Папки-передвижки

Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста по средствам приобщения к культуре и искусству родного края

Екатерина Хаматдинова
Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста по средствам приобщения к культуре и искусству родного края

Дошкольный возраст является важнейшим этапом в развитии личности ребенка, приобщении его к миру культуры и искусства, общечеловеческих ценностей является главной задачей в нравственно эстетическом воспитании подрастающего поколения.

Ребенок познает окружающим мир с большим интересом, в особенности то, что непосредственно на него не воздействует: искусство, музыка, закономерности природного состояния, животные, и многое другое. Поэтому у детей в раннем возрасте очень активно работает воображение, где они переносят воображаемые образы в творческую деятельность. Именно с малых лет необходимо прививать интерес и любовь к искусству родного края.

Публикация «Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста по средствам приобщения к культуре и искусству родного края» размещена в разделах

Народное творчество как средство воспитания любви к родному краю, любви к Родине является одной из главных задач нравственного эстетического воспитания детей. Педагогика, в наше время, считает необходимым начинать воспитание нравственных чувств с раннего детства. Детям 5- 7 лет дошкольная педагогика определяет содержание патриотических чувств как желание больше узнать о своей стране, ее народах, как проявление любви и уважения к людям разных национальностей, интереса к некоторым историческим событиям. Также элементарное понимание общественной значимости труда людей, желание принять в нем посильное участие, бережное отношение к родной природе, умение видеть и беречь ее красоту, доступное участие в происходящих вокруг событиях общественной жизни. Важным условием в воспитания начал нравственно эстетических чувств является ознакомление детей с общественной жизни и организации их деятельности, направленной на формирование общественных мотивов поведения.

Развитие личности ребенка-дошкольника как носителя национальной культуры, возможно при знакомстве с традициями и обычаями своего народа, родной культурой, произведениями художественной литературы и искусства. Познавая прошлое, многовековую мудрость, исторический опыт, традиции, мы лучше узнаем самих себя, свои живительные корни. Это позволит полнее осознать свою уникальность, глубже понять свой внутренний мир и разумнее строить свою жизнь, что становится все более актуальным в наши дни.

В произведениях народного творчества заключена особая воспитательная ценность, влияющая на формирование эстетических чувств. Народное творчество несет в себе конкретные образы, краски, доступные и интересные ребенку. Произведения народного творчества могут служить эффективным средством формирования положительного, эмоционально окрашенного отношения к разным сторонам общественной жизни, воспитания любви к родному краю при следующих условиях:

Если ознакомление с народным творчеством входит составной частью в общую систему ознакомления дошкольников с явлениями общественной жизни;

Если осуществлен отбор произведений народного творчества, в наибольшей степени способствующих воспитанию начал патриотических чувств;

Если у детей сформировано умение различать некоторые специфические и общие черты в творчестве разных народов.

При отборе произведений народного творчества необходимо руководствоваться общими принципами: Соответствие задачам ФГОС; Доступность по форме и содержанию, привлекательность, яркость и эмоциональная насыщенность. Кроме этого, в произведениях должны найти отражение специфические черты искусства родного края. Образное восприятие пословиц, сказок углубляется, если одновременно идет ознакомление детей с декоративными изделиями народного быта, национальным костюмом. И наоборот: восприятие произведений декоративного искусства углубляется, когда оно сопровождается приобщением к малым формам поэтического творчества, отображающим народный быт, обычаи и традиции.

Ведущими задачами при этом являются:

Обогащение знаний детей о народном искусстве;

Подведение детей к пониманию роли искусства в жизни человека;

Формирование умения отмечать своеобразие искусства родного края, его характерные особенности, а также общие черты.

Эстетическая ценность произведений искусства : нарядность, красота, яркость, привлекательность, утилитарное значение декоративных изделий. Серия общеразвивающих ситуаций по ознакомлению с декоративно-прикладным искусством русского народа поможет подвести детей к пониманию : самобытности, своеобразия русского народного искусства (типичность мотивов, цветовое и композиционное решение); связи содержания орнамента с окружающей природой; связи искусства с бытом и жизнью народа; преемственности традиций народного искусства. Для того, чтобы обеспечить перенос знаний в самостоятельную деятельность, необходимо формировать конкретные умения и навыки воспроизведения характерных особенностей народных узоров (мотив, композиция, цветовое решение). У детей необходимо формировать приемы рисования и вырезывания простейших элементов русского орнамента. Необходимо уделять внимание различным творческим заданиям, которые ставят детей перед необходимостью применять полученные знания в самостоятельной творческой деятельности. Таким образом, самостоятельная деятельность детей будет строиться на основе полученных знаний и в то же время требовать новых. Создается система зависимостей полученных знаний и деятельности, которая обеспечивает переход на новый этап. Все это становится предпосылкой воспитания устойчивого интереса к народному искусству, понимания его ценности и необходимости для людей, формирования чувства симпатии к народу — творцу талантливых произведений. Посредством сказок дети знакомятся с жизнью народа в прошлом. Это определяет и методику занятия: включение в беседу по произведению. Особое значение имеет приобщение детей к волшебным и героическим сказкам. Идейное содержание этих сказок — подвиги героев во имя освобождения родной земли, своего народа от зла и насилия, от врагов и чужеземных захватчиков — способствует раскрытию идей патриотизма, лучшему пониманию детьми художественных произведений о подвигах русских воинов. Чтобы дети не только поняли произведение, но и прочувствовали его.

Художественно-эстетическое развитие ребёнка имеет неоценимое значение для разностороннего развития личности ребёнка, позволяет детям передавать то, что они видят в окружающем мире, то, что их волнует и вызывает определённые чувства и эмоции. Развитие способности ребёнка к художественно-эстетической творческой деятельности составляет одну из важнейших задач развивающее-воспитывающего обучения человека, в результате реализации, которой создаются благоприятные условия для развития эмоционально-положительного восприятия искусства, способствующего формированию эстетического отношения к окружающему миру.

В заключение, ознакомление с родным краем с помощью разнообразных видов деятельности, создает неповторимую среду, которая действует на воображение и формирует индивидуальность ребенка, определяя его жизненный путь и душевные устремления. Ребенок познает не только свой край, но и откликается на события окружающего мира, выражает свое отношение к ним.

Список использованных источников

Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс] : Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ. – Электрон. дан. –Доступ из информ. -правовой системы «Консультант Плюс».

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст] : действует с 01 января 2014 г. – Москва : Перспектива, 2014. – 32 с.

Белая, К. Ю. и др. Интеграция как основной инструмент создания новой модели ДОУ [Текст] // Управление ДОУ. – 2003. - № 4.

Волынкин, В. И. Художественно-эстетическое воспитание и развитие дошкольников [Текст] : учебное пособие / В. И. Волынкин. – Ростов-на-Дону: Феникс,2007. – 441 с.

Давыдова, О. И. Технология организации контакта и взаимопонимания между педагогами и родителями детей дошкольного возраста в новых социальных условиях [Текст]// Психолого-педагогические проблемы современного образования: сборник научных статей. – Барнаул: Изд-во БГПУ, 2001. – С. 119–128.

Дошкольная педагогика : эстетическое воспитание и развитие [Текст] : учебник и практикум для академического бакалавриата / под ред. Е. А. Дубровской, С. А. Козловой. – 2-е изд. ,испр. и доп. – Москва : Изд-во Юрайт, 2016. –185 с.

Затеева, Е. В. Малыш в мире искусства родного края : учебно-методический комплекс по художественно-эстетическому образованию дошкольников/ Е. В. Затеева. – Барнаул: АКИПКРО, 2010. – 124с.

Комарова, Т. С. Программа эстетического воспитания детей 2–7 лет [Текст]/Т. С. Комарова, А. В. Антонова, Н. Б. Зацепина. – Москва: Педагогическое общество России,2005. – 128с.

Публикации по теме:

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с природой родного края из опыта работыОзнакомление детей старшего дошкольного возраста с природой родного края из опыта работы Кому как не детям дошкольного возраста близок и понятен мир природы. Дети всегда и везде в той или иной форме соприкасаются с природой.

Художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста Художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста. Художественно-эстетическое воспитание играет важную роль в формировании.

Народные игры как средство приобщения дошкольников к национальной культуре и традициям различных народов Вятского краяНародные игры как средство приобщения дошкольников к национальной культуре и традициям различных народов Вятского края Игры: Русская народная игра. Солнцеворот' В цетре круга водящий('солнце, / с обручем,на котором привязаны цветные ленты. Гори,гори ярче,.

Перспективное планирование занятий по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с природой родного краяПерспективное планирование занятий по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с природой родного края О значении природы в развитии дошкольника писали многие великие отечественные педагоги. К. Д. Ушинский настаивал на введении ребенка в мир.

Проект «Воспитание патриотизма, приобщение к истории и культуре родного края через музыкально-художественную деятельность»Проект «Воспитание патриотизма, приобщение к истории и культуре родного края через музыкально-художественную деятельность» Предлагаю вашему вниманию педагогический проект для детей старшего дошкольного возраста. Данный проект – это начальная ступень патриотического.

Семинар-практикум для дошкольных работников «Художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста» Цель: организация работы по обобщению опыта воспитателей и повышения уровня их компетенции. Форма проведения: семинар-практикум. Участники:.

Создание гербария как средство ознакомления детей дошкольного возраста с природой родного краяСоздание гербария как средство ознакомления детей дошкольного возраста с природой родного края Создание гербария, как средство ознакомления детей дошкольного возраста с природой родного края. В нашей группе дети, совместно с воспитателем,.

Воспитание духовно-нравственной личности старших дошкольников посредством приобщения к народной культуре. Часть IВоспитание духовно-нравственной личности старших дошкольников посредством приобщения к народной культуре. Часть I На современном этапе развития общества проблема духовного возрождения России встает особенно остро. Формирование правового государства,.

Воспитание основ патриотизма детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения к народной культуре (из опыта работы)Воспитание основ патриотизма детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения к народной культуре (из опыта работы) В рамках культурологической парадигмы современного дошкольного образования, обусловленного "культурным поворотом" - диалогом общества и.

Занятие по изобразительному искусству для молодых инвалидов с ментальными нарушениями «Народные промыслы родного края»Занятие по изобразительному искусству для молодых инвалидов с ментальными нарушениями «Народные промыслы родного края» Здравствуйте, уважаемые коллеги! Как у художника, педагога и народного мастера у меня возникла мысль создать серию занятий, посвящённых.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста по средствам приобщения к культуре и искусству родного края
Опубликовано: 25 мая 2021 в 08:48
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД