Папки-передвижки

Эффективные формы взаимодействия с родителями по реализации образовательных областей ФГОС дошкольного образования

Ольга Теплых
Эффективные формы взаимодействия с родителями по реализации образовательных областей ФГОС дошкольного образования

Сегодня все специалисты признают важность привлечения родителей к участию в работе детского сада, однако в реальных взаимоотношениях педагогов и родителей существует определенная дисгармония.

Препятствовать развитию этих взаимоотношений могут как личные, так и профессиональные факторы: нехватка времени, ощущение несостоятельности, этнические стереотипы, чувство обиды — все это может привести к формированию личных и профессиональных предубеждений, которые мешают семьям стать активными участниками в воспитании своих детей. Поэтому педагоги должны проявить инициативу и понять, каким образом взаимодействовать с каждой отдельной семьей на благо ребенка. Используя принцип индивидуального подхода к участию родителей, можно разработать разнообразные способы вовлечения в работу большей части семей.

Публикация «Эффективные формы взаимодействия с родителями по реализации образовательных областей ФГОС дошкольного образования» размещена в разделах

Но простое осуществление индивидуального подхода не обеспечивает полноценного и эффективного взаимодействия с родителями. Для этого необходимо владеть некоторыми психологическими приемами. Здесь в работе может помочь психолог, работающий у вас в ДОУ.

Позвольте познакомить вас с некоторыми из них:

1. Отношения с родителями должны быть основаны на взаимном уважении.

2. Человеку нравится делать то, что ему интересно, в чем он заинтересован. 3/Здесь необходимо четкое знание интересов, увлечений, хобби членов семьи воспитанников.

Правила конструктивного взаимодействия

Перед педагогом стоит задача привлечь родителей к сотрудничеству, активному участию в педагогическом процессе ДОУ, то целесообразно придерживаться таких правил:

1. Говорить с родителями только о том, судить о чем вы имеете право, основываясь на собственных знаниях и жизненном опыте.

2. Планируя серьезный разговор с родителями, не начинайте его утром, на улице, на ходу, на лестнице, в детской раздевалке, а пригласите их пройти в группу и обязательно усадите за стол. Тогда ваши слова будут услышаны, так как родитель вынужден вас выслушать. В деловой обстановке он не сможет оборвать разговор тогда, когда ему это станет удобно.

3. Не начинайте разговор с родителями воспитанников со слов: «Ой извините, можно с Вами поговорить?», «Вы не уделите мне пять минут?», «Не знаю, может быть, я не совсем права, но все-таки…». А такие речевые обороты, как «Вы не понимаете…», «Вы не правы…», «Вы должны…», лучше вообще не употреблять в общении с родителями.

4. Не надо сравнивать достижения разных детей, не надо вообще их сравнивать. Если все-таки сравнивать, то только с эталоном, нормой возрастного развития: каждый родитель хочет слышать в первую очередь о достижениях и проблемах развития своего ребенка; если в первые десять пятнадцать минут разговора он ни чего конкретного и убедительного о своем ребенке не услышит, он постарается закончить разговор.

5. Научитесь говорить строго по делу, приводить конкретные факты, обозначать не только проблему, но и несколько вариантов ее решения. Тогда родитель будет воспринимать вас не как критика, а как помощника. Образно говоря, родитель идет к педагогу как к врачу: не важно, с чем зашел, важно, с чем вышел.

6. Есть категория «любопытных» родителей, которые любят задавать вопросы педагогу и вместе с ним рассуждать. Наиболее очевидны две цели: либо показать сваю компетентность, либо найти ответы на волнующие вопросы. Вопросы, как правило, во всех семьях похожи, но одни родители не знают как их решить, а другие имеют опыт успешного решения проблем.

7. Самый верный способ настроить родителей против себя – показать им, что вы считаете себя умнее их. Не забывайте, какую цель вы ставите: блеснуть своими знаниями или помочь ребенку? Не старайтесь демонстрировать родителям свое превосходство, употребляя в речи сложные психолого-педагогические термины. Родитель будет вам благодарен за конкретные советы, простые и реально выполнимые рекомендации.

8. Создавайте общественное мнение с помощью родителей – единомышленников, имеющих высокий авторитет среди других мам и пап. Иногда родители сомневаются в целесообразности реализации тех или иных идей педагога, однако склонны доверять мнению таких же людей, как они сами.

9. Не ставьте задачу завоевать авторитет у всех без исключения родителей, создать со всеми отношения активного сотрудничества, полного взаимопонимания и приятия.

Известно: не всегда количественный подход означает качественный. Народная мудрость точна: «Можно загнать лошадь в воду, но пить ее не заставишь». Если взрослый человек не хочет участвовать в мероприятиях, проводимых в д/с, и, более того, сопротивляется этому, тому «загнать его в воду» сложно, но все-таки можно. Вот только нужно ли? Вряд – ли он получит от этого удовольствие.

Каждому замочку нужен свой ключик. Методы убеждения и аргументы сработавшие в разговоре с одними родителями (как и с детьми, могут не привести к ожидаемому результату в разговоре с другими.

Применяя такие психологические приемы в работе с родителями, постепенно вы сможете достичь тесного сотрудничества с ними и привлекать их к участию в мероприятиях, проводимых в ДОУ.

Проведение мероприятий с родителями позволяет решить одну из ведущих задач Федерального Государственного Образовательного Стандарта Дошкольного Образования - обеспечение психолого-педагогической поддержки семей и повышение компетентности родителей в вопросах образования, охраны и укрепления здоровья.

Также Федеральный Государственный Образовательный Стандарт определяет подходы и принципы построения образовательного процесса, который строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с их спецификой и возможностями.

То есть при планировании и проведении каких-либо форм взаимодействия с родителями по реализации какой-либо образовательной области следует привлекать всех специалистов ДОУ и воспитателей.

(Интеграция - объединение частей в целое)

Обращу ваше внимание на интеграцию образовательной области «физическая культура» с другими образовательными областями, непосредственно касающихся моей специфики работы и профессиональной сферы деятельности. Это образовательные области : «Здоровье», «Социализация», «Познание», «Коммуникация».

Так, к примеру, в образовательных областях «Здоровье» и «Физическая культура», выделяется задача, направленная на достижение целей гармоничного развития у детей физического и психического здоровья через формирование интереса к работе по здоровьесбережению и ценностного отношения к своему здоровью. Содержание образовательной области «Физическая культура» интегрируется с содержанием образовательной области «Здоровье» в части решения общей задачи по охране жизни и укреплению физического и психического здоровья.

В образовательных областях «Физическая культура» и «Социализация» осуществляется реализация партнерского взаимодействия «взрослый-ребенок», воспитание у детей чувства товарищества, взаимоподдержки и взаимовыручки.

В образовательных областях «Физическая культура» и «Познание» развивается познавательный интерес, расширяется кругозор детей.

В образовательных областях «Физическая культура» и «Коммуникация» развивается свободное общение с взрослыми и детьми по поводу организации и проведения подвижных игр, соревнований, эстафет; практическое овладение воспитанниками навыками общения и позитивного взаимодействия.

Таким образом, мы видим, что интеграция данных образовательных областей целесообразна в первую очередь для того, чтобы решать главные цели и задачи Федерального Государственного Образовательного Стандарта Дошкольного Образования.

Реализацию процесса интеграции невозможно представить без взаимодействия всего педагогического коллектива, а также родителей воспитанников. Именно поэтому в дошкольном учреждении необходимо осуществлять различные виды деятельности при взаимодействии всех участников образовательного процесса.

Организуя работу по эффективному взаимодействию семьи и ДОУ можно выделить 7 принципов:

1. Принцип психологической комфортности предполагает снятие всех стрессообразующих факторов. Важно ориентироваться на потребности семьи, запросы родителей (уважение, конфиденциальность, стремление к диалогу, внимательность, неторопливость).

2. Принцип деятельности – родители не просто наблюдатели, но и активно включаются в совместный с ДОУ воспитательно-образовательный процесс (использование нетрадиционных форм работы)

3. Принцип целостности означает, что у родителей должно быть сформировано представление о единстве целей и задач ДОУ и семьи, очень важно понимать, что может ребёнок данного возраста.

4. Принцип минимакса – обеспечивает индивидуальный подход к каждой семье.

5. Принцип вариативности предполагает предоставление родителям выбора форм участия и степени включённости в воспитательно-образовательный процесс (традиционные и нетрадиционные формы работы). Выбранные формы могут стать эффективными только в том случае, если удалось найти индивидуальный стиль взаимоотношений с каждым родителем.

6. Принцип непрерывности - это единство педагогов и родителей в подходах к ребёнку, в требования к нему.

7. Принцип творчества означает максимальную ориентацию на творческое начало, приобретение родителями собственного опыта социальной активности.

С учетом данных принципов можно подбирать, выбирать, придумывать формы работы с родителями по реализации образовательных областей в их интеграции, в частности образовательной области «Физическая культура».

Анализ литературы (журнал «Обруч», «Дошкольное воспитание», «Коррекционная работа в ДОУ») позволил найти интересные формы взаимодействия с родителями по реализации образовательной области «Физическая культура», куда можно привлечь и воспитателей и психолога и музыкального руководителя:

1. Акция – «здоровье - стиль жизни» - предполагает оформление стенгазеты, фотоотчета родителей воспитанников о традициях семейного физвоспитания.

2. «Неделя нескучного здоровья» - включает в себя проведение анкетирования родителей о здоровом образе жизни, беседы с детьми, соревнования с родителями и воспитателями «Спортивный родитель», «Спортивный воспитатель».

3. Реализация проекта «Мир открытий» - выставка семейных творческих работ «Мой физкультурный уголок», проведение семинаров-тренингов по проработке эффективных форм привлечения родителей в совместный процесс воспитания и развития детей. Круглый стол «Общаться с ребенком. Как?», «Общение воспитателя с родителями».

4. Реализация проекта «Театр физического воспитания» - предполагает написание родителями сценария проведения спортивных мероприятий, спортивного досуга для детей и такое подобное.

5. Детско-родительские проекты «В здоровом теле - здоровый дух» - описание традиций семейного физического воспитания в виде фотоальбома, стенгазеты и даже видеоролика или презентации.

6. Проект мероприятий «Солнышко твоего здоровья» - где дети совместно с родителями участвуют в различных мероприятиях спортивного характера, организованных в ДОУ воспитателями.

Во всем этом у каждого участника образовательного процесса своя роль :

Например:

Заведующая детским садом:

• осуществляет общее руководство мероприятием;

Старший воспитатель

• отвечает за организацию работы с родителями;

• контролирует проведение мероприятия.

Музыкальный руководитель:

• подбирает музыкальный материал;

• разучивает танцы и песни с детьми и родителями.

Воспитатели:

• проводят подготовительную работу с родителями;

• осуществляют организационный сбор;

• готовят наглядную информацию;

• принимают участие в проведении мероприятия.

Родители :

• вносят предложения в сценарий творческих встреч (в каждой группе есть «Шкатулка творческих идей», куда родители помещают свои задумки, предложения, идеи по организации и проведению предстоящего мероприятия);

• оказывают помощь в организации мероприятия, изготовлении костюмов, атрибутов, подарков, оформлении помещения;

• принимают участие в проведении мероприятия.

Психолог

• проводит наблюдение за взаимодействием детей и всех участников мероприятия;

• проводит консультирование родителей и педагогов по вопросам подготовки к игротекам

• дает рекомендации своим коллегам по поводу создания условий по построению эффективного процесса общения и взаимодействия с родителями.

Таким образом, для решения общих целей и задач по реализации направления взаимодействие с родителями можно привлекать всех работающих специалистов в ДОУ. Каждый из них в рамках своей компетенции сможет решить главные задачи - обеспечение психолого-педагогической поддержки семей и повышение компетентности родителей в вопросах образования, охраны и укрепления здоровья.

Публикации по теме:

Современные формы взаимодействия детского сада и семьи в условиях реализации ФГОС  «Современные формы взаимодействия детского сада и семьи в условиях реализации ФГОС ДО». «Только вместе с родителями, общими усилиями, педагоги.

Целевые ориентиры дошкольного образования в условиях реализации ФГОСЦелевые ориентиры дошкольного образования в условиях реализации ФГОС Нашу встречу я хочу начать с притчи. «Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окружённый учениками. Самый способный из них однажды задумался:.

Формы работы с родителями в соответствии с ФГОС дошкольного образованияФормы работы с родителями в соответствии с ФГОС дошкольного образования с 1 января 2014 года введён в действие Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, который разработан.

Интеграция образовательных областей в совместной деятельности с детьми и родителями в рамках реализации ФГОС Выступление на районном семинаре воспитателей ДОУ по теме: «Интеграция образовательных областей в совместной деятельности с детьми и родителями.

Презентация «Современные формы взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников в условиях реализации ФГОС» Слайд 2 Семья для ребенка-это источник общественного опыта, здесь он находит примеры для подражания и здесь происходит его социальное рождение.

Работа с родителями в условиях реализации ФГОС дошкольного образования Работа с родителями в условиях реализации ФГОС дошкольного образования Чепелева Светлана Работа с родителями в условиях реализации ФГОС.

Семинар для педагогов «Эффективные формы взаимодействия педагогов с детьми» «Эффективные формы взаимодействия педагогов с детьми». План: 1. Приветствие. Деление на подгруппы. 2. Оценка заинтересованности педагогов.

Сотрудничество с родителями — эффективные формы работы в соответствии с ФГОС ДО С 1 января 2014 года введен в действие Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования который разработан на.

Современные формы взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников в условиях реализации ФГОС В соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании», Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.

Эффективные формы и методы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи «Какими бы прекрасными ни были наши дошкольные учреждения, самыми главными мастерами, формирующими разум и мысли малышей, являются мать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Эффективные формы взаимодействия с родителями по реализации образовательных областей ФГОС дошкольного образования
Опубликовано: 25 сентября 2017 в 19:10
+22Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД