Лучший педагог года

Экскурсия — форма эффективной социализации дошкольников

Оксана Клевцова
Экскурсия — форма эффективной социализации дошкольников

На современном этапе развития общества, который нельзя представить без разнообразных гаджетов, вопрос социализации ребенка весьма интересен и актуален. Дети нередко заменяют живое общение виртуальным. Что, в свою очередь, порождает проблемы в социуме и коммуникации, а без влияния общества человек не может социализироваться как личность.

Публикация «Экскурсия — форма эффективной социализации дошкольников» размещена в разделах

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС, социализация и коммуникативное развитие личности дошкольника рассматриваются как единая образовательная область - социально-коммуникативное развитие. Процесс социализации начинается с появлением человека на свет и продолжается вплоть до конца его жизни. Первый социальный опыт ребенок получает в семье, второй - в детском саду. Моя задача, как педагога, после прихода ребенка в детский сад – продолжить этот процесс: расширяя мир малыша, формируя умение взаимодействовать со взрослыми и сверстниками. Люди, окружающие ребенка, вступают в разнообразные взаимоотношения: родственные, дружеские, профессионально-трудовые и пр. Поэтому уже в дошкольном возрасте у детей необходимо сформировать представление о многообразии человеческих отношений, рассказать о правилах и нормах жизни в обществе, вооружить моделями поведения. Огромную роль в решении задач, играет ознакомление детей с социумом. За дверями детского сада огромный мир, сотрудничество с которым способно принести много пользы и знаний.

Понимание значимости роли социума в становлении личности ребенка определило для меня поиск подходов в решении данного вопроса. Анализируя свой педагогический опыт, пришла к выводу, что одной из наиболее эффективной деятельностью, вовлекающей детей во взаимодействие с окружающим миром и формирующей у ребят систему ценностных отношений, является экскурсия.

Структура экскурсии позволяет интегрировать все образовательные области, что соответствует ФГОС.

Учитывая потенциал данной формы работы, я разработала и реализовала долгосрочный проект: «Открывая загадочную дверь в мир взрослых». Цель проекта: создание условий для эффективной социализации детей.

В ходе анкетирования я выяснила, что родители детей имеют недостаточный объем знаний о родном городе (60%, семьи редко посещают музей, библиотеку (всего 10% посещали с детьми, мало рассказывают о своих профессиях (20%) и затрудняются с ответами о достопримечательностях и местах семейного отдыха в Норильске (40%).

Мониторинг знаний детей о родном городе будет представлен на слайде.

В соответствии с тематическим планированием, пожеланиями родителей и детей был разработан маршрут посещений наиболее интересных и социально значимых мест. В список были включены: тундра, магазин, библиотека, аптека, музей, банк, пекарня, кондитерский цех, пожарная часть, почта, театр, телестудия. По инициативе детей мы дополнили список магазином цветов, в котором продавали растущий ананас. Также у нас были запланированы три семейные экскурсии на ферму, в Норильский Драматический театр и Талнахскую городскую библиотеку.

Знакомство с микрорайоном, родным городом начинается с детского сада. Современное ДОУ представляет собой социальный мир в миниатюре, Поэтому детский сад является весьма важным этапом в их ознакомлении с социумом. Я предусмотрела это и провела цикл экскурсий по детскому саду, формируя эмоционально положительное отношение к дошкольному учреждению, умение ориентироваться в помещениях и знакомство с трудом, профессиями сотрудников. К экскурсиям по детскому саду мы возвращались в течение всего времени реализации проекта. Например, побывав в пекарне и увидев процесс производства хлебобулочных изделий, мы отправились на кухню смотреть, как делают вкусные булочки. Получили рекомендации от шеф-повара и сделали песочное печенье в группе, а запекли в духовом шкафу на кухне детского сада. Побывав на экскурсии в аптеке и поразмыслив над вопросом «Чем отличается аптека от аптечки», дети рассмотрели аптечку дома, в нашей группе и медицинском кабинете детского сада. Я обратила внимание, на одинаковую спецодежду и правила хранения медикаментов (в стеклянных шкафчиках и холодильниках) людей сходных профессий.

Чтобы подготовить детей к длительным экскурсиям, мы начинали пешие походы на короткие расстояния. Смотрели за изменениями природы в тундре, гуляли по улицам нашего микрорайона. Рассуждали о названиях улиц, говорили о том, что кроме пользы человек приносит нашему городу вред. Наглядным примером является разбросанный мусор, исписанные вандалами фасады домов. Сразу вспомнили важную и такую нужную работу дворника в детском саду. Интересным было наблюдение изменений в облике нашего микрорайона. Для этого я показывала фотографии «старого» Талнаха и спрашивала, не узнают ли дети это место. Каким же было удивлением узнать, что это та самая часть микрорайона, на котором мы сейчас находимся. Только теперь на нем вместо тундры - дома, дороги, магазины.

Я расширяла кругозор детей и обращала внимание на то, что одно и тоже место может удивлять своим многообразием. Это хорошо прослеживается по организациям экскурсий в музей. Ведь в его стенах мы знакомились с палеонтологической выставкой, экспозицией, посвященной Дню победы. Научные сотрудники организовывали экскурсии по тематике : народы Севера, животный и растительный мир Таймыра, знакомством с профессиями людей, работающих на рудниках. Мы сравнивали разные направления одного и того же предприятия. И в этом нам помогало руководство «Жар – птицы». Сначала, мы побывали в пекарне, знакомясь с профессией пекарей, а потом отправились в кондитерский цех, где кондитеры-профессионалы показывали мастер-класс по изготовлению и оформлению праздничных тортов. Теперь дети были не просто наблюдателями, а сами смогли поучаствовать в сложном процессе. Каждый ребенок получил ингредиенты для создания своего торта. Профессиональные работники дали оценку труда детей, оформили торты в фирменные коробки и дети с гордостью угостили родителей дома.

Наблюдения на экскурсиях, живое общение с настоящими профессионалами своего дела служат большим толчком к обогащению, развитию сюжета и диалога сюжетно – ролевых игр.

Заведующий почты обогатила нашу сюжетно-ролевую игру, подарив большую коробку конвертов, марок, штрих-кодов. Она не только с большой любовью рассказывала о своей нелегкой работе, но также с удовольствием включилась в игру и заготовила игровую посылку для детей, а получить её можно только по паспорту, которые мы специально подготовили. Дети получили письмо и извещение на получение посылки и искали посылку на стеллажах среди множества других коробок, расписывались в получении и несли посылку в детский сад. В нашей группе стало доброй традицией писать письма: в группе друг другу, домой родителям, учителю – логопеду и получаем письма с ответами и зашифрованными заданиями.

Мое взаимодействие с родителями воспитанников всегда было и остается актуальным вопросом. А ведь одна из важнейших задач повышения качества дошкольного образования – сотрудничество родителей воспитанников с педагогами и сотрудниками. Пережитые впечатления и приключения на семейных экскурсиях позволили сплотить нас с родителями и обогатить сотрудничество с ними. Родители активно участвовали в сопровождении детей на экскурсии, оформлении совместных выставок творческих впечатлений. Экскурсии не только сплотили нас с родителями и детьми, но и позволили приобрести семейные традиции. Так, например, поездки на ферму и общение с животными, кормление, катание на лошадях будут теперь любимым местом посещения многих семей. Знакомство с театральным закулисьем, общение с актерами, которые раскрыли тайны театральной жизни, приобщило родителей и детей к миру искусства.

Первый опыт в общении с журналистами и знакомство с процессом съемок передач дети получили на телестудии «Перемена». Я с детьми училась брать интервью, нам демонстрировали правильную речь дикторов, разрешали включать звукозаписывающую аппаратуру и почувствовать себя в роли настоящих ведущих. По итогам экскурсии сняли сюжет, который транслировался по Каналу 7. Моим ответным шагом было приглашение руководителя телестудии, оператора и журналистов в гости в детский сад на наше мероприятие, которое послужило итогом долгосрочного проекта «Открывая загадочную дверь в мир взрослых». Ребята многому научились, обогатили свой опыт новыми впечатлениями и знаниями, умением вести диалог, свободно общаться со знакомыми и незнакомыми взрослыми людьми. Сами дети выступили в роли экскурсоводов и, открывая дверь за дверью, знакомили приглашенных гостей с миром взрослых профессий и правилами поведения в обществе.

В процессе реализации задуманного я столкнулась со следующими сложностями:

Вместе с тем, все вопросы оказались решаемы в тесном сотрудничестве с родителями и администрацией детского сада. Так, например, экскурсии, связанные с организацией транспорта, было решено проводить как мероприятие выходного дня. Я назначала место встречи, а каждый родитель сам привозил ребенка в назначенное место и отвечал за его безопасность. С организациями, которые оказывали услуги за плату, была договоренность о скидке для многодетных семей.

Активное использование интересной, но трудной в подготовке формы работы-экскурсии позволило уйти от традиционных методов знакомства детей с профессиями по картинкам, ребята получали знания и опыт социализации путем погружения в рабочую среду людей. Общались с профессионалами своего дела, наблюдали за действиями, отношениями, возникающими между специалистами профессии, специальных помощников техникой и оборудованием.

Наблюдение, результаты мониторинга детей, сплоченность педагогического коллектива группы с детьми и родителями позволяют считать экскурсии действенным способом тренировки способности к социальной адаптации, через социальное взаимодействие, что представляет собой важную сторону в развитии человеческой личности, так как обеспечивает возможность впоследствии адекватно вести себя в различных ситуациях, иметь необходимый уровень социальной адаптированности.

По результатам работы в данном направлении была опубликована статья в газете «Заполярная правда», выпущены два сюжета на телевидении, создан путеводитель по интересным местам города для семейного посещения.

Публикации по теме:

Клубный час, или Технологии эффективной социализации детей младшего дошкольного возрастаКлубный час, или Технологии эффективной социализации детей младшего дошкольного возраста «…Неправильность в организации жизни детей в детском саду рождает в ответ детскую агрессивность и инфантилизм. Дети хотят играть, а их.

Интерактивный авторский семинар в рамках VII конференции по технологиям эффективной социализации дошкольниковИнтерактивный авторский семинар в рамках VII конференции по технологиям эффективной социализации дошкольников 3 - 4 июня в Москве проходил интерактивный авторский семинар в рамках VII конференции по технологиям эффективной социализации (ТЭС, автором.

Использование технологии эффективной социализации «Клубный час» в дошкольном учреждении Новые социокультурные условия диктуют и новые подходы к развитию у детей социально-коммуникативных навыков, которые в дошкольном возрасте.

Модель эффективной социализации в образовательном пространстве детского сада на основе социального конструктивизма В основе Федерального государственного стандарта дошкольного образования находится принцип социального конструктивизма Л. С. Выготского. Согласно.

Проект «Внедрение инновационных технологий эффективной социализации дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 5» города Чебоксары ПРОЕКТ «Внедрение инновационных технологий.

Технологии эффективной социализации дошкольников Эффективная социализация является одним из главных условий жизни ребенка в обществе и важнейшая ее часть – развитие коммуникабельности,.

Технологии эффективной социализации в ДОУ Согласно социологическим исследованиям дошкольной сферы всего 20 % детей интересуются и любят организованные занятия, остальные приходят.

Технология «Дети — волонтеры» как средство эффективной социализации дошкольников Наблюдая за дошкольниками, в ходе образовательной и самостоятельной деятельности, мы обратили внимание на такие негативные качества как:.

Детское волонтерство как средство эффективной социализации дошкольников Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного.

Внедрение технологий эффективной социализации дошкольников Технология "Социальная акция" направлена, прежде всего, на консолидацию усилий педагогов и родителей по развитии. гражданской позиции у.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Экскурсия — форма эффективной социализации дошкольников
Опубликовано: 23 августа 2019 в 17:02
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД