МААМ-картинки

Оптимизация взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя для повышения качества коррекционно-образовательного процесса

Татьяна Куценко
Оптимизация взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя для повышения качества коррекционно-образовательного процесса

Оптимизация взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя

для повышения качества коррекционно-образовательного

процесса в группе компенсирующей направленности

(из опыта работы)

Подготовил:

учитель-логопед

МБДОУ № 15

Куценко Т. А.

1. Введение.

Анализируя ситуацию, которая сегодня сложилась в системе дошколь-ного образования, можно отметить тенденцию к увеличению количество де-тей, имеющих отклонения в речевом развитии.

Публикация «Оптимизация взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя для повышения качества коррекционно-образовательного процесса» размещена в разделах

Согласно п. 2.6. ФГОС ДО образовательная область речевое развитие включает: владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогиче-ской и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуко-вой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов раз-личных жанров детской литературы.

Успех коррекционной работы в группе компенсирующей направленно-сти нашего учреждения определяется строго продуманной системой, суть ко-торой заключается в тесном взаимодействии учителя-логопеда и воспитателя группы. Эффективность коррекционно–развивающей работы в группе ком-пенсирующей направленности во многом зависит от преемственности в рабо-те учителя-логопеда и воспитателей.

2. Цели совместной деятельности логопеда и воспитателя.

Совместная деятельность организуется в соответствии со следующими целями:

-повышение эффективности коррекционно-образовательной работы

-исключение дублирования воспитателем занятий логопеда : лого-пед формирует первичные речевые навыки у детей-логопатов, воспита-тель закрепляет сформированные речевые навыки.

3. Основные виды организации совместной деятельности логопеда и воспитателя

1. Совместное изучение содержания программы обучения и воспитания в специальном дошкольном учреждении и составление совместного плана работы.

2. Совместное планирование занятий воспитателя, обеспечивающее не-обходимое закрепление материала в разных видах деятельности детей.

3. Обсуждение результатов совместного изучения детей, которое велось на занятиях и в повседневной жизни.

4. Совместная подготовка ко всем детским праздникам (логопед отби-рает речевой материал, а воспитатель закрепляет его).

5. Разработка общих рекомендаций для родителей.

4. Направления работы педагогов.

Направления работы учителя-логопеда :

Изучение уровня речевых, познавательных и индивидуально-типологических особенностей детей, определение основных направлений и содержания работы с каждым из них.

Формирование правильного речевого дыхания, чувства ритма и выра-зительности речи, работа над просодической стороной речи.

Работа по коррекции звукопроизношения.

Совершенствование фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза.

Работа по коррекции слоговой структуры слова.

Знакомство и усвоение новых лексико-грамматических категорий.

Обучение связной речи: развернутому смысловому высказыванию, со-стоящему из логически сочетающихся грамматически правильных предло-жений.

Предупреждение нарушений письма и чтения.

Развитие психических функций, тесно связанных с речью: словесно-логическое мышление, память, внимание, воображение.

Направления работы воспитателя :

Учет лексической темы при проведении всех занятий в группе в течение недели.

Пополнение, уточнение и активизация словарного запаса детей по те-кущей лексической теме в процессе всех режимных моментов.

Постоянное совершенствование артикуляции, тонкой и общей мотори-ки.

Системный контроль над поставленными звуками и грамматической правильностью речи детей в процессе всех режимных моментов.

Включение отработанных грамматических конструкций в ситуацию естественного общения у детей.

Формирование связной речи (заучивание стихотворений, потешек, тек-стов, знакомство с художественной литературой, работа над пересказом и составлением всех видов рассказывания).

Закрепление навыков чтения и письма.

Закрепление у детей речевых навыков на индивидуальных занятиях по заданию логопеда.

Развитие понимания, внимания, памяти, логического мышления, вооб-ражения в игровых упражнениях на бездефектном речевом материале.

5. Формы взаимодействия.

Оформление логопедического уголка, в котором находятся альбомы на различные звуки, карточки, настольно-печатные игры для формирования дыхания, для развития мелкой моторики и т. д. Наглядный материал в лого-педическом уголке обновляется по мере прохождения учебного материала. Наглядный и речевой материал отбирает учитель-логопед. Воспитатель ока-зывает помощь в изготовлении пособий, игр и дидактического материала, папок-передвижек, уголков и стендов.

Работа с детьми по заданию логопеда в вечернее время.

Индивидуальные или подгрупповые занятия с детьми проводятся во второй половине дня после полдника. Во время вечерних занятий отрабаты-вается материал лексической темы, рекомендованный учителем-логопедом, закрепляется материал фронтальных и индивидуальных логопедических за-нятий. Выполняются следующие виды упражнений:

-закрепление поставленных звуков (произношение слогов, слов, пред-ложений);

- повторение стихотворений, рассказов;

-упражнения на развитие фонематического слуха, лексико-грамматических категорий, навыков звукового анализа и синтеза;

-активизация связной речи в беседе на лексические темы.

Все задания знакомы детям и проводятся в интересной игровой форме. Всё это фиксируется в специальной тетради взаимодействия. В графе учёта воспитатель, как правило, отмечает освоенность материала детьми, у кого, и в связи с чем, возникали трудности, что позволяет учителю-логопеду наме-тить дельнейший маршрут коррекции.

Интегрированные занятия - как форма совместной деятельности специ-алистов, которые повышают профессиональную компетентность, а также комплексно решают профилактические задачи. Учитель-логопед разрабаты-вает и проводит занятие. Воспитатель принимает активное участие в подго-товке и проведении занятия. На слайде представлено интегрированное заня-тие по лексической теме «Посуда».

Ещё одной формой взаимодействия является такая форма, как оформ-ление картотек по разным разделам коррекционной работы : технология «Лепбук». Лепбук-самодельная бумажная книжечка с кармашками, дверками, окошками, подвижными деталями, которые ребенок может доставать, пере-кладывать, складывать по своему усмотрению. В ней собирается материал по какой-то определенной теме. Лэпбук отвечает требованиям ФГОС дошколь-ного образования к пространственной предметно-развивающей среде: спо-собствует развитию творчества, воображения, обеспечивает игровую, позна-вательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников.

Одной из форм взаимодействия учителя-логопеда и воспитателей явля-ется совместная подготовка и проведение родительских собраний, цель ко-торых повышение педагогической компетентности родителей. Мы подбираем материал для сообщений и докладов на различные темы по вопросу логопе-дической работы, поскольку родители недостаточно осведомлены в вопросах коррекции речи, не знают и недооценивают значение своевременного устра-нения речевых нарушений. Родительские собрания проводим в форме засе-дания логопедической гостиной для родителей.

Заседание логопедической гостиной проводится и для педагогов ОО. Проведение гостиной проходит в тесном взаимодействии и сотрудничестве педагогов. В ходе самой гостиной педагоги участвуют не как пассивные слу-шатели, а как активные участники диалога.

Совместные занятия театрализованной деятельностью, включающие подготовку и проведение спектаклей. Хочется отметить, что именно самосто-ятельная театрально-игровая деятельность способствует интенсивному рече-вому развитию. Применение театрализованных игр повышает эффективность коррекционной работы речевого развития детей за счёт комплексного аф-фективно-коммуникативного воздействия. Логопед подбирает материал с учётом особенностей речевого развития детей, а воспитатель закрепляет или разучивает диалоги индивидуально и с подгруппой.

Во всех формах взаимодействия используются информационно – ком-муникационные технологии (ИКТ) :

широко используются мультимедийные презентации для демонстрации на комплексных занятиях, проводимых совместно воспитателем и логопедом группы, а также для закрепления воспитателем учебного материала на его занятиях и в режимные моменты во второй половине дня;

в режимные моменты и на логопедическом часе во второй половине дня по рекомендации логопеда воспитатель использует пальчиковые игры с детьми, дыхательные упражнения, артикуляционную гимнастику и т. д с ис-пользованием компьютера.

Занятия с применением компьютерных программ и технологий прово-дятся с соблюдением норм СанПиНов:

использование новых моделей компьютера;

работа с компьютером на одном занятии в течение короткого времени (5-10 минут) и не более двух раз в неделю (индивидуально, в зависимости от возраста ребенка, особенностей его нервной системы);

проведение гигиенической гимнастики для глаз, во время работы пери-одически переводим взгляд ребенка с монитора каждые 1,5 - 2 минуты на не-сколько секунд.

Критерии эффективности

Представленная система работы, заключающаяся в тесном взаимодей-ствии учителя-логопеда и воспитателя группы, способствует повышению эф-фективности коррекционной работы. Воспитанники группы компенсирую-щей направленности участвуют в конкурсах чтецов и иных мероприятиях, организованных в ДОУ, а также в городских конкурсах чтецов, получают заслуженные награды.

Не только воспитанники, но сами педагоги группы компенсирующей направленности проявляют активность и участвуют в городских конкурсах.

Таким образом, согласованный подход к речевому воспитанию детей по организации игр, занятий, оздоровительных мероприятий и других видов деятельности, выработка единых педагогических установок по отношению к отдельным детям и группе в целом становятся основой взаимодействия и способствует повышению эффективности коррекционно-образовательного процесса.

Публикации по теме:

Использование ИКТ в работе инструктора по физкультуре с целью повышения качества воспитательно-образовательного процесса «Использование информационно-коммуникативных технологий в работе инструктора по физической культуре с целью повышения качества воспитательно.

Лист взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя «Звуки [Э], и [А], [У], [И], [О], [Э]» в с средней группе Дом построить мы решили. (Делают руками над головой «крышу».) Взяли гвозди, молоток (Сжимают и разжимают кулачки) И по бревнам тук-тук-ток.

Лист взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя на май «Наш город. Моя улица» в средней группе Дети должны усвоить: название города главных улиц, площади, парка; основные достопримечательности; важные учреждения и предприятия. Лексика.

Лист взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя на март в средней группе День Космонавтики Развитие мелкой моторики На Луну летать мы будем В небе скучно ей одной: Непременно нужно людям Познакомится с Луной.

Листы взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя на апрель в подготовительной группе Профессии. Звук и буква Ш. Развитие общей моторики. Руки в стороны — в полет Отправляем самолет. Дети бегут на носочках по кругу, расставив.

Листы взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя на апрель в средней группе Дикие животные весной. Звук О. Развитие общей моторики. Зайки белые сидят и ушами шевелят. (Дети приседают, держа ладони у головы. Вот так,.

Листы взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя на октябрь (средняя группа) Мебель. Звук. О Речедвигательные упражнения Раз, два, три. Дет шагают. - Раз, два, три. Шкаф высокий - посмотри! Руки высоко ПОДНЯТЬ вверх.

Листы взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя. Подготовительная группа День Победы Вспомните, кто из ближайших родственников принимал участие в Великой Отечественной войне, рассмотрите иллюстрации в книжках,.

Модель взаимодействия участников коррекционно-образовательного процесса ДОО компенсирующего вида Выполнение образовательных, развивающих, воспитательных, коррекционных задач, поставленных Программой, обеспечивается благодаря комплексному.

Использование ИКТ в работе педагога с целью повышения качества образовательного процесса Тема: «Использование ИКТ в работе педагога с целью повышения качества образовательного процесса» Подготовила: Абдурагимова.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Оптимизация взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя для повышения качества коррекционно-образовательного процесса
Опубликовано: 11 ноября 2019 в 22:52
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД