Татьяна Александровна Копоткина
Занятие по логоритмике в подготовительной к школе группе «Прогулка в зимний лес»
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
1. Через слово и музыку способствовать преодолению двигательных, речевых и психических нарушений у детей.
2. Стимулировать двигательную активность и двигательную возможность при помощи слова и музыки.
Учить каждого, без особых усилий подчиняться общему темпу, и действовать согласовано и ритмично.
3. Формировать двигательные навыки и умения, чувство музыкального размера, пространственные представления и способность произвольно двигаться относительно других детей и предметов.
Публикация «Занятие по логоритмике в подготовительной к школе группе „Прогулка в зимний лес“» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Зимние прогулки и наблюдения
- Зимний лес. Прогулки, путешествия по зимнему лесу
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Логопедические занятия
- Логоритмика. Логоритмические занятия
- Подготовительная группа
- Темочки
4. Уточнять знания детей о характерных признаках зимы, расширять знания и представления об особенностях внешнего вида, повадках диких животных, лиса)
Коррекционно-развивающие:
1. Развивать слуховое внимание и зрительную память, совершенствовать мелкую и общую моторику, вырабатывать чёткие и координированные движения во взаимосвязи с речью, развивать речевое дыхание. 2. Развивать способность самостоятельно воспроизводить услышанный ритм. 3. Развивать связную речь, обогащать и пополнять словарный запас.
Коррекционно-воспитательные:
1. Воспитывать личностные качества, чувство коллективизма, умение соблюдать правила выполнения упражнений, воспитывать умение перевоплощаться, проявлять свои творческие способности.
Ход занятия:
1. Орг. момент.
Л. «Придумано кем-то мудро и просто При встречи здороваться, Доброе утро! Давайте и мы пожелаем друг другу доброго утра. - Доброе утро, дети! - Доброе утро, девчонки и мальчишки! - А какое сегодня утро - пропоем о нем.
Попевка «Небо синее» Е. Тиличеевой (Дети поют, сопровождая пение звучащими жестами)_.
Небо синее, / дети хлопают в ладоши/. Роща в инее. /щелкают пальчиками/ Утро раннее /ударяют указательным и средним пальцами по ладони другой руки/. Все румянее. /шлепают по коленям/.
Логопед:
- Скажите мне, пожалуйста, какое сейчас время года?
- Сколько звуков в слове «ЗИМА»? - Дайте характеристику каждому звуку.
- Назовите признаки зимы?
- Какая зимой погода? (холодная)
* Если зимой много снега, то зима, какая? (снежная)
* Если зимой сильный мороз, то зима, какая? (морозная)
* Если часто метет метель, то зима какая? (метельная)
* Если часто гуляет вьюга, то зима какая? (вьюжная) * Если на улице сильный ветер, очень холодно, и говорят, что на улице стужа,
студено, то зима, какая? (студеная)
- Что выпадает зимой? (снег)
- А какой бывает снег? (серебристый, холодный, блестящий, искрящий, белый, мокрый).
Логопед:
«Сколько снегу намело! Все вокруг белым-бело! Кто пойдет зимою в лес, Тот увидит сто чудес: Там деревья в снежных шапках, Клен в папахе, дуб в ушанке, А маленькие ели беретики надели»
Логопед:
- Я приглашаю вас в зимний лес,
«По дорожкам, по тропинкам, по лесу гулять пойдём. Много, много интересного, мы всегда в лесу найдем».
«Друг за другом повернитесь, Спинки ровненько держит Носом вдох, а выдох ртом, Дышим глубже, а потом – шаг на месте, За ведущим все вместе».
2. Развитие координации и переключаемости движений.
1. Шагаем друг за другом ровным кругом. 2. На носочках мы пойдем, выше сосенок растем. 3 На пути сугроб высокий, поднимайте выше ноги /высоко поднимаем ноги/
4. Вот и кончилась тропинка, снег глубокий – берегись!
Мы наденем с вами лыжи, здесь без лыж не обойтись /имитируют катание на лыжах/
5. Речка ледяная встали на пути.
Здесь уже на лыжах трудно нам пройти Мы по мостику идём, В речку мы не упадём, Ножку к ножке приставляй, На дощечку наступай / приставной шаг с пружинкой/
6. Впереди из-за куста смотрит рыжая лиса. Мы лисичку обхитрим, на носочках пробежим /дети бегут на носочках/ 7. Что-то холодно в лесу. Согреваем наши ножки, пусть потопают немножко. Наши ножки хороши, топали мы от души /дробный шаг/
3. Работа над дыханием.
Вот мы и в зимнем лесу.
- А какой воздух в лесу?
Давайте расскажем о нем.
* В лесу свежий воздух (на выдохе произносится фраза с постепенным увеличением слов)
* В лесу свежий, морозный воздух.
* В лесу свежий, морозный, чистый воздух.
4. Развитие чувства ритма.
«Дальний лес стоит стеной, А в лесу, в глуши лесной, Дятел на суку сидит, Клювом дерево долбит».
- Вот послушайте, какой ритмический рисунок получается у дятла. Сумейте его повторить. /// - // // - /// / - /// - /
(дети за логопедом отбивают ритм)
5. Развитие мелкой моторики.
«Выпал беленький снежок, всюду посветлело. Лепим, лепим мы снежок, быстро и умело»
Игра «Снежок»
(Дети садятся на коврики по-турецки, берут лист бумаги).
«Лист бумаги мы возьмем. И в руках его сомнем. Комочек сильно пожимаю, И ладошку поменяю. Сверху правой, снизу левой, Я его катаю браво. Поверну, а ты проверь, Сверху левая, теперь».
-Я снежки соберу, слово зимнее назвать попрошу.
Белый ковер, мороз, снегопад, /дети по строчке называют слова Санки, лыжи, коньки, снегокат, стихотворения, которое учили/ Горка, каток, сугробы, снежки, Елка, снегурочка, снеговики, Валенки, шуба, штаны, рукавица, Дятел, сова, ворона, синица. Быстро темнеет, снежинки порхают… Ну, и когда же все это бывает? (Зимой)
Логопед:
- Вы назвали много разных слов. Теперь назовите только те слова, которые похожи на слово «снег» (снежок, снежинка, снегопад, снеговик, снегурочка, снежный, снегоход).
- Какие это слова? (родственные, однокоренные)
6. Развитие слухового внимания.
Логопед. Собирайся народ, а кто играть с моим комком пойдёт? (Дети встают в круг, взявшись за руки, выбирается водящий).
«Здравствуй, здравствуй, наш снежок, Снежный белый колобок. По дорожке покатился, А потом остановился. 1.2, 3 – поплясать выходи!»
(дети передают ком, выходит водящий и выполняет движение, все за ним повторяют)
Логопед. «Но закончилась игра, дальше в путь нам всем пора.
Чтоб в снегу не провалиться тихо все пойдем. Мы деревья и кусты змейкой обойдем, И к лесной избушке вскоре мы придем».
/дети идут под музыку «змейкой/
7. Упражнение на развитие мимики и релаксации.
Логопед: Как встречают гостей? Дети: Пожалуйте гости, дорогие! Веселья вам да радости! Логопед: Но гости устали с дороги, сердитые, замёрзшие.
/ дети за логопедом выполняют мимическое упражнение «Нахмурились»/.
Логопед: Чтобы согреться разотрем ушки, носик пальчики. /дети делают массаж/
1-й ребенок: А в лесу у нас мороз. Эй, потри скорее нос! 2-й ребенок: Подбородок обогрей, улыбнитесь все скорей! 3-й ребенок: Глазки мы потрем дружнее, веселее, веселее! 4-й ребенок: Ну-ка взялись все за уши, не к чему нам бить баклуши! Логопед: Покрутили, повертели и ушки отогрели. Каждый палец согреваем, сильно-сильно растираем! /растирают пальчики/ Логопед: Но хозяйка печь затопила, тесто замесила, стало тепло, уютно. /дети делают вдох и выдох/ Мирно покачивается маятник старинных часов / Дети покачиваются из стороны в сторону и приговаривают: ”Тик – так…/ Логопед: У окошка прилегла и дремлет кошка. Кошка жмурится, закрывает
глазки и засыпает.
/ Дети тоже “засыпают”, раскачиваются из стороны в сторону и приговаривают: «Спать, спать, спать»/
Логопед: Хватить, дреме дремать. Встать, встать, встать!
8. Работа над голосом.
Логопед: Чувствуете, как пирогами запахло вкусно. Гости повеселели, облизнулись и заговорили сначала тихо, а потом всё громче, и громче.
о о о О а а а а
у у у у и и и и
Ой-да, Ой-да. Да! Да! Да!
Ух-ты! Ух-ты! Ты! Ты! Ты!
9. Развитие музыкального слуха.
Логопед: Захотелось гостям пошуметь, в колокольцы позвенеть.
/ под русскую мелодию «Я по горке шла» дети играют в колокольчики, звенят ритм мелодии/
10 Развитие певческого диапазона.
Логопед: Веселится народ, к гармонисту идёт, песни звонкие поёт.
/дети исполняют песню о зиме/
11. Развитие пространственной организации движений.
Логопед: Как у наших у ворот, собирается народ, танцевать сейчас пойдёт.
/Дети разбегаются по всему залу и выполняют танцевально -ритмические движения под русскую народную мелодию «Как на тоненький ледок»/
12. Окончание занятия.
Логопед: Мы дружно играли, немножко устали, пора возвращаться в детский
сад.
/Дети читают стихи/
1-й – Досвиданья, зимний лес Рады были встречи! 2-й – Много было здесь чудес, наступает вечер! 3-й – Нам пора идти домой в этот поздний час! 4-й – Садик наш родной ждет давно уж нас! /дети под музыку уходят из зала/