Взаимодействие семьи и педагога в развитии навыков общения у детей с ОВ дошкольного возраста

Елена Ромашина
Взаимодействие семьи и педагога в развитии навыков общения у детей с ОВ дошкольного возраста

В современной педагогике убедительно доказано, что семья является первым социальным институтом формирования личности ребенка, в ней закладывается фундамент его нравственности. В семье ребенок приобщается к духовным ценностям, именно с ней он постигает азы гуманных чувств и отношений, умение общаться с людьми, осваивает нормы культуры поведения, становится членом семейного коллектива. У родителей есть уникальный педагогический потенциал – это сила их примера, авторитет. Главная особенность семейного воспитания состоит в том, что отношения между членами семьи строятся на любви, уважении, симпатии, доверии, взаимной привязанности.

Развитие коммуникативных способностей начинается в семье, в ежедневном общении с родителями, братьями и сестрами, бабушками и дедушками. Влияние характера взаимоотношений в семье на психологическое развитие ребенка огромно, и чем раньше взрослые это осознают, тем меньше проблем возникает у малыша в будущем.

В ст. 18 Закона РФ «Об образовании» подчеркивается, что родители являются первыми воспитателями своих детей. Они закладывают основы физического, нравственного и интеллектуального развития ребенка.

К сожалению, существует немало семей, в которых взрослые допускают типичные ошибки: недостаточно общаются с детьми, уделяют им мало внимания, относятся к детям как к уменьшенной копии взрослых, используют физические наказания, запугивают детей, нарушают их режим, формируют, сами того не желая, отрицательные привычки. Встречаются родители, которые твердо убеждены, что в наше время многие нравственные нормы поведения исчерпали себя и не являются для детей необходимыми, и поэтому стараются воспитать у ребенка такие качества, как умение постоять за себя, не дать себя в обиду и т. д. В противовес доброте, чуткости, пониманию другого человека у детей нередко воспитывается умение бездумно применять силу, решать возникающие конфликты за счет подавления другого, пренебрежительное отношение к окружающим. Иногда такая мораль с течением времени оборачивается против самих родителей. Отсюда вытекает крайне актуальная задача – помочь родителям научить ребенка проявлять отзывчивость, сочувствие, сопереживание, гуманное отношение к окружающим, сформировать навыки культуры общения.

Руководство семейным воспитанием – дело тонкое и деликатное. Семья – самый интимный коллектив, и семейному воспитанию необходима научная основа, ею должны овладеть все родители, и им крайне важно оказать помощь со стороны педагогов. Причем только взаимодействие педагога и семьи, т. е. совокупность действий, субъектов, объединенных общей целью в деятельности, обеспечивает влияние на развитие личности дошкольника.

Развитие и совершенствование навыков общения у детей с ОВ на разных этапах дошкольного периода жизни требует от педагогов, психологов, родителей много внимания и терпения. Педагоги совместно с родителями должны вести усиленное наблюдение за поведенческими и речевыми реакциями детей во всех видах деятельности, чтобы помочь и направить развитие коммуникативных навыков.

Таким образом, доброжелательное отношение родителей к ребенку и сотрудничество со специалистами способствует формированию навыков межличностного общения у детей с ОВ.

Взаимодействие является эффективным при решении всех воспитательно-образовательных задач, которые входят в систему ценностей как педагогов, так и родителей, а также при определении содержания совместной воспитательно-образовательной работы. Важное место в организации взаимодействия занимает общение педагогов с родителями.

В работе с родителями очень важно достичь единства в воспитательных воздействиях на детей. С этой целью педагог проявляет большой интерес к тому, как его воспитанники проявляют заботу о близких людях в семье. С целью достижения открытости родителей в общении, а также повышения авторитета педагога общение с родителями следует строить на основе диалога, взаимного уважения. Это позволит формировать у родителей осознанное критическое отношение к своей воспитательной деятельности. Если родители становятся партнерами по общению, а не учениками, если учитываются потребности родителей в педагогических знаниях, то предлагаемые педагогом рекомендации воспринимаются как интересное и полезное. Общение с родителями требует терпения, такта от педагога и проявления уважительного отношения к детям.

Педагог должен своевременно информировать родителей о возможных ошибках семейного воспитания, давать практические советы и рекомендации по преодолению проблем родительско-детских отношений.

В работе с родителями можно использовать анализ педагогических ситуаций. Например, предложить вопрос: «Какие психологические особенности проявились в словах и действиях детей?», мысленно проиграть варианты своего поведения в предлагаемой ситуации. Целью данной работы является обучение родителей пониманию состояния ребенка, умению проникнуться его интересами желаниями, выяснить, что лежит в основе тех или иных поступков и определить свои действия.

Необходимо постоянно обращать внимание родителей на то, что, поощряя ребенка за незначительную помощь, подчеркивая его причастность к общим проблемам и заботам семьи, они тем самым вызывают положительные эмоции у ребенка, укрепляют веру в свои силы, пробуждают социально необходимые качества личности. Очень важно разъяснять родителям роль их собственного участия в совместной с ребенком деятельности, в ходе которой они личным примером способствуют развитию его личностных качеств: внимания к другому, умение прислушаться и понять другого, откликнуться на его просьбы, состояние.

Новой формой работы с родителями является проведение дискуссий, например, на тему «Почему необходимо соблюдение единства требований к детям». В ходе ее родителям предлагается привести примеры из их собственного опыта, поделиться использованными методами воспитания у детей сочувствия, доброжелательности, внимания к членам семьи. Попутно можно выяснить, что беспокоит родителей в детях, какие нравственные качества им не удается сформировать у ребенка и почему.

Для успешной работы с родителями необходимо хорошо знать особенности и условия воспитания ребенка в семье. Поэтому рекомендуется включить в план работы с родителями форму патронажа, т. е. посещение семьи в течение года 1-2 раза и при необходимости оказывать родителям квалифицированную педагогическую помощь. Находясь в семье, педагог получает важную информацию. С целью выявления ценностных ориентаций родителей, того, что они считают самым важным в воспитании ребенка, проводится анкетирование, опрос. Например, можно выяснить, с какими трудностями они сталкиваются в воспитании детей, из каких источников получают педагогические знания, по каким проблемам воспитания желают получить помощь со стороны специалистов.

Информацию о развитии навыков общения у ребенка в семье следует выявлять через разные формы взаимодействия с родителями в том числе и нетрадиционные – в индивидуальных и групповых консультациях, беседах, за «круглым столом», на вечерах вопросов и ответов, на родительских собраниях и т. д. Учитывая пожелания родителей, можно пригласить на эти встречи методиста, психолога и др. специалистов, которые смогут ответить на интересующие родителей вопросы.

Практика показывает, что творческое, ответственное отношение педагога к подготовке и проведению мероприятий, желание привлечь родителей к активному участию в них, способствует результативности, поддержанию интереса семьи и созданию коллектива единомышленников в реабилитации детей с ОВ.

Для успешного взаимодействия педагога с родителями могут использоваться разные средства наглядной пропаганды. Их рекомендуется демонстрировать на стенде «Для вас, родители!», содержание которого обновляется ежемесячно. Особый интерес у родителей вызывают рубрики «О наших детях», «Памятки для родителей», «Правила для родителей», «Советы специалиста», «Информация для родителей», «Мы растем», «Это интересно».

В индивидуальной работе с родителями необходимо использовать папки-передвижки, папки-раскладушки. Например, в папке «Словарь вежливого человека» содержатся высказывания педагогов и писателей о вежливости, общей культуре человека, даются советы по воспитанию вежливости у дошкольников, предлагаются произведения для чтения детям, разъясняется, как поступить в той или иной ситуации. Родители могут взять папки-передвижки домой на неделю, после чего проводятся беседы о содержании помещенного материала.

В совместной работе «Взрослый – ребенок» можно проводить конкурсы, выставки семейных рисунков, поделок из природного материала, мягких игрушек, подушек-игрушек. Такая работа поможет лучше узнать семьи наших воспитанников.

Особое значение для последующего взаимодействия воспитателя с семьей приобретает создание творческих семейных проектов. Воспитатель объясняет родителям, что для более близкого знакомства с каждым ребенком и его семьей необходимо больше узнать о них. С этой целью родители в кругу семьи, вместе с ребенком создают творческие проекты. Например: «Я и моя семья», «Я и то, что я люблю», «Мои успехи», «Я сам» и т. д.

Для того, чтобы способствовать развитию у ребенка умений, которые пригодятся ему в реальном общении с окружающими, нужно привлекать родителей к посещению занятий по развитию навыков общения, праздников и других мероприятий РЦ и группы. Нужно вовлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс, разнообразить формы дифференцированной работы с ними, чтобы пробудить интерес к жизни детей, активизировать участие родителей в жизни РЦ.

В конце учебного года целесообразно подводить итоги. На итоговом родительском собрании педагог рассказывает о том, какая работа проводилась в группе и каковы ее результаты. Родители, в свою очередь, сообщают о своих впечатлениях, достижениях. Только совместными усилиями можно добиться положительного результата в воспитании ребенка.

Установление правильных отношений педагогов и родителей на основе уважения, доброжелательной критики, содействующей воспитанию как родителей, так и педагогов – важная задача и обязательное условие улучшения качества воспитания детей в РЦ и в семье.

Таким образом, в процессе работы с родителями педагог достигает единства в решении воспитательных задач, в использовании средств, методов влияния на детей и оказывает большую помощь в воспитании гуманных качеств личности у дошкольников, развитию у них навыков эффективного общения.

Публикации по теме:

Консультация для родителей на тему: «Игра в жизни детей». Консультация для родителей на тему: «Игра в жизни детей». Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре - важнейшему.

Консультация для родителей «Вместе с семьей» Ни одну воспитательную задачу нельзя успешно решить, если нет плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями.

Библиотека изображений:
  • День семьи
  • День семьи
  • День семьи
Автор публикации:
Взаимодействие семьи и педагога в развитии навыков общения у детей с ОВ дошкольного возраста
Опубликовано: 25 октября 2013 в 20:09
+3
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Детский мастер-класс «Сосна и ель»
Сосна и ель-хвойные деревья, обладающие ценными свойствами. Можно сказать, что эти деревья в большей степени очищают атмосферу, ведь еще издревле известно...
Тематическое планирование в подготовительной группе по программе «Истоки» (январь-май)
Январь – 1 неделя Новый год Рождество «Театр» Непосредственно образовательная деятельность Коммуникация: «Кто поёт, того беда не берёт» «Школа актёрского...
Фотоотчёт «Мир, который нужен мне!»
Фотоотчёт «Мир, который нужен мне! » ( наблюдение за деревьями, кустарниками, цветами) Много есть примет у весны. Каждая из них веселит взгляд и радует...
Мастер-класс: «Обьёмная снежинка»
«Час работы научит большему , чем день объяснений , ибо, если я занимаю ребёнка в мастерской , его руки работают на пользу его ума». Жан-Жак Руссо....
Оформление группы к Новому году
Новый год уже не загорами и хотелось бы порадовать себя и моих маленьких воспитанников чем то красивым и сказочным, так как у меня ясельная группа,...