МААМ-картинки

Занимательная математика в умственном развитии дошкольников

Соколова Надежда
Занимательная математика в умственном развитии дошкольников

Игры для развития умения сравнивать :«Сравни картинки» ;«Найди лишний предмет»;«Найди похожую фигуру»;

Игры для развития умения анализировать:«Сложи фигуру»;«Составь картинку»; «Танграм».

Игры для развития умений обобщать и классифицировать:

«Четвертый лишний»;

«Назови одним словом»;

Игры для развития умения систематизировать:

«Исправь ошибки»;

«Что было раньше?».

Публикация «Занимательная математика в умственном развитии дошкольников» размещена в разделах

Игры для развития умения соотносить по смыслу:

«Найди нужный предмет»;

«Выбери подходящую картинку»;

Дидактические игры и игровые упражнения стимулируют общение, поскольку в процессе проведения этих игр взаимоотношения между детьми, ребенком и педагогом начинают носить более непринуждённый и эмоциональный характер.

Дети очень любят работать со счетными палочками. С их помощью я знакомлю ребенка с формами. Дети строят и преобразуют простые и сложные фигуры по условиям. Головоломки предлагаю детям в определенной последовательности: составить два равных треугольника из 5 палочек.

Составить два равных квадрата из 7 палочек.

Составить 2 квадрата и 2 треугольника из 9 палочек.

Далее усложняется характер задач на формирование фигур. Например: в фигуре, состоящей из 9 квадратов, убрать 4 палочки, чтобы осталось 5 квадратов.

Дидактические игры «Логические таблицы», «Что лишнее», «Найти фигуру»,

«Символы», «Таблицы». Эти игры учат пользоваться таблицами, обозначать свойства

предметов с помощью символов.

Использую загадки математического содержания. Они оказывают неоценимую помощь в развитии самостоятельного мышления, умений доказывать правильность суждения, владения умственными операциями (анализ, синтез, сравнение, обобщение.). Отгадывая задачи математического содержания, дети радуются, если правильно ответили. Ведь отгадывание загадок - это мыслительный процесс. Но не достаточно только отгадать. Каждая загадка - это еще и логическая задача, решая которую ребенок должен совершать сложные мыслительные операции.

Загадываю задачи-шутки, способствующие развитию внимания и сообразительности,

предостерегающие ребенка от поспешных и необоснованных выводов. Их не следует решать, как обычные задачи, используя то или иное арифметическое действие. Эти задачи побуждают детей рассуждать, мыслить, находить ответ, используя имеющиеся уже знания.

Например:

Ты да я, да мы с тобой, сколько нас всего? (двое).

Как с помощью одной палочки образовать на столе треугольник? (положить ее на

угол стола).

Сколько концов у палки? У двух палок? У двух с половиной? (шесть).

Предлагаю детям поиграть в игры-головоломки. Сущность игры состоит в том, чтобы

воссоздать на плоскости силуэты предметов по образу или замыслу.

«Танграм» - дети выкладывают силуэты животных, человека, предметы домашнего

обихода.

«Колумбово яйцо» - силуэты птиц, самостоятельно придумывают фигуры воинов,

балерин.

«Головоломка Пифагора» - силуэты животных.

Эти игры широко представлены в книгах «Игровые занимательные

задачи для дошкольников» «Математика до школы», автор З. А. Михайлова, - библиотека

программы «Детство».

Логические блоки Дьенеша являются наиболее эффективным пособием среди огромного

количества разнообразных дидактических материалов. Это пособие разработано венгерским психологом и математиком Дьенешем, прежде всего для подготовки мышления детей к усвоению математики. Логические блоки помогают ребёнку овладеть мыслительными операциями и действиями, важными как в плане математической подготовки, так и с точки зрения общего интеллектуального развития. К таким действиям относятся: выявление свойств, их абстрагирование, сравнение, классификация, обобщение, кодирование и декодирование.

Более того, используя блоки, можно развивать у детей способность действовать в уме,

осваивать представления о числах и геометрических фигурах, пространственную ориентировку.

Работа с блоками проходит в три этапа:

развитие умений выявлять и абстрагировать свойства;

развитие способности сравнивать предметы по свойствам;

развитие способности к логическим действиям и операциям.

Игры с Палочками Кюизенера, также как и Блоки Дьенеша, заняли прочное место в

развивающей среде группы. С математической точки зрения палочки Кюизенера – это множество, на котором легко обнаруживаются отношения эквивалентности и порядка. В этом множестве скрыты многочисленные ситуации. Цвет и величина, моделируя число, подводят детей к пониманию различных абстрактных понятий, возникающих в мышлении ребёнка как результат его самостоятельной практической деятельности (поиска, исследования). Использование "чисел в цвете" позволяет развивать у дошкольников представление о числе на основе счёта и измерения. К выводу, что число

появляется в результате счёта и измерения, дети приходят на базе практической деятельности.

Как известно, именно такое представление о числе является наиболее полноценным.

Игры направлены на развитие логического мышления, а именно, на умение устанавливать

простейшие закономерности, порядок чередования фигур по цвету, форме, размеру. Этому способствуют и игровые упражнения на нахождение пропущенной в ряду фигуры.

Детям интересно играть в математические игры, они интересны для них, эмоционально

захватывают детей. А процесс решения, поиска ответа, основанный на интересе к задаче,

невозможен без активной работы мысли. Работая с детьми, я каждый раз нахожу новые игры, которые разучиваем и играем. Ведь эти игры помогут детям в дальнейшем успешно овладевать основами математики и информатики.

Публикации по теме:

«Занимательная математика», использование современных педагогических технологии Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Золотая рыбка» Смоленский район Смоленской области Дополнительная.

Консультация для родителей «Занимательная математика» «Занимательная математика» Малыши довольно быстро усваивают цифры и порядковый счет до десяти, но при этом ответить на вопрос, сколько на.

Кружок «Занимательная математика» МБДОУ детский сад «Колокольчик» Хохольского муниципального района Воронежской области Рабочая программа кружка «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА».

НОД по математике в подготовительной группе «Занимательная математика» НОД по математике в подготовительной группе «Занимательная математика» Цель: Закрепление математических знаний, умений и навыков посредством.

Открытое занятие «Занимательная математика» МДОБУ «Сертоловский ДСКВ №1» Конспект непосредственной образовательной деятельности для средней группы. Образовательная область: познавательное.

Конспект занятия по познавательному развитию «Занимательная математика» Программное содержание: 1. Продолжать учить сравнивать смежные числа, устанавливать их последовательность, устный счет от 1 до 10 в прямом.

Проект по математическому развитию дошкольников «Познаем, исследуем, творим» Занимательная математика Актуальность проекта. Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта ребенка играет математическое развитие. Математика обладает.

Проект «Занимательная математика» Разработчик: воспитатель МБДОУ детский сад комбинированного вида №4 г. Усть - Лабинска Екатерина Николаевна Сидюкова. Участники: воспитанники.

Программа кружка «Занимательная математика» Автор- составитель: воспитатель Храмова Ирина Вячеславовна. Пояснительная записка. Стремительно меняется время, в котором мы живем. Волей-неволей.

Конспект занятия «Занимательная математика. Число 4» Цель: Познавательное развитие через формирование элементарных математических представлений Задачи: - учить составлять число четыре из двух.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Занимательная математика в умственном развитии дошкольников
Опубликовано: 27 декабря 2017 в 18:52
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД