Занятие по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Воспитание мальчиков и девочек в казачьей семье»

Любовь Казаченко
Занятие по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Воспитание мальчиков и девочек в казачьей семье»

Цель: создать условия по ознакомлению детей дошкольного возраста с традициями и обычаями казачьих семей

Задачи:

• Продолжать развивать у детей интерес к обычаям и укладу казачьей семьи.

• Дать детям знания о том, как воспитывали в казачьей семье девочек и мальчиков, почему давалось разное воспитание, какая цель преследовалась.

Воспитывать любовь и уважение к близким людям.

Материал: фото станицы Тацинской, обручи, кегли, клубки.

Вос-ль: Мудрые люди сказывали: «Нет будущего у того народа, который историю свою не знает, предков не чтит, вековых обычаев не помнит».

Над станицей моей - солнце яркое,

Над станицей моей - солнце жаркое,

А вокруг, как ковер – зеленеют поля.

Это – Родина моя!

Дети: Ой, ты, Дон, ты наша Родина

Вековечный богатырь.

Дон, ты вольный и раздольный,

Разлился и вдаль, и вширь.

Про тебя, Дон, вспоминали

Наши деды и отцы.

Про твои станицы вольны,

Про любимый край родной.

Тацинской любимой станице

Во все для нее времена

По праву собою гордиться-

В России такая одна.

Отчизна ты наша родная,

С рожденья люблю я тебя.

Но лучше Тацинского края,

Признаюсь, не встретила я.

Вос-ль: Любимый уголок земли, где ты родился и живешь, называют Малой Родиной. А как называют нашу родную область?

Дети: Ростовская область.

Вос-ль: А станицу нашу?

Дети: Станицей Тацинской.

Вос-ль: Сейчас я предлагаю поиграть в игру: «Знакомые места».

(На столе разложены цветные фото, изображающие уголки нашей станицы. Дети по очереди переворачивают фото и отвечают, куда они попали).

Вос-ль: Ребята, как вы понимаете пословицу: «Когда семья вместе и сердце на месте».

(Ответы детей).

Вос-ль: Вспомните, чем занимались казачьи семьи?

Дети: Вели хозяйство, ухаживали за скотом, выращивали хлеб.

Вос-ль: Большая часть жизни казака проходила в дальних походах,

учениях и сражениях. Поэтому воспитание подрастающего казака

было делом чести не только отца с матерью, но и всей станицы, всего

Войска Донского.

В деле воспитания казака складывались свои обычаи, обряды,

которым строго следовали.

Рождение ребенка всегда радостное событие для родных и близких. С

особой радостью встречали в казачьей семье рождение мальчика.

Родился мальчик – прибыток, семья получает земельный надел, а

девочка – убыток, разорительница.

Мальчика стригли первый раз, когда ему исполнялся год. Годовалого

казачонка на женской половине усаживали на кошму, и крестная

срезала его первые пряди волос, которые потом на протяжении всей

жизни сохраняли.

Подстриженного мальчонку, женщины передавали мужчинам, и те

несли его к церкви. Там его ждал неоседланный конь. Казачонка

сажали верхом на коня на расстеленный шелковый платок и гадали,

как он будет себя вести. Если ухватится за гриву – быть казаком,

расплачется – не быть казаку, а упадет – быть убитому в бою. Эту

весть крестный держал в тайне

Посвящали мальчика в казаки в 3-4 года. Собиралась вся родня. Отец

сажал мальчонку на коня и даже давал ему в руки шашку.

Мальчика воспитывали гораздо строже, чем девочку, и жизнь его с

очень раннего возраста была заполнена трудом и обучением. С 5 лет

мальчишки работали в поле, погоняли волов на пахоте, пасли овец и

другой скот.

В 7 лет мальчика стригли во второй раз. В этом возрасте он собирал

свою постель и переходил из детской комнаты, в комнату своих

братьев. Братья говорили ему: «Все! Учись служить. Чай ты не дитя,

а полказака».

На первый взгляд может показаться, что малым казачатам некогда

было играть, но время для игр у них оставалось. Особенно юные

казачата любили играть в «бабки» и сейчас мы вами в нее поиграем.

Игра: «Бабки».

Вос-ль: При игре развивалась такая меткость в бросании камешков в

поставленные в ряд кости, что казаки могли убивать ими зайцев и

птиц на значительном расстоянии.

Вос-ль: Рождение девочки не праздновалось так широко, как

мальчика. Девочка приносила в дом постоянное душевное тепло,

доброту и ласку.

Девочки начинали работать с очень раннего возраста. Таскаясь

«хвостиком» за матерью по дому, они участвовали во всех работах:

стирали, мыли полы, ставили заплатки, пришивали пуговицы. С 5 лет

учились вышивать, шить, вязать на спицах и крючком. Это умела

каждая казачка. Делалось это в игре: обшивали кукол, а учились на

всю жизнь.

Была и особая работа – нянчить младших! Трехлетнего брата могла

нянчить пятилетняя сестра, а трехлетняя – годовалого.

Девочки тоже любили играть в игры. Одна из таких игр называется:

«Поможем бабушке смотать пряжу»

Вос-ль: Дальше будут поговорки.

Разрешите мне начать,

Казаки без поговорки

Не умеют отдыхать.

«Казак без коня, что солдат без ружья».

Дети: «Казак в беде не плачет».

«Казак сам голодает, а коня накормит».

«Казаку конь отец родной и товарищ дорогой».

«Тот не казак, кто боится собак»

«Где враг, там и казак».

«Терпи казак – атаманом будешь».

«Казак сам себя веселит».

Вос-ль: Вот так на Дону и проходило воспитание и обучение казачат. Интересно ли вам было узнать, как воспитывали мальчиков и девочек в семье казака?

Публикации по теме:

Центр игр для мальчиков и центр игр для девочекЦентр игр для мальчиков и центр игр для девочек Предметно-развивающая среда оформляется в каждой возрастной группе таким образом, чтобы ребенок мог заниматься любым делом, которое он выбирает.

Методическая копилка. «Потешки с акцентом на гендер» Потешка - это жанр устного народного творчества. Как девочек,так и мальчиков потешки развлекают и развивают,учат понимать человеческую речь.

Библиотека изображений:
  • Безопасность детей
  • Наша армия
  • Профессии и труд
Автор публикации:
Занятие по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Воспитание мальчиков и девочек в казачьей семье»
Опубликовано: 22 апреля 2013 в 14:54
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
«Спорт — это сила, спорт — это жизнь». Летнее спортивное развлечение. Фотоотчёт
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 210 « Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением по художественно-...
ДИ для проведения интегрированных занятий по ФЭМП и «Коммуникации» (счет в пределах...
Д/И для проведения интегрированных занятий по ФЭМП и "Коммуникации"( счет в пределах 5) для средн. возраста "Цветочная поляна" Цели и задачи:...
Рисуем лилии в нетрадиционной технике. Фотозарисовка
Об этих цветах было сложено много историй, мифов и легенд. Лилии называют повелительницей цветов. На Руси лилии ласково называют – ясными очами, солнечной...
Фотоотчёт «Творческие работы первоклассников»
Цель: развитие творческого умения учащихся первого класса Здравствуйте, уважаемые коллеги! Хочу продемонстрировать Вам творческие работы моих...
Дидактическая игра для развития речи детей «Угадай, чего не стало?»
Дидактическая игра для развития речи детей :" Угадай, чего не стало ? ". Цель игры: учить детей запоминать предметы и их изображения, расположение предметов...