Евгений Щекотихин
Занятие по изобразительному искусству для молодых инвалидов с ментальными нарушениями «Народные промыслы родного края»
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Как у художника, педагога и народного мастера у меня возникла мысль создать серию занятий, посвящённых народмому промыслу моего родного края «Плешковская игрушка». Провёл много времени в библиотеках, музеях, дабы собрать необходимый теоретический материал. Продумал, разработал ход каждого занятия, подкреплённый такими «избитыми» для педагога фразами, как «цели» и «задачи».
Публикация «Занятие по изобразительному искусству для молодых инвалидов с ментальными нарушениями „Народные промыслы родного края“» размещена в разделах
- ИЗО. Конспекты занятий, изодеятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2018
Проиллюстрировал фотографиями последовательность выполнения задания, обубликовав данный материал в предыдущих записях сайта. Однако, как говорил выдающийся педагог В. А. Сухомлинский, всякая теория должна подкрепляться практикой. Необходимо опробировать программу в условиях реального занятия. И эта возможность мне представилась. В рамках моего социально- волонтёрского служения на базе Орловско- Болховской епархии, я провожу занятия по художественному искусству и трудотерапии в социально- реабилитационном центре для инвалидов детства с ментальными нарушениями «Орловские родники». Решил поведать молодым инвалидам о истории и культуре нашего родного Орловского края на примере Плешковской игрушки, предварительно адаптировав свою программу для обучающихся с ОВЗ.
Цель- Узнать историю возникновения и особенности данного промысла. На примере готовых образцов народной игрушки, почувствовать «дух» народной культуры.
Задачи:
Обучающие- Овладеть теоретическими и практическими знаниями и навыками. Познакомиться с элементами и основными композиционными мотивами Плешковской игрушки. Помочь обучающимся с ОВЗ освоить базовые навыки лепки и моделирования. Наполнить «мирок» инвалида новыми знаниями и впечатлениями. Обзорно изучить промысел «Плешковская игрушка».
Воспитательные- Патриотическое, эстетическое, духовно- нравственное воспитание. Развитие чувства художественного вкуса. Развитие чувства художественного вкуса. Умение отличать Орловскую народную игрушку от Каргопольской и прочих. Развитие положительных, нравственных качеств.
Програмный материал:
Плешковский промысел — один из древнейших промыслов центра России. Плешково (Ливенский район Орловской области) известно с 17 века. По преданию вокруг деревни стояли леса, а в этом месте из-за скудости земли образовалась “плешь” — плешина. Оттого и название осталось — Плешково. Глина в этих местах замечательная, розовая после обжига, с блестящими вкраплениями слюды. Издавна “тянули” плешковцы из глины горшки да квасники. “Посуду” делали, что звон”,— вспоминают старожилы. А А детям на потеху да себе на радость делали игрушки-свистульки.
Любимые сюжеты плешковских мастеров — домашние животные и птицы.
Ход занятия:
Перед началом занятия педагог «оформляет» предметно- пространственную среду. Расставляет в нужной последовательности изделия народных мастеров. Экспонаты должны быть расставлены так, чтобы обучающиеся могли их свободно обозреть визуально, и педагогу было удобно рассказывать о них. Разрешается брать в руки игрушки, свистеть в них. Данный подход помогает обучающимся с ОВЗ лучше усвоить материал, а занятие сделать наглядным и интересным.
Учащимся предлагается выбрать один из вышеизложенных сюжетов данного народного промысла и изобразить на листе бумаги. Это будет эскиз будущей работы в материале. Для удобства и быстроты выполнения задания возможно нанести рисунок по заранее приготовленным шаблонам. Но несмотря на видимую быстроту, в этом случае у учащегося не будет развиваться чувство рисунка и навык линейного построения. Пользуясь шаблонами, учащийся так же будет путаться в готовых линиях, отвлекаться, обращаться за помощью к соседу по парте. Однако, учитывая подготовленность и возможности обучающихся с ОВЗ, вполне можно дать некоторые послабления. Рисунок необходимо закомпоновать в формате листа, чтобы он был не слишком маленький, и не слишком большой. Чтобы задание не было слишком лёгким, возможно предложить скомпоновать на бумаге изображения двух или трёх игрушек. В этом случае у учащегося развивается чувство композиции. На уроках труда вполне оправдано ипользовать шаблоны для выполнения технической документации в виде чертежа или эскиза изделия. Учащиеся рисуют в альбомах, одновременно педагог выполняет педагогический рисунок на доске, поясняя его. Необходимо помнить навыки академического рисунка- линией и пятном мы так же можем передать объём.
Когда изображение игрушки выполнено, мы приступаем к цветовому решению композиции.
Перед тем, как работать в цвете, учащийся должен проверить, уточнить рисунок. По возможности, при участии педагога. Изобржение должно соответствовать тому или иному сюжету. Если птица- то птица, если олень- значит олень. Смешивать сюжеты не рекомендуется. Проследить, чтобы учащиеся передавали в своих рисунках плешковскую игрушку, а не какую- либо иную, не придумывали из головы, а следовали образцам.
Оборудование и материалы:
Доска;
Плакаты и стенды;
Образцы работ учащихся;
Экспонаты плешковской игрушки (рекомендуется для наглядности разместить их на натюрмортном столике);
Диафильмы и слайды, современные средства обучения;
Для удобства было бы целесообразно вести урок так: помимо педагогического рисунка на доске закрепить планшет с готовым рисунком. Это даёт возможность педагогу вместе с воспитанниками работать в цвете.
При помощи тонкой кисти, чёрной краской даём контур изделия. Прорисовываем глаза, ноздри и прочие элементы у персонажа. Задание выполняется не спеша, с чувством и обстоятельно. Предварительно можно слегка окрасить изображение игрушки акварелью в цвет природного материала, а можно оставить в виде белого листа бумаги.
Далее приступаем к нанесению цветовых пятен. Необходимо приблизить учащихся к цветовосприятию народного мастера, объяснив, как правильно замешивать цвет. Работа ведётся акварельными или гуашевыми красками, что наиболее целесообразно. Но иногда, для придания занятию декоративности, практикуется использование цветной, тонированной бумаги, пастельные и масляные мелки, цветные карандаши, фломастеры, маркеры. Возможно выполнение задания и на компьютере. Это современно, но при этом теряется смысл народной культуры и искусства. Учащийся должен наносить цветовые пятна и окрашивать поверхности аккуратно, не размазывая, не ставя клякс. Данный подход формирует ответственность, усидчивость, аккуратность.
В конце необходимо дать рисунку подсохнуть. По окончании занятия- выставка работ. Каждый должен убрать за собой рабочее место.