Лучший педагог года

«Забавный сундучок». Развлечение в рамках ознакомления с художественным наследием татарского народа в подготовительной группе

Римма Юсупова
«Забавный сундучок». Развлечение в рамках ознакомления с художественным наследием татарского народа в подготовительной группе

Задачи:

1. Познакомить детей с национальным художественным наследием татарского народа, показать самобытность татарского народа, проявляющуюся в мастерстве народных умельцев, в устном народном творчестве (песнях, потешках, плясках)

2. Воспитывать у детей уважительное отношение к национальному, художественному наследию, стремление сохранить и обогащать его как бесценную сокровщницу прекрасного

Публикация «„Забавный сундучок“, Развлечение в рамках ознакомления с художественным наследием татарского народа в подготовительной группе» размещена в разделах

3. Воспитать чувство восхищения красотой национального костюма, осознанное отношение к эстетической и нравственной ценности произведений народного творчества

4. Воспитывать чувство уважения и дружбы к людям другой национальности

Подготовка к занятию :

1. Разучить с отдельными детьми татарские песни, стихи

2. Подобрать народную игру, потешки, считалки

3. Сделать выставку изделий, выполненных в традициях народных ремесел (кружево, вязание и т. д)

4. Оформить зал

5. Накрыть стол для гостей (самовар, угощение с татарскими блюдами)

6. Приглашение гостей (Звучит музыка народной песни)

Ход занятия:

Слово ведущей:

Бабушка Дети: Исенмесез! Здравствуйте

Исен, исен!

Бабушка : Проходите, гости дорогие!

Ребенок: Эби, без сина килдек кунакка

Дети: Бабушка, мы пришли к тебе в гости

Бабушка: Бик шат. Бик шат. Я очень рада. Давно жду,

поджидаю. Для каждого найдется местечко, для каждого доброе словечко. Как узнала,что вы придете самовар поставила, испекла чак-чак, очпычмак, да и сама нарядилась, посмотрите какой на мне красивый костюм, платье, сапожки, калфак (дети разглядывают)

Бабушка: Матурмы? (Красиво)

Дети: Матур! Матур!

Ребенок: Баушка, а что это у тебя за сундук?

Бабушка: Этот сундук волшебный. Потому что, когда его открываю, он мне начинает рассказывать про мою молодость, напоминает мою юность, прошлую жизнь.

Бабушка: Я тебя с цветком сравнил бы,

Юность- светлая звезда,

Но цветы в саду желтеют,

Ты же вечно молода.

Я тебя сравнил бы с шумным

Половодьем по весне,

Но вода пересыхает,

Ты ж шумишь всю жизнь во мне

(З. Мансуров)

Показ иллюстации «Татарская девушка», обратить внимание на костюм, украшения

Дети: Бабушка, открой нам тайну этого сундука.

Бабушка: Так и быть (открывает) достает салфетки с вышивкой, кружевами.

В давние времена в каждом селе были свои посиделки. Собирались на посиделки молодые девушки себя показать,на других посмотреть, переброситься частушкой, посоперничать в потешках и забавах, да умением и мастерстовм блеснуть. Пряли пряжуиз шерсти, вязали кружево, варежки, носочки, вязали шали (демонстрация картин). Посмотрите какие красивые салфетки, кружева (показывает). За работой пели народные песни. Сейчас я вам спою любимую мою песню

«Зх, кунелле омэсе!», «Эх,весело на посиделках!».

Песня «Эх,весело на посиделках!» слова и музыка народные

Если сердцу вдруг взгрустнется,

Дней прошедших станет жаль,

Спой ты песню- всё уймется

И забудется печаль!

Эх весело на посиделках,

На гуляньи вечерком,

Песни петь на посиделках

Нам с подружкою ладком

Бабушка: Понравилась песня?

Дети: Да!

Бабушка: Что же еще прячется у меня в сундуке (достает калфак (фату, безрукавку вышитую, тюбетейку, читек — сапожки)

В молодости все влюблялись. Девушки дарили своим женихам вышитые платочки, тюбетейки, а парни красивые украшения, серьги, кольца, калфак расписной, сапожки с узорами. Это все я сохранила, посмотрите. (Показывает)

Бабушка наряжает девочку и мальчика в национальный костюм

Бабушка: А теперь посмотрим как они будут исполнять татарский танец (Татарский танец с платками)

Белой шалью обовьёшься,

И по улице пройдешь,

Стань моей — счастливой будешь,

У другого пропадешь.

Я купил шесть граммов шёлка

Тюбетейку заказал,

Потерял покой навеки,

Увидав твои глаза.

(Х. Валиуллин)

Бабушка: По обычаю, у татар голова должна быть прикрыта

тюбетейкой у мужчин, а девушки калфаком или же платком, шалью. (Вынимает из сундука шали с кистями)

Когда я была маленькой мы играли в одну игру, называется «Сделай юрту». Сейчас мы поиграем.

Народная игра «Сделай юрту»

4 подгруппы, каждая образует круг по углам площадки. В центре каждого круга стоит стул, на котором повешен платок с национальным узором. Взявшись за руки, все идут четырьмя кругами, переменным шагом и поют. С изменением характера музыки ребята дробным шагом перемещаются в общий круг, пляшут. По окончании музыки они быстро бегут к своим стульям, берут платок и натягивают его над головой в виде шатра. Выигрывает группа детей, первой построившая юрту.

Бабушка: Одежда татарской девушки, женщины дополнялась красивыми украшениями — бусами, серьгами, браслетами (показывает разные украшения).

А это кольцо я храню много лет. Потому что я носила его, когда была молодой девушкой. Любила на посиделках играть в «Кольцо», сейчас поиграем.

Татарская национальная игра «Кольцо»

Считалкой выбирают ведущего.

Считалка: Пила,такта, балта,

Ышкыламаган такта,

Чаука, чыпчык

Син кал, бу чык

Ведущий, останавливаясь возле каждого из сидящих детей, одному из них (незаметно для других, кладет в ладонькольцо. По сигналу: «Кемде иозек,иогрып чык»- «У кого колечко, выйди на крылечко». Ребенок должен успеть выбежать, а дети стараются с обеих сторон задержать его. Если задержат, то придумывают какое-то наказание в виде песни, пляски, стишка, пословицы, прибаутки. (Стих. чит -ет ребенок)

РОДНОЙ ЯЗЫК

О, как хорош родной язык, отца и матери язык,

Я в мире множество вещей через тебя навек постиг!

Сперва на этом языке, качая зыбку, пела мать,

А после - бабушка меня старалась сказкою унять.

Родной язык, ты мне помог понять и радость с малых лет,

И боль души, когда в глазах темнеет, меркнет ясный свет.

Ты мне, родной язык, изречь молитву первую помог:

"Прости меня, отца и мать, великодушен будь, мой бог!"

(Г. Тукай)

Татарская песня «Тала-тала» (музыка С. Сайдашева, слова А. Гумярова) исполняет ребенок

Татарский танец «Колтя бяйляу» («Сбор колосьев»)

Бабушка: Славно мы повеселились с вами. Гости дорогие не пора ли отведать вам моих национальных блюд. Приглашаю вас к столу на чай душистый, чак-чак медовый. (Чаепитие с национальными блюдами. Массовый танец «Эпипя»)

Бабушка: Гостю — почет, хозяину — честь.

Гость доволен — хозяин рад.

До свидания, гости дорогие. Чем богаты, тем и рады. Милости просим побывать у меня в следующий раз.

Исен булыгыз, минем дусларым!

Публикации по теме:

Формирование интереса к духовному наследию русского народа у дошкольников посредством ознакомления с традициями Очень часто за событиями И за сутолокою дней Старины своей не помним, Забываем мы о ней. Стали более привычны Нам полёты на Луну. Вспомним.

Фотоотчет о занятии по лепке глиняной петровской игрушки в рамках ознакомления с региональной программой «Юный костромич»Фотоотчет о занятии по лепке глиняной петровской игрушки в рамках ознакомления с региональной программой «Юный костромич» В рамках знакомства детей с народными промыслами по программе "Юный Костромич", мною был приглашен мастер по лепке Костромской Петровской.

Литературно-музыкальная постановка «Легенды и предания татарского народа» Муниципальное автономное дошкольное учреждение «Детский сад №160 «комбинированного вида Приволжского района г. Казани Литературно-музыкальная.

Музей культуры и быта татарского народаМузей культуры и быта татарского народа Идея создания этнографического музея пришла ко мне очень давно, но осуществилась всего несколько недель назад. Над его созданием работал.

Познавательное развлечение «Путешествие в мир танца народа мари» Программное содержание: - Знакомить детей с танцами народа мари; - Закрепить умения выполнять движения, характерные марийским танцам: притоп.

Приобщение детей дошкольного возраста к национальной культуре татарского народа через игровую театрализованную деятельностьПриобщение детей дошкольного возраста к национальной культуре татарского народа через игровую театрализованную деятельность Актуальность. Ребёнок – это будущий полноправный член социума, которому предстоит усваивать, сохранять, развивать и передавать дальше культурное.

Проектная деятельность «Орнаменты в жизни татарского народа» Тип проекта: - познавательно – творческий - групповой - участники проекта: 11 детей, воспитатель, родители. Актуальность: Приобщение.

Развитие взаимодействия детского сада и семьи в рамках ознакомления с традициями празднования Нового года в России Краткая аннотация к проекту: Данный проект направлен на формировании у детей знаний о традициях Нового года. Воспитание дружеских взаимоотношений.

Развлечение во второй группе раннего возраста «Волшебный сундучок» Цель: -Учить детей имитировать характерные действия персонажей (цыплёнок клюёт). Способствовать развитию певческих навыков. -Развивать.

Развлечение ко Дню литературы в пераой младшей группе «Волшебный сундучок» Цель: Способствовать воспитанию устойчивого интереса к книгам; Приобщать детей к миру искусства художественной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Забавный сундучок». Развлечение в рамках ознакомления с художественным наследием татарского народа в подготовительной группе
Опубликовано: 22 ноября 2016 в 15:31
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД