«Вы сказали: «Здравствуйте!» Занятие по обогащению активного словаря младших школьников формулами речевого этикета

Надежда Коробочкина
«Вы сказали: «Здравствуйте!» Занятие по обогащению активного словаря младших школьников формулами речевого этикета

Тема занятия — "Вы сказали: "Здравствуйте! "

Цель данного занятия: обеспечить усвоение этикетных выражений в различных ситуациях общения, в данном случае — в ситуации приветствия; сформировать умения правильно пользоваться ими в жизни.

Первый этап — проблемное начало занятия. Педагог здоровается с детьми: "Здравствуйте, глубокоуважаемые дети! " (Дети смеются.) А почему вы смеетесь? Вам не нравится, как я вас приветствую? Ну, тогда попробуем так: "Здоров ли ваш скот? " или "Здоровеньки булы! " (Реакция детей та же.) Все, что я произнесла,— это приветствия. Как видите, здороваться можно по-разному, но при этом надо знать, где, кого и как приветствовать. (Далее называются цель занятия.)

Второй этап — актуализация опорных знаний по данной теме — беседа с воспитанниками.

В течение дня мы слышим много разных приветствий. А как вы здороваетесь: а) утром с мамой, б) по дороге в школу с друзьями, в) в школе с учителем? Зачем мы произносим при встрече слова-приветствия? (Звучит стихотворение В. Солоухина "Здравствуйте".)

Третий этап — формирование знаний по речевому этикету.

1) Сведения из истории речевого этикета.

Этимологическое значение слова здравствуйте — пожелание здоровья (здравия). Очень давно появился этот обычай — желать здоровья. В разных странах по-разному приветствуют друг друга. Русские, англичане и американцы говорят при встрече "Здравствуйте! " и пожимают друг другу руки. Эскимосы треплют друг друга по щекам. Индусы отвешивают глубокие, поясные поклоны, молитвенно сложив руки. Японец, заметив знакомого, считает своим долгом, прежде всего, замереть на месте, даже если дело происходит на середине улицы. Затем он как бы переламывается в пояснице и, застыв еще на несколько секунд в таком положении, осторожно поднимает вверх одни глаза. Выпрямляться первым невежливо, и кланяющимся приходится зорко следить друг за другом. Лапландцы трутся носами. Жители Тибета при встрече правой рукой придерживают шляпу, а левую приставляют к уху, будто прислушиваясь, а, желая оказать особые знаки уважения, еще высовывают язык (см. книгу Н. И. Формановской "Вы сказали: "Здравствуйте!").

2) Знакомство с новыми устойчивыми формулами речевого этикета.

Кот Леопольд, «присутствующий» на занятии, проводит с детьми игру "Цветик-семицветик". На лепестках "цветика" написаны устойчивые формулы приветствия: "Добро пожаловать!", "Какая приятная встреча!", "Рад вас видеть!" и т. д. Вызванный участник подходит к магнитной доске, снимает один "лепесток", читает написанное и объясняет, в какой ситуации используется эта формула приветствия. Затем все новые приветствия участники читают хором для лучшего запоминания.

Четвертый этап — решение коммуникативно-ситуативных задач.

— Встречаются два друга. Кто здоровается первым?

— Представьте себе, что вы пришли в гости. Там уже собрались приглашенные. Как вы поздороваетесь с ними?

— В школе вы увидели учительницу. Кто должен поздороваться первым? Как вы это сделаете? А если ваша учительница стоит с другой учительницей, что вы скажете?

— Ты идешь по улице и через дорогу увидел своего учителя. Как ты будешь его приветствовать? А своего товарища?

— Ты идешь с товарищем по улице. Он приостановился и поздоровался с незнакомым тебе человеком. Надо ли здороваться тебе?

— На улице вы встретили пожилого соседа по дому, которого давно не видели. Какие слова вы добавите к вашему приветствию?

— Вечером родители пришли с работы. Должны ли вы их приветствовать? Какие слова помогут вам показать, что вы рады их видеть?

— Иногда в качестве приветствия вы используете невербальные (несловесные) средства общения — жесты и мимику. Покажите, какие жесты могут применяться в ситуации приветствия.

Пятый, заключительный этап — подведение итогов занятия. Подведя итоги данного занятия по теме "Вы сказали: Здравствуйте!", педагог обобщает: чему дети сегодня научились.

Публикации по теме:

Перспективное планирование НОД (безопасное поведение) по программе «Детство» Перспективное планирование непосредственно образовательной деятельности (НОД)Образовательная область «Безопасность»: Безопасное поведение1.

Перспективное планирование в подготовительной группе по теме: «Формирование у детей этикетных навыков речевого общения». Представленный материал для работы с детьми подготовительной группы по изучению речевого этикета рассчитан на год и включает восемь циклов.

Библиотека изображений:
  • Здоровье, гигиена
  • Тело, организм, эмоции
  • Тело, организм, эмоции
Автор публикации:
«Вы сказали: «Здравствуйте!» Занятие по обогащению активного словаря младших школьников формулами речевого этикета
Опубликовано: 5 марта 2014 в 11:01
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Выпускной «Полет на воздушном шаре»
Воспитатель: Васина Галина Юрьевна. Муз. руководитель: Гордеева Наталья Александровна. Сценарий выпускного бала «Путешествие на воздушном шаре» 1 ведущая:...
Сценарий праздника-акции «Посади дерево»
Сценарий праздника-акции «Посади дерево» Задачи: 1. Развивать чувство уважения к живой природе, умение нести ответственность за посаженное дерево. 2....
Образовательный проект «Весна — красна». Фотоотчет.
Чтобы ребенок стал действительно любознательным и стремился получать новые знания сам, а не по принуждению, чрезвычайно важно, чтобы в процессе его...
Проект «Здоровые ножки»
Цель: познакомить детей со своим телом, формировать начальные представлений о здоровом образе жизни, формировать умение самостоятельно заботиться о своем...
Тематическое занятие посвященное празднику «День Победы»
Совместное тематическое занятие музыкального руководителя Бызовой Эльвиры Викторовны и воспитателя Новиковой Светланы...