мероприятиях, накопив свой опыт в воспитании детей.

Этот свой опыт они активно используют, участвуя в выставках газет, выпущенных родителями совместно с детьми («Мама, папа, я – спортивная семья», «Наш семейный отдых зимой», «Я так хочу, чтобы лето не кончалось!»). Выпуск семейных газет позволяет детям не только рассказать, но и показать, как они проводят выходные и праздники в кругу своей семьи, поделиться впечатлениями. Кроме того, хорошей традицией группы стала организация выставок поделок детей и родителей, фотовыставок, оформление семейных альбомов и составление генеалогического древа ребенка. Таким образом, родители вовлечены с детьми во все события группы и принимают активное участие во всем происходящем.

Проведение этой работы позволило нам сплотить детский коллектив и родителей между собой, помогло нам добиться взаимопонимания и доверия родителей, вызвать их интерес к проблеме формирования здорового образа жизни детей и стать активными участниками этого процесса.

Публикации по теме:

Образовательная область «Здоровье». Содержание образовательной области «Здоровье»:Пояснительная записка          .

Парциальные программы и технологии по физическому воспитанию 3 Программа «Здоровье» (Автор: В. Г. Алямовская). Программа представляет собой комплексную систему воспитания физически здорового, разносторонне.

Библиотека изображений:
  • День семьи
  • День семьи
  • День семьи
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Взаимодействие ДОУ и семьи как условие формирования у дошкольников основ здорового образа жизни.
Опубликовано: 14 января 2012 в 09:02
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотоотчет «Творческая деятельность детей как средство развития познавательной...
Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию свой опыт работы по теме "Творческая деятельность детей как средство развития познавательной активности". По...
Физическая культура — залог здоровья!
Спорт занимает особое место в жизни детей и подростков. Он необходим не только для гармоничного развития тела, но и для создания чувства дисциплины. Спорт...
Аппликация в старшей группе «Осенний урожай ёжика»
Цель: закрепить представления детей об осенних изменениях в природе, о многообразие и пользе осенних даров природы, воспитывать у детей бережное отношение к...
Осеннее дерево
"Листопад, листопад, листья по ветру летят. " Апликация. Коллективная работа детей второй младшей группы. Здравствуйте, уважаемые коллеги! Совсем недавно...
Сценарий осеннего утренника в средней группе «В осеннем лесу»
В ОСЕННЕМ ЛЕСУ. ( средняя группа) Дети под осеннюю песенку забегают в зал. Становятся полукругом. Ведущая: Наступила снова Осень, Птицы в теплый край...