Занятие-беседа. Рассказ воспитателя с привлечением наглядного материала о Павле Михайловиче Третьякове

Светлана Темирджанова
Занятие-беседа. Рассказ воспитателя с привлечением наглядного материала о Павле Михайловиче Третьякове

Программное содержание:

1)Рассматривание детьми пейзажных картин русских художников и других репродукций картин Третьяковской галереи;

2)Описательный рассказ картины Игоря Эммануиловича Грабаря «Февральская лазурь»;

3)Послушать высказывания детей;

4)Описательный рассказ картины Константина Алексеевича Коровина «Зимой»;

5)Послушать высказывания детей;

6)Рассказ о том, как организовывается музей;

7)Какие картинные галереи вы знаете (в Омске — Музей изобразительных искусств, в Перми -Картинная галерея, в Петербурге - Эрмитаж, Русский музей, в Москве - Музей имени Пушкина, Третьяковская галерея)

8)Показ фотографий Третьяковской галереи

9)Рассказ о Павле Михайловиче Третьякове

10)Хороводная игра «Во поле березка стояла»

11)Вопросы для закрепления:

- Почему галерею назвали именем Павла Михайловича Третьякова?

- Галерея превратилась из личной в какую?

- Когда картины были у Третьякова в доме, кто их мог

видеть?

-Почему же он отдал ее в дар городу Москве?

Содержание

Разместить знакомые детям пейзажные картины русских художников о разных временах года, собранные в Третьяковской галерее: И. И. Левитана "Золотая осень", "Март"; И. И. Шишкина "Рожь", К. А. Коровина "Зимой"; И. Э. Грабаря "Февральская лазурь", а также В. А. Тропинина "Портрет А. С. Пушкина", О. А. Кипренского "Портрет А. С. Пушкина", И. Е. Репина "Портрет П. М. Третьякова, основателя Галереи", И. Н. Крамского "Портрет П. И. Чайковского", "Портрет Л. Н. Толстого", В. А. Серова "Девочка с персиками", В. Г. Перова "Тройка", К. Г. Маковского "Дети, бегущие от грозы", И. И. Машкова "Хлебы" и другие репродукции картин Третьяковской галереи.

В. : Заметили, мы с вами оказались первыми посетителями картинной галереи! Картины вам знакомы, и художников вы знаете. Это у нас собрание картин русских художников. Как думаете, о чём они нам рассказали! А вот такие аппетитные "хлебы", наверное, рассказывают, что в России любят есть такие красивые хлебы. Раз художник нарисовал, наверно, это его любимая еда!

Поддерживайте их разговоры о картинах как о своеобразии в изображении живописцами природы родного края.

В. : Увидели ли вы знакомые картины? А Художников вы можете назвать? А есть ли у кого-нибудь среди этих картин любимая? Но любимую картину хочется смотреть не один раз. Потому она и нравится, что смотришь и каждый раз видишь что-то ранее не замеченное, подробность какую-то новую.

Остановитесь перед картиной Грабаря "Февральская лазурь".

В. : "Чудо, какую яркую, радостную зиму нарисовал. Зимний праздник! Сверкает на солнце чистая белизна ствола. и ослепительная белизна ветвей, в гуще которых густо синеет небо. И хрусткие льдинки, намерзшие на каждой веточке. И рыжая прошлогодняя листва.

Как много красок нужно, чтобы передать сверкающий на солнце снег. Попробуй одной белой - и правда: выйдет тускло, мёртво. Нет, тут надо взять и голубую, и синюю, и фиолетовую, и розовую.

Грабарь назвал картину "Февральская лазурь". Лазурь - это светло-синий, в старину говорили - яркий и густой небесный цвет.

Сверкающий снег, белизна берёз заметнее рядом с яркой синевой неба. И при этом помогают художнику показать эту синеву радонового зимнего дня.

Постойте около картины, подойдите то ближе, то дальше. Послушайте детей.

В. : А теперь подойдём и посмотрим другую зиму. Написал её Константин Алексеевич Коровин "Зимой".

"Смотрите, какой хмурый, пасмурный денёк на исходе. Приближаются сумерки. В серовато даже едва сиреневом воздухе сливаются белый померкший снег и белое померкшее небо. Серый сруб избы, серые доски забора, серые деревья с обнажёнными ветвями.

Смотришь на засыпанный глубоким снегом двор, на поле заворотами, на мутно-темнеющий вдали лес — и кажется, весь мир окутан этим низким небом, мягким снегом, густеющими сумерками.

Опять дать время всмотреться и послушать высказывания.

В. : Как вы думаете, что такое "музей"? (там картины. а я был, видел пушки и оружие разное.) В артиллерийском музее. Так ведь не просто разные пушки, а чем-то знаменитые: они были или очень большими в то время или придуманы каким-то умельцем, имя которого хотим запомнить. А картины. Нарисовал художник и (ирония) сразу понёс в музей! (да). Нет, ребятки, оказывается,музейные специалисты берут для экспозиции только самую лучшую картину! Музей СОБИРАЕТ то, что люди хотят СОХРАНИТЬ на многие годы. (А зачем сохранять) Если мы хранить не будем, так и знать ничего не будем. Зачем книги хранят. (Дети объясняют). А картины зачем хранить? (Отвечают) Конечно, ведь в картинах художники, как и писатели, поэты, композиторы рассказывают о том, что им нравилось, или огорчало, или восхищало, или они хотели сохранить в памяти. (Меняете интонацию)

А мы с вами можем открыть завтра или даже сегодня музей! Не можем, почему? Нет картин. У нас вообще ничего нет для Музея. ни картин, (оглядываете взором вокруг себя и с интонацией "ничего не поделаешь", ни посуды., ни одежды., которую надо

было бы сохранить! Ну., а если к нам будут нести — картины, чашки, кастрюли. и требовать: открывайте музей. Что мы будем брать? А что не будем брать! (самое красивое). Почему только красивое. А может быть и не очень красивое., например, вот чашка не очень красивая, но ручка такая, которой ещё никогда не было. Надо взять эту чашку в музей. Придут люди и скажут: "Чашка не очень красивая, а ручка — такая удобная, надо бы такие ручки и делать у чашек". А вот. с картинами. труднее! Очень многое надо знать, чтобы отгадать, понять. (рассуждение)- эта картина не только мне, но и всем людям будет очень интересна! Кого-то обрадует, кого-то опечалит, кого-то задуматься заставит. Поэтому тот, кто собирает коллекцию или книг, или бабочек, или марок, или картин. должен очень много знать, чтобы правильно выбирать ценное, интересное для всех.

В. : А как вы думаете, зачем картины художников собирают в музей? (Чтобы люди приходили, любовались, чтобы свои любимые картины смотрели.) А у нас есть Репродукции — копии тех картин, которые писали художники. Но (сожаление) никакая репродукция, фотография, копия, написанная другим художником не может передать всей прелести картины, которую писал сам художник. Поэтому, если вы хотите узнать по-настоящему про эти картины, то надо сходить в музей, (меняете интонацию). Картинные галереи вы знаете! А ещё знаете музеи в нашем городе и в других городах? (в Перми — картинная галерея, в Омске — есть Музей изобразительного искусства, в Петербурге — Эрмитаж, Русский музей. В Москве — музей имени Пушкина и Третьяковская галерея.)

В. : Вот как много музеев во многих городах, а в Москве. (чудо) есть особенный Музей! Покажите картинку здания Третьяковской галереи.) В этом здании расположен музей — картинная галерея. Часто этот музей называют "Третьяковкой"! Её так называют по имени Третьякова Павла Михайловича. А кто из вас слышал о Третьякове! Почему его именем назвали галерею! Сейчас скажу лишь самое главное — Павел Михайлович Третьяков основал картинную галерею. Он был очень интересным, удивительно скромнымчеловеком, а делал большое дело!

Подготовить картинки-фотографии, репродукции с картин-портретов его семьи.

В. : Садитесь поудобнее и послушайте, каким же Человеком был Павел Михайлович Третьяков. Почему ему удалось собрать картины русских художников, любуясь которыми до сих пор, мы говорим: "До чего же хорошо, что они есть!"

Дети садятся.

Павел Михайлович Третьяков

П. М. Третьяков был редким человеком. Он принёс стране большую пользу. (Покажите портрет П. М. Третьякова).

Павел Михайлович жил в Москве, в Замоскворечье, в Лаврушинском переулке, в старинном особняке. В семье было четыре дочери и два сына. Семья жила на втором этаже особняка, а на первом этаже разместились картины Художников.

Был он купцом. В городе Костроме у Третьяковых была льноткацкая фабрика.

Но основное дело и увлечение его было собирательство картин и постройка галереи. Картины Третьякова считал народным достоянием. Художнику П. П. Верещагину американцы предлагали гораздо больше денег, чем Третьяков, за его картину. И всё-таки он продал свою работу ему. Художники понимали, что, продавая полотно Третьякову, они продают их в народный музей.

Павел Михайлович был знаком с художниками не только с выдающимися и знаменитыми, но и с малозаметными. Часто ездил на выставки и покупал картины не только в Москве и Петербурге, но и в других городах. Иногда художники сами приносили свои картины для Галереи.

Он знал, кто из художников над чем работает. Он говорил, что на картину надо смотреть долго, пристально и с любовью. Каждый художник изображает на картине много мелочей, которых с первого взгляда не заметишь.

Павел Михайлович уважительно и с любовью относился к картинам. А художники для него — были какие-то высшие люди. В доме Третьякова все говорили о художниках, как о самых достойных людях, встречали, как самых дорогих гостей. Дружба и почтение к художникам — велики были. Но картины он выбирал очень строго.

Дружба с художниками у Третьякова была самая близкая. В дни открытия выставки устраивался праздничный обед, весёлые вечеринки.

Люди узнавали, что Павел Михайлович собирает картины, и хотели их увидеть. В гостях у Третьякова бывали художники Константин Маковский (показываете на его картину, Иван Шишкин (. картину, Илья Репин (картину).

Третьяков собирал прежде всего картины художников, которые изобразили жизнь русского народа, пейзажи родной природы или портреты знаменитых людей России.

Известность Третьяковской галереи росла. Число посетителей росло. Приходили люди, которые приезжали из других городов.

Картин становилось всё больше и больше, и уже мест в залах не хватало. Тогда Павел Михайлович начал новую постройку. Так он успел построить двадцать пять залов. Он говорил, что не для себя старается. Надо не только о себе заботиться. Строить нужно для всех москвичей и для всех русских людей. Павел Михайлович Третьяков решил, что пора сделать то, что он давно задумал, ведь собрание картин достаточно велико. Необходимо поднести картинную галерею в подарок Москве!

О передаче галереи городу узнал царь Александр Третий и решил побывать в ней. Осмотрев выставку, царь сказал: "Вот что один гражданин мог сделать. Счастливая Москва. А у нас в Петербурге ничего подобного нет.

В 1893 году галерея в том же самом Лаврушинском переулке была торжественно открыта уже как Московская городская галерея имени братьев Третьяковых.

Ну, а в Петербурге тоже вскоре был открыт музей, который назвали «Русский музей». В нём тоже собираются произведения русских художников и скульпторов. О Русском музее поговорим в другой раз.

В. : Так почему галерею назвали именем Павла Михайловича Третьякова! (потому что он собрал картины русских художников). А ещё почему! (Потому что он отдал в дар все картины городу Москве). И тогда галерея превратилась из личной в какую? (в народную). Когда картины были в доме Третьякова, кто мог их видеть? (Его гости — писатели, артисты, композиторы) Но иногда приходили и незнакомые люди и просили разрешения посмотреть картины, (меняете интонацию)

А вот почему же он отдал её в дар городу Москве! (чтобы не надо было каждый раз спрашивать разрешения, а кто захочет, тот и посмотрит.) Вот как интересно получилось. собирал для себя, а потом отдал в дар городу! И теперь все ходят в галерею и радуются этим картинам.

Публикации по теме:

Интегрированное занятие. Тема: «Зима» .

Развитие связной речи дошкольников методом наглядного моделирования. Развитие связной речи дошкольников методом наглядного моделирования. Самостоятельного анализа ситуации или объекта; Развитие децентрации.

Библиотека изображений:
  • Времена года и погода
  • Времена года и погода
  • Дикие животные
Автор публикации:
Занятие-беседа. Рассказ воспитателя с привлечением наглядного материала о Павле Михайловиче Третьякове
Опубликовано: 20 ноября 2013 в 19:45
+2
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
«Добрая снежная сказка». Коллективное творчество детей
Для того, чтобы у некоторых детей спокойно проходил процесс адаптации ( у нас продолжается приём новых детей, мы работая и с психологом, рассказываем...
Конспект занятия по математике в старшей группе «Путешествие в королевство Математики»
Конспект занятия по математике в старшей группе «Путешествие в королевство Математики» Цель: Формировать у детей элементарные математические представления....
План — конспект непосредственной образовательной деятельности «Путешествие на...
План – конспект непосредственной образовательной деятельности «Путешествие на Северный полюс» в подготовительной группе ( образовательная область...
На поиски пропавшего самолета.
Конспект НОД по физической культуре для детей _старшей_группы «На поиски пропавшего самолета» Цель занятия: Повысить интерес к занятиям по физической...
Снежинка из холодного фарфора.
В этом году решила попробовать сделать поделку на конкурс"Волшебная снежинка" из "холодного фарфора". После замеса, получается довольно приятная и мягкая...