МААМ-картинки

Взаимодействие специалистов ДОУ по речевому развитию детей дошкольного возраста

Лариса Максимова
Взаимодействие специалистов ДОУ по речевому развитию детей дошкольного возраста

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования выдвигает новые направления в организации речевого развития детей 3 – 7 лет. К семи годам речевое развитие ребёнка должно характеризоваться умениями задавать вопросы взрослому, в случаях затруднений обращаться к нему за помощью, адекватно использовать вербальные средства общения, а также владеть диалогической речью.

Публикация «Взаимодействие специалистов ДОУ по речевому развитию детей дошкольного возраста» размещена в разделах

ФГОС ДО определяет целевые ориентиры – социальные и психологические характеристики личности ребёнка, которые должны быть у них сформированы на этапе завершения дошкольного образования, среди которых речь занимает одно из центральных мест как самостоятельно формируемая функция, а именно: к завершению дошкольного образования ребёнок хорошо понимает устную речь, может выражать свои мысли и желания. Также речь включается в качестве важного компонента в следующие целевые ориентиры:

• Проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно – следственными связями, склонен наблюдать, экспериментировать.

• Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире.

• Проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности, способен к принятию собственных решений.

• Способен к волевым усилиям, может следовать социальным правилам поведения

У ребёнка должны быть сформированы те личностные качества, которые помогут емув успешной социализации и адаптации к школьному обучению.

Можно с уверенностью сказать, что ни один из целевых ориентиров не может быть достигнут без освоения речевой культуры, поскольку несформированная речевая деятельность оказывает негативное влияние на формирование психической сферы ребёнка и становление его личностных качеств. Прежде всего, дефекты речи приводят к нарушению в развитии высших психических функций, опосредованных речью:

-вербальной памяти

- смыслового запоминания

- слухового внимания

-словесно – логического мышления

Несформированность данных функций ведёт к значительному снижению умственной работоспособности и задержке в развитии познавательной деятельности, и как следствие, затрудняет переход ребёнка от игровой деятельности к учебной (не сформирована готовность к школьному обучению).

Ежегодное обследование детей показывает, что из 100 % детей 80% - дети с речевыми нарушениями и всего 20 % - дети у которых речевое развитие соответствует возрастной норме.

Исходя из данной проблемы, актуальность приобретает такая цель как интеграция образовательной области «Речевое развитие» с другими образовательными областями, успешность, которой зависит отэффективного взаимодействия всех участников коррекционно – образовательного процесса. В нашем детском саду это учитель – логопед, воспитатели, педагог- психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, родители

Схема взаимодействия

И сегодня нам хотелось бы рассказать о взаимодействии специалистов в нашем ДОУ по речевому развитию детей.

Цель взаимодействия :

Создание единого комплексного подхода к обучению и воспитанию детей, способствующему достижению целевых ориентиров дошкольников, обеспечивающих их дальнейшую успешную социализацию и адаптацию к школьному обучению

Задачи взаимодействия

• Разработка алгоритма взаимодействия специалистов ДОУ

• Разработка совместного тематического плана на основе единых лексических тем

• Организация предметно – пространственной среды, стимулирующей речевое и личностное развитие ребенка.

• Внедрение в образовательный процесс современных коррекционных и образовательных технологий

• Повышение уровня профессиональной компетентности специалистов

Формы взаимодействия специалистов :

- ПМПк (консилиум)

- тематические педагогические советы

- мини – педсоветы с участием педагогов, работающих в группе, которые посвящаются анализу недостатков речевого развития и выбору средств коррекционного воздействия применительно к каждому воспитаннику группы

- семинары – практикумы

- тренинги

- посещение занятий, игр, других видов детской деятельности, интегрированные занятия их последующий анализ

- индивидуальные беседы и консультации с педагогами, проводимые в рабочем порядке. И так,

Специалистами ДОУ был разработан алгоритм взаимодействия по следующим направлениям:

- диагностико – проектироврчному

- коррекционно – воспитательному

- оценочно – аналитическому

Алгоритм взаимодействия специалистов :

- диагностико – проектировочноенаправление,в рамках которого каждый специалист обследует ребёнка по своему профилю, выявляет особенности и трудности в его развитии и все характеристики объединяются в комплексную оценку актуального уровня развития ребёнка. В перспективе, выстраивание всей системы коррекционно – воспитательной работы. Позволяет родителям и педагогам следить за ходом развития ребёнка и осуществлять индивидуальный подход. Взаимодействие специалистов вданном направлении предусматривает выделение общих и частных задач изучения и оценкиуровня развития ребёнка (таблица, составление индивидуальных образовательных программ, разработка комплексно – тематического планирования.

- коррекционно – воспитательное направление, в рамках которого происходит реализация индивидуальных и групповых программ, комплексно – тематического планирования. Взаимодействие специалистов вданном направлении предусматривает реализациюкомплексного тематического планирования, состоящего из следующих структурных компонентов:

«Непосредственно – образовательная деятельность»

«Взаимодействие воспитателя с детьми»

«Самостоятельная деятельность детей»

«Взаимодействие родителей с детьми»

В разделе «Непосредственно – образовательная деятельность» отражены коррекционно – речевые задачи, которые решает каждый специалист в рамках той или иной лексической темы, содержание коррекционно – образовательной деятельности, формы её организации, интеграция с образовательными областями. В данном случае данная структура взаимодействия позволяет решать ряд речевых задач :

На занятиях познавательного цикла:

- активизация и обогащение словаря

- отработка правильных грамматических конструкций

- воспитание навыков связной речи

- совершенствование слухового внимания и фонематического восприятия

-закрепление правильного произношения звуков речи

- овладение разными речевыми моделями, простыми и сложными (ответы одним словом, словосочетанием, сложными предложениями)

занятия эстетического цикла (лепка, рисование, конструирование, аппликация) создают условия для развития навыков общения, так как совместное выполнение к –л поделки провоцируют оживлённые диалоги дошкольников. Поэтому эти занятия особенно ценны для детей со сниженной речевой инициативой. Нужно осознать педагогическую значимость сложившейся ситуации и стараться не запрещать общение детей друг с другом. В данном случае целесообразнее будет поддерживать, и поощрять речевую активность детей, направляя её в нужное русло, используя её для решения речевых задач.

Иногда традиционные. Прямые пути педагогической работы, направленные на развитие речи дошкольников (рассказывание, чтение, объяснение содержания картинок, беседы) недостаточны. И большое значение имеют косвенные, опосредованные пути, которые своим содержанием создают у ребёнка потребность в речи. Это то, что является для ребёнка эмоционально значимым и побуждает его к речи. Они отражены в разделах: «Взаимодействие воспитателя с детьми», где прописаны формы и средства взаимодействия в рамках конкретной лексической темы

Раздел «Самостоятельная деятельность детей» раскрывает условия, созданные воспитателем, побуждающие ребёнка к речевой деятельности со сверстниками, в рамках конкретной лексической темы. В рамках данных разделов могут быть организованы индивидуальные и подгрупповые формы взаимодействия педагога с детьми :

- специальные дидактические и развивающие игры

- занимательные упражнения

- беседы

- совместные практические действия

- наблюдения

- экскурсии

- методически продуманные поручения и трудовые задания

В плане коррекции речевой деятельности эти два раздела обладают большим потенциалом по отношению к первому, так как самостоятельная деятельность детей или под руководством взрослого является преобладающей. (В сравнении с непосредственно –образовательной деятельностью, где время четко регламентировано).

Воспитатели группы и логопед продумывают, какие из задач могут быть решены в ходе данных разделов.

«Взаимодействие родителей с детьми»

Основная линия взаимодействия родителей с детьми определяется учителем – логопедом и регулируется педагогами в форме рекомендаций по изучаемым лексическим темам:

- речевые игры и упражнения

- загадки

- составление описательных рассказов

- беседа

- игра с картинками по лексической теме

Взаимодействие всех структурных компонентов служит фундаментальным средством стимуляции ребёнка к речевой деятельности, и обогащения её средств и форм.

Оценочно – аналитическое направление предполагает оценку результатов коррекционно – речевой работы с каждым ребёнком и группой детей, а так же определение общей и речевой готовности к систематическому обучению в условиях школы. Взаимодействие специалистов в данномнаправлениипредусматривает проведение итоговой психолого – педагогической и логопедической диагностики и сравнение достижений, в общем и речевом развитии ребёнка с данными первичного обследования. И, следовательно, оценку качества коррекционно – педагогической работы всех специалистов ДОУ.

Подводя итог всего выше сказанного, хотелось бы уделить отдельное внимание проблеме повышения уровня профессиональной компетентности специалистов в плане коррекционно – речевого развития детей. Это предполагает освоение ими следующих особенностей коррекционно- образовательной работы:

- Основные закономерности развития речи ребёнка от 0 до 7 лет

- Обобщённая характеристика речи детей группы компенсирующей направленности

- Особенности психо – речевого развития детей группы компенсирующей направленности

- Основные типы и свойства темперамента детей

- Основные задачи коррекционно - образовательной работы

- Задачи коррекционной работы с детьми каждого специалиста

- Целевые ориентиры

- Предполагаемые предметные результаты

- Формы и средства организации образовательной деятельности с детьми группы компенсирующей направленности

- Последовательность изучения лексических тем

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

План-конспект НОД «Игрушки» по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста Тема «Игрушки» Интеграция образовательных областей: Задачи: 1) («Речевое развитие») - Дать представление из чего сделаны игрушки. - Упражнять.

Конспект по речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста «В гости к Весне» Программное содержание: - Систематизировать и закрепить знания детей о весне, весенних явлениях природы. - Формировать реалистическое представление.

Комплексное взаимодействие специалистов, воспитателей и семьи в профилактике и коррекции плоскостопия у детей с Нода КОМПЛЕКСНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СПЕЦИАЛИСТОВ, ВОСПИТАТЕЛЕЙ И СЕМЬИ В ПРОФИЛАКТИКЕ И КОРРЕКЦИИ ПЛОСКОСТОПИЯ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО.

Конспект НОД по речевому развитию детей младшего дошкольного возраста «Очень дружная семья» Конспект НОД по речевому развитию детей младшего дошкольного возраста «Очень дружная семья» Интеграция образовательных областей: речевое.

Конспект по речевому развитию на тему: «Знакомство с буквами У, у» для детей старшего дошкольного возраста. Образовательная область: речевое развитие. Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально – коммуникативное развитие,.

НОД по речевому развитию детей младшего дошкольного возраста 4–5 лет «Подарок для гнома» Развитие речи – это предмет с помощью, которого воспитатель дает определенные знания и умения. Овладение речи – это сложный, многосторонний.

Опыт работы «Взаимодействие с семьей по развитию творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста»Опыт работы «Взаимодействие с семьей по развитию творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста» «Взаимодействие с семьей по развитию творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста»Вы хотите, чтобы ваши дети были способными.

Психолого-педагогический проект «Развитие произвольности у детей 6 лет через взаимодействие специалистов» Вид проекта: ролево - игровой Продолжительность проекта: краткосрочный. Участники проекта: дети старшей группы, родители воспитанников,.

Возрастные особенности развития детей дошкольного возраста по речевому развитию 3-4 года Ребенок в возрасте от 3 до 4 лет может уметь: 1. Ребенок может уметь не только зрительно воспринимать образы, но и описывать увиденное.

Взаимодействие специалистов в рамках службы психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в дошкольном учреждении На III Межмуниципальной научно-практической конференции "Реализация ФГОС: опыт, проблемы, перспективы" представляла опыт работы по проблеме.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Взаимодействие специалистов ДОУ по речевому развитию детей дошкольного возраста
Опубликовано: 3 марта 2017 в 22:55
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД