Папки-передвижки

Эвристическая беседа как метод развития речи у воспитанников с использованием кубиков Блума (4 фото)

Ольга Армянинова
Эвристическая беседа как метод развития речи у воспитанников с использованием кубиков Блума

Мы с вами знаем, что дети – пытливые исследователи окружающего мира. Любознательность ребенка постоянно направлена на познание окружающего мира и построение своей картины этого мира.

С овладением речью познавательная деятельность дошкольника поднимается на новую качественную ступень.

Умение интересно, понятно и складно (не путаясь в мелочах и подробностях) рассказывать и вести диалог — одно из важнейших достижений ребёнка дошкольного возраста. Огромную роль в формировании такого общения у детей дошкольного возраста играют эвристические беседы, когда задавать вопросы и отвечать, высказывать свою точку зрения могут все участники. Задача педагога — построить беседу так, чтобы опыт деятельности каждого ребёнка стал достоянием всего коллектива.

Публикация «Эвристическая беседа как метод развития речи у воспитанников с использованием кубиков Блума» размещена в разделах

Что же это такое - эвристическая беседа?

Эвристическая беседа - один из словесных методов обучения. Свое название эвристическая беседа получила от греч. эвристика - отыскиваю, открываю. Сущность эвристической беседы состоит в том, что воспитатель, путем постановки перед детьми определенных вопросов и совместных логических рассуждений подводит их к определенным выводам. Коллективная беседа создает атмосферу общей заинтересованности, что в значительной степени способствует осмыслению к систематизации знаний и опыта, положительно влияет на развитие мышления, прежде всего на развитие речи.

Насколько же реально эвристическое обучение в дошкольном учреждении и нужно ли оно в свете новых федеральных требований в дошкольном образовании? Использование эвристических методов в детском саду просто необходимо. С помощью этих методов мы научим детей выходить из трудных ситуаций, мыслить глубоко, дети смогут изобретать что-то новое, фантастическое, может быть нереальное в этом мире.

Цель использования эвристических бесед в развитии дошкольников :

повышение речевой активности детей дошкольного возраста в образовательной деятельности.

Эвристическая беседа - коллективная форма общения, и данный метод применяют преимущественно при проведении фронтальных и подгрупповых формах организации педагогического процесса.

Применение метода эвристической беседы способствует усилению речевой активности на занятии, развитию мышления, глубокому пониманию изучаемого материала, практическому использованию навыков словоизменения и словообразования, активизирует словарный запас.

Решающее значение для эффективности проведения эвристической беседы имеет правильный подбор, формулировка и постановка вопросов, которые являются главным «инструментом» этого метода. Каждый вопрос, поставленный педагогом перед детьми, должен побуждать их к активной продуктивной мыслительной деятельности, сообразительности.

Вопросы типа: Как? Почему? Что из этого следует? Каким способом? Что нам надо вспомнить для решения нашего вопроса? Где об этом мы можем узнать? являются эвристическими и помогают воспроизвести по памяти, известную детям информацию.

На основе анализа структуры эвристической беседы выделяют две её формы:

1. «жёсткая» — вопросно-ответная, когда основными компонентами выступают вопрос педагога и ответ ребёнка.

2. «свободная», имеющая несколько иную структуру, когда на один вопрос педагога следует «цепочка» логически связанных между собой ответов детей.

Я хотела бы представить один из приемов эвристической беседы, разработанный американским ученым и психологом Бенджамином Блумом, который называется Кубик Блума.

Кубик представляет собой объемную фигуру, на сторонах которой написаны слова (либо нарисованы схемы-картинки, что для детей дошкольного возраста наиболее приемлемо). Они являются отправной точкой для ответа. Таким образом, ребенок сам ищет пути решения проблемы во время ответа, исходя из собственного опыта и познания.

На основе приема Кубик Блума педагог может выстроить целое занятие, а можно использовать его, как один из этапов. Работая с Кубиком, возможно организовать как групповую, так и подгрупповую и индивидуальную деятельность детей.

Требования к вопросам:

вопросы должны быть посильными для воспитанников и вызывать у них познавательный интерес;

степень проблемности целесообразно варьировать, чтобы в беседе приняли участие все дети;

исправления неправильного ответа желательно осуществлять силами самих воспитанников;

диалог целесообразно чередовать с монологом воспитателя;

в процессе монолога детям сообщается определенный объем информации, на основе которой им предъявляются новые проблемные вопросы;

Практическая значимость эвристической беседы

Использование эвристических бесед с применением "Кубика Блума" только на первый взгляд кажется трудным. Но практика показывает, что прием очень нравится детям, они быстро осваивают технику его использования. А педагогу этот прием помогает развивать речевую активность, активизировать словарный запас, в активной и занимательной форме проверять знания и умения дошкольников.

Ценность использования эвристической беседы в работе заключается в том, что дети самостоятельно учатся применять свои знания, умения, исходя из уже имеющегося опыта, педагог лишь подводит их к правильному решению своими вопросами в беседе. Таким образом, данный метод способствует формированию своей точки зрения у детей, своей позиции, своего миропонимания.

Эвристическая беседа как метод развития речи у воспитанников с использованием кубиков Блума
Фото №1 Мы с вами знаем что дети пытливые исследователи окружающего мира Фото №2 Любознательность ребенка постоянно направлена на познание окружающего мира и построение своей картины этого мира Фото №3 С овладением речью познавательная деятельность дошкольника поднимается на новую качественную ступень
Публикации по теме:

«Метод наглядного моделирования, как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста» «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками,.

Консультация для родителей «Развитие речи и мелкой моторики ребенка с помощью конструирования из деревянных кубиков»Консультация для родителей «Развитие речи и мелкой моторики ребенка с помощью конструирования из деревянных кубиков» Цель: помочь родителям привлечь своих детей к приобретению конструкторского опыта. Задачи: 1. Развивать с помощью конструирования активный.

Беседа как метод обучения диалогической речиБеседа как метод обучения диалогической речи Беседа – это целенаправленное обсуждение чего-либо, организованный, подготовленный диалог на заранее выбранную тему. Беседа рассматривается.

Дидактические игры и упражнения для развития речи дошкольников с использованием художественного слова 1. Узнай сказку, потешку, рассказ (по отрывку). Цель: Развивать память детей, внимание, желание и умение по отрывку узнавать сказку, потешку,.

Дидактическое пособие из мягких кубиков для развития мелкой моторики «Речевой домик»Дидактическое пособие из мягких кубиков для развития мелкой моторики «Речевой домик» Вопросы развития правильной речи у детей очень актуальны. Благодаря речи дети познают окружающий мир, накапливают знания, расширяют.

Использование кубиков историй в развитии речи воспитанников посредством инновационной технологии «Сторителлинг»Использование кубиков историй в развитии речи воспитанников посредством инновационной технологии «Сторителлинг» Проблема развития речи – одна из самых острых в современном образовании. Перед педагогом стоит задача найти оптимальные методы, приемы,.

Фотоотчет «Пластилинография как метод развития мелкой моторики»Фотоотчет «Пластилинография как метод развития мелкой моторики» В нашей логопедической группе, с детьми с ОНР, большое внимание уделяем развитию мелкой моторики. Так как уровень развития речи у детей.

Научная публикация «Теоретические исследования развития описательной речи дошкольников с использованием игрушки» Теоретические исследования развития описательной речи дошкольников с использованием игрушки. Внимание к вопросам речевого развития мы находим.

Развитие речи, элементарных математических представлений и познавательной сферы посредством кубиков ЛегоРазвитие речи, элементарных математических представлений и познавательной сферы посредством кубиков Лего Эффективным решением в работе коррекционного педагога с детьми с ограниченными возможностями здоровья, является применение конструктора.

Опыт работы «Проектная деятельность как эффективный метод развития связной монологической речи дошкольников»Опыт работы «Проектная деятельность как эффективный метод развития связной монологической речи дошкольников» Доброго времени суток всем коллегам! Сегодня предлагаю Вам познакомиться с моим опытом работы на тему «Проектная деятельность как эффективный.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Эвристическая беседа как метод развития речи у воспитанников с использованием кубиков Блума
Опубликовано: 13 февраля 2023 в 21:43
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД