Папки-передвижки

Взаимодействие учителя-логопеда с воспитателями по лексической «Зима. Зимующие птицы»

Елена Попова
Взаимодействие учителя-логопеда с воспитателями по лексической «Зима. Зимующие птицы»

Лексическая тема недели : «Зима. Зимующие птицы»

Словарь недели:,

Существительные: ветер, вьюга, декабрь, январь, февраль, лед, метель, мороз, прорубь, снег, снежинка, воробей, ворона, гнездо, голубь, дятел, клест, клюв, корм, кормушка, кормиться, перья, пух, свиристель, синица, снегирь, сова, сорока, стая;

Прилагательные: зимний, морозный, пушистый, пестрый, снежный, быстрый, зимующие, теплые, холодные;

Публикация «Взаимодействие учителя-логопеда с воспитателями по лексической „Зима, Зимующие птицы“» размещена в разделах

Глаголы: замерзать, лететь, зимовать, каркать, чирикать, клевать, летать, улетать, порхать.

Воспитателям рекомендуется :

• побеседовать с детьми о том, какое сейчас время года, при этом следует напомнить, какие изменения произошли в природе, что происходит с животными и растениями зимой, как звери в лесу переносят холод и голод, как ведут себя птицы зимой;

• рассмотреть с детьми на иллюстрациях зимующих птиц (снегиря, синицу, голубя, воробья, ворону, галку, сороку, дятла, клеста);

• вспомнить их названия, характерные внешние признаки (хвост, клюв, расцветка перьев, величина, где они живут, чем питаются, почему называются зимующими;

• провести беседу с ребенком о бережном отношении к птицам, о необходимости помощи птицам зимой;

• порекомендовать родителям во время совместной прогулки в парке или на улице рассмотреть встретившихся зимующих птиц, обратить внимание на то, какие птицы часто прилетают во двор. Изготовить совместно с ребенком кормушку и повесить на улице.

Координация речи с движением

«ВОРОБЕЙ»

Среди белых голубей

Скачет шустрый воробей.

(Дети идут по кругу, изображая голубей; в центре один ребенок — он скачет, как воробей.)

Воробушек-пташка,

Серая рубашка.

Откликайся, воробей,

Вылетай-ка, не робей.

(Дети встают лицом в круг, идут приставным шагом. «Воробей» пытается «вылететь» из круга; «голуби», взявшись за руки, не пускают его.)

«СНЕГИРИ»

Вот на ветках, посмотри,

В красных майках снегири. (По 4 хлопка руками по бокам и по 4 наклона головы на строку.)

Распушили перышки,

Греются на солнышке.

(На первое слово каждой строки — частое потряхивание руками, на второе — один хлопок по бокам.)

Головой вертят,

Улететь хотят. (По 2 поворота головы на каждую строку.)

— Кыш! Кыш! Улетели!

За метелью! За метелью! (Дети разбегаются по группе, взмахивая руками, как крыльями.)

Пальчиковая гимнастика

«КОРМУШКА»

Сколько птиц к кормушке нашей

Прилетело? Мы расскажем.

(Ритмично сжимают и разжимают кулачки.)

Две синицы, воробей,

Шесть щеглов и голубей,

Дятел в пестрых перышках. (На каждое название птицы загибают по одному пальчику.)

Всем хватило зернышек. (Опять сжимают и разжимают кулачки.)

«ПИРОГ»

Падал снег на порог.

(Дети два раза медленно опускают ладони на стол.)

Кот слепил себе пирог.

А пока лепил и пек, (Прижимая ладонь к ладони, показывают, как лепят пирог.)

Ручейком пирог утек. («Бегут» пальчиками обеих рук по столу.)

Пирожки себе пеки

Не из снега — из муки. (Опять показывают, как пекут пирог.)

Слушание стихотворения. Заучивание стихотворения.

ЗИМНЕЕ УТРО

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит;

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит. (А. С. Пушкин)

ЗИМА

Старый тополь у крылечка,

Льдом затянутая речка,

Первый иней, первый снег,

На пригорке громкий смех.

Белый заяц, куролеся,

Прячет в ельничке тропу.

На морозе красный месяц

Длинный нос сует в трубу. (А. Екимцев)

СНЕГИРИ

Зарумянились кустарники

Не от утренней зари.

Это красные фонарики

Засветили снегири.

Чистят перышки пунцовые,

Воду пьют из родника.

Переливы бубенцовые

Мне слышны издалека. (Л. Татьяничева)

ВЕТХАЯ ИЗБУШКА

Ветхая избушка

Вся в снегу стоит.

Бабушка-старушка

Из окна глядит.

Внукам-шалунишкам

По колено снег.

Весел ребятишкам

Быстрых санок бег.

Бегают, смеются,

Лепят снежный дом,

Звонко раздаются

Голоса кругом. (А. А. Блок)

«ПОДСКАЖИ СЛОВЕЧКО»

Ты с модницей этой,

Конечно, знаком:

Вертушке

На месте

Никак не сидится —

Все хвастает

Синим своим сюртуком

И шапочкой синей

Гордится. (синица). Е. Ильин

От простуд он не страдает,

Не страшится злобных вьюг

И к зиме не улетает

На далекий знойный юг.

Пусть покроют снега груды

И пригорок,

И пустырь —

Раз красавец прилетел к нам,

Житель севера. (снегирь). Е. Ильин

Тексты для пересказа

СНЕГИРЬ

Наряднее становится зимняя природа, когда прилетают к нам красавцы снегири.

"Снегирь — красногрудая птичка с серой спинкой и черной головкой. Держатся снегири небольшими стайками, питаются почками растений, семенами деревьев и кустарников, ягодами.

Снегири украшают нашу зимнюю природу. (По П. Соколову)

МЫ - ВАШИ ДРУЗЬЯ

Пришла зима. Многие птицы улетели на юг. А мы: воробьи, синицы — остались с вами в городе. Голодно нам. А еда под снегом. Не удивляйтесь, что мы еще с осени начинаем носами в окна стучать. Мы напоминаем вам: вы слушали весной наши песни, осенью ели груши, яблоки. Это мы сады охраняли. Теперь ваш черед. Помогите нам! (А. Аксенова)

КОРМУШКА

Увидали дети зимой у школы птиц. Кинули им крошки хлеба. Птицы сначала боялись, а потом склевали весь хлеб. На другой день птицы опять прилетели. Дети взяли ящик, повесили на сук и насыпали зерен. Вышла кормушка. Дети кормили птичек до весны.

Лексико-грамматические игры и упражнения

Загадки

Хоть я не молоток - по дереву стучу:

В нем каждый уголок обследовать хочу.

Хожу я в шапке красной и акробат прекрасный. (Дятел)

Эта хищница болтлива,

воровата, суетлива,

Стрекотунья, белобока,

а зовут ее. (сорока).

Озорной мальчишка

в сером армячишке

По двору шныряет,

крошки собирает. (Воробей)

Зимой на ветках яблоки!

Скорей же собери!

И вдруг вспорхнули яблоки

Ведь это. (снегири).

Без рук, без ног, а рисовать умеет (Мороз)

Что вниз головой растет? (Сосулька)

С неба падают зимой и кружатся над землей

Легкие пушинки, белые. (снежинки).

Два огромных страшныхглаза

Кругом вертит голова,

Ты её узнаешь сразу,

Коль заухает. (сова)

Днем спит,

Ночью летает,

Прохожих в лесу пугает.

(Сова)

Черный жилет,

Красный берет,

Нос как топор,

Хвост как упор. (Дятел)

Как будто белой скатертью

Он крышу застелил.

В серебряные платьица

Деревья нарядил. (Снег)

Запорошила дорожки,

Разукрасила окошки,

Радость людям подарила

И на санках прикатила. (Зима)

В огне — не горит,

В воде — не тонет. (Лед)

Меня не растили, из снега слепили,

Вместо носа ловко вставили морковку.

Глаза-угольки, губы-сучки.

Холодная, большая. Кто я такая? (Снежная баба)

«Кар-кар-кар!» Кричит плутовка.

Ну и ловкая воровка!

Все блестящие вещицы

Очень любит эта птица!

И она вам всем знакома,

Как зовут ее?. (ворона)

Дидактическая игра «Когда это бывает?».

Снег на полях, лед на реках.

Вьюга гуляет, когда это бывает?

Наступили холода. Обернулась в лед вода.

Длинноухий зайка серый обернулся зайкой белым.

Перестал медведь реветь: в спячку впал в бору медведь.

Кто же скажет, кто узнает, когда это бывает?

Дидактическая игра «Один - много» (образование множественного числа существительных) :

ворона - вороны,

снегирь -. ,

галка -. ,

воробей -.

Дидактическая игра «Назови ласково» (упражнение в словообразовании) :

воробей - воробушек, воробьишко;

галка -. , снегирь -. , синица -. .

Дидактическая игра «Счет птиц» (закрепление согласования числительных с существительными).

Один воробей, два воробья, три воробья, четыре воробья, пять воробьев.

Первая ворона, вторая ворона,. пятая ворона;

первый голубь, второй голубь,. , пятый голубь.

Дидактическая игра «Кто как голос подает?»

Ворона - «как-кар» - она каркает,

воробей -. .

Дидактическая игра «Подбери признак» :

ворона (какая) -. ,

голубь (какой) -. ,

снегирь (какой) -. ,

синица (какая) -.

Дидактическая игра «Четвертый лишний».

Синица, воробей, грач, снегирь.

Дятел, ворона, аист, свиристель.

Скворец, соловей, утка, сова.

Дидактическая игра «Угадай птицу по описанию».

Я сегодня видел на улице птицу : маленькая, грудка розовая, сидит на ветке как яблочко. Кто это? (Снегирь)

Эта птица маленькая. У нее короткие крылышки, короткие ножки, спинка коричневая, на крыльях светлые полоски. Целый день чирикает и прыгает. – (Воробей)

Пересказ рассказа «Кормушка».

Подобрать родственные слова:

Корм, кормить, кормушка, накормленный, кормление (птица).

Рассказать, как ребенок помогает птицам зимой (рассказ из личного опыта)

Публикации по теме:

Использование ИКТ в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда В последнее время отмечается резкое увеличение числа детей с нарушениями речи. Возникает необходимость в коррекции недостатков речи данной.

Взаимодействие воспитателя и учителя-логопеда в организации работы по развитию артикуляционной моторики у детей с ТНР «Взаимодействие воспитателя и учителя-логопеда в организации работы по развитию артикуляционной моторики у детей с тяжёлыми нарушениями.

«Зима. Зимующие птицы». ННОД по речевому развитию с использованием театрализации в подготовительной группе .

Формы работы учителя-логопеда с семьей Наиболее эффективные формы работы учителя – логопеда с семьей: - коллективные формы работы учителя-логопеда с семьей; 1. Групповые родительские.

Фотоотчет о работе учителя-логопеда ДОУ: НОД, мероприятия, праздникиФотоотчет о работе учителя-логопеда ДОУ: НОД, мероприятия, праздники Уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию фотоматериал логопедических занятий, мероприятий и праздников в ДОУ. Возможно, у ребенка.

Годовой отчет о работе учителя–логопеда .

Использование мнемотехники в коррекционной работе учителя-логопеда Инновационная технология – мнемотехника в работе с дошкольниками. Цель: Предложить педагогам приёмы мнемотехники в работе с детьми. Задачи:.

Открытое логопедическое занятие по развитию связной речи «Зима. Зимующие птицы» для детей с ОНР (подготовительная группа)Открытое логопедическое занятие по развитию связной речи «Зима. Зимующие птицы» для детей с ОНР (подготовительная группа) Тема: «Зима. Зимующие птицы» Цель: развитие связной речи. Задачи: - расширять и активизировать словарь; - подбирать слова действия.

Взаимодействие учителя-логопеда и семьи по формированию звукопроизносительной стороны речи у дошкольников с ОНР Одним из важных условий для всестороннего и полноценного развития ребенка является его взаимодействие и общение со взрослыми посредством.

Зима. Зимующие птицы (фоторепортаж)Зима. Зимующие птицы (фоторепортаж) Как много можно увидеть на МААМе самых разнообразных фотоотчётов! Благодаря им я тоже «заразилась» фотографией, хотя до знакомства с маамовцами.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Взаимодействие учителя-логопеда с воспитателями по лексической «Зима. Зимующие птицы»
Опубликовано: 15 декабря 2019 в 07:45
+30Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД