Лучший педагог года

Занятие по развитию связной речи в подготовительной к школе группе. Составление рассказа об Урале с использованием плана-схемы

Татьяна Курлина
Занятие по развитию связной речи в подготовительной к школе группе. Составление рассказа об Урале с использованием плана-схемы

Задачи:

• Учить составлять описательный рассказ об Урале с опорой на план-схему. Учить рассказывать последовательно, используя грамматически правильные фразы, обогащая рассказ качественным словарем. Активизировать знания и словарь по теме «Наш край - Урал».

• Упражнять в образовании однокоренных слов; употреблении существительных множественного числа в родительном падеже.

Развивать пространственную ориентировку. мыслительную деятельность (сравнение, обобщение).

Публикация «Занятие по развитию связной речи в подготовительной к школе группе, Составление рассказа об Урале с использованием плана-схемы» размещена в разделах

• Совершенствовать навыки объяснительной речи. Воспитывать интерес, любовь к родному краю.

Оборудование: кукла Хозяйка Медной Горы, план-схема, пейзажные картины Уральских гор, леса, озера, деревни, города, физическая карта России, предметные картинки диких животных, деревьев, ягод, коллекция уральских минералов, портрет и книги П. П. Бажова.

Ход занятия

Дети заходят в группу, их встречает Хозяйка Медной Горы (педагог).

Хозяйка: Здравствуйте, ребята! Добро пожаловать ко мне в гости. Вы догадались, кто я?

Дети: Хозяйка Медной Горы.

Хозяйка: Вы знаете, в каком крае я хозяйничаю?

Дети: На Урале.

Хозяйка: А как называется край, где вы живете? Дети: Урал.

Хозяйка: Конечно, это Урал, удивительный, очень красивый. Сегодня я хочу пригласить вас на экскурсию по этому чудесному уголку родной земли.

Дети подходят к карте России.

Педагог: Это карта нашей большой страны, которая называется. (Россия).

Урал - это часть России, он находится почти в самом центре. Кто найдет

на карте Урал? (Педагог показывает Урал, затем - дети.)

А это город Верхний Уфалей, в котором мы живем. Кроме нашего города, на

Урале много других больших и маленьких городов. Назовите, какие вы

знаете?

Дети: Екатеринбург, Касли, Кыштым, Челябинск, Нязепетровск, Озерск (педагог показывает города на карте).

Педагог: В городах много жителей, их в каждом городе называют по-разному: в Уфалее - уфалейцы, а в Челябинске?

Дети: Челябинцы.

Педагог: В Каслях? (Каслинцы.)

В Екатеринбурге? (Екатеринбуржцы.) А жители всего Урала - это. (Уральцы.)

В группе расставлены картины с видами Урала. Дети подходят к ним по очереди. Перед детьми лесной пейзаж.

Педагог: Урал - очень богатый край. А чем богат Урал? Вот вам первая подсказка: куда мы пришли? (В лес.) Чего много в нашем лесу?

Дети: (отвечают с помощью педагога) Деревьев, грибов, ягод, животных, лекарственных растений.

Дидактическая игра «Исправь ошибки».

На столе разложены предметные картинки животных, деревьев, ягод, характерных для Урала, и несколько лишних (например, пальма, банан, жираф, т. д.). Дети находят и убирают лишние картинки с объяснением, почему эта картинка лишняя.

Дети: Лишняя - пальма, потому что она не растет на Урале. Лишний - жираф, потому что он не водится в нашем лесу.

Затем дети объединяются попарно, каждой паре дается картинка (лиса, сосна, малина, т. д., дети выбирают картинки, которые подходят к данной, и объясняют свой выбор.

Дети: К лисе подходит волк, потому что это дикие животные Урала. К сосне подходит береза, так как эти деревья растут на Урале.

Перед детьми пейзаж озера.

Педагог: Вот еще богатство Урала. Вы догадались, чего еще на Урале много? Дети: Озер.

Педагог: А в озерах водится много. Дети: Рыбы.

Педагог: Как называется речка, которая протекает в нашем городе?

Дети: Река Уфалейка.

Педагог: А какие озёра есть около Верхнего Уфалея? (Иткуль, Аракуль).

Педагог: Какие озера вы еще знаете?

Дети: Силач, Сунгуль, Увильды.

Педагог: Расскажите, какие на Урале озера?

Дети: Большие, маленькие, глубокие, чистые, красивые.

Перед детьми пейзаж Уральских гор.

Педагог: Чего еще на Урале много?

Дети: Гор.

Педагог: Уральские горы невысокие, зато богаты разными полезными ископаемыми (Дети рассматривают коллекцию уральских минералов.) Какие полезные ископаемые, драгоценные камни, камни-самоцветы вы знаете?

Дети: Железо, уголь, золото, яшма, малахит.

Педагог: Да, и хозяйка всех этих богатств - я. А вы знаете, как я появилась?

Меня придумал знаменитый уральский писатель-сказочник. Вы должны знать, как его зовут.

Дети: Павел Петрович Бажов.

Педагог: Какие его сказы вы знаете?

Дети: «Серебряное копытце», «Малахитовая шкатулка». «Хозяйка Медной Горы». Педагог сопровождает ответы детей показом соответствующих книг.

Физминутка. Пляска «Уральский хоровод».

Педагог: Вам понравилась наша экскурсия? Интересен наш край Урал? Я надеюсь, что вы уже многое знаете об Урале, и сможете рассказать? Вам поможет вот этот план. (Краткий разбор пунктов плана-схемы-

Первая подсказка - название нашего края, вторая - местоположение Урала на карте России, третий пункт подскажет, что надо рассказать о городах Урала, дальше вы рассказываете о лесах, озерах и реках, о наших Уральских горах, чем они богаты; кто много знал и писал об Урале; а восклицательный знак просит вас высказать свое отношение к Уралу. А кто составит интересный рассказ, тому я подарю на память уральский камушек.

Образец рассказа.

Я расскажу про Урал! Урал находится в центре России. На Урале есть много больших и маленьких городов и деревень. Я знаю города: Челябинск, Екатеринбург, Озерск, Касли Кыштым. Жителей Урала называют уральцами, жителей Челябинска - челябинцы, в Каслях живут каслинцы. Мы живем в городе Верхнем Уфалее, его жители - это уфалейцы.

На Урале много озер и рек. В нашем городе течёт река Уфалейка. Около города находятся озёра Иткуль и Аракуль. Эти озера большие, глубокие, чистые, красивые. В них водится много рыбы.

Еще на Урале есть озера Сунгуль, Силач, Увильды, Аргази. Урал богат лесами. В уральских лесах растут сосны, ели, березы, осины, рябины, ивы. Леса богат грибами, ягодами, лекарственными растениями. В лесах живет много разных животных медведи, волки, лисы, зайцы, ежи, белки, рыси, лоси.

На Урале есть горы. Они не очень высокие, зато богаты полезными ископаемыми. Из - под земли добывают железо, уголь, золото, драгоценные камни.

О нашем крае много произведений написал уральский писатель Павел Петрович Бажов. Я знаю его сказы «Серебряное копытце», «Малахитовая Шкатулка», «Хозяйка Медной горы».

Я люблю свой край.

Рассказы детей.

Подведение итогов, поощрение детей.

Публикации по теме:

Конспект логопедического занятия по развитию связной речи. Составление описательного рассказа по картине «Не боимся мороза» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Березка» Конспект логопедического занятия по развитию связной речи.

Конспект НОД для детей старшей группы «Составление описательного рассказа о домашних животных с использованием плана-схемы» Конспект НОД для детей старшей группы «Составление описательного рассказа о домашних животных с использованием плана-схемы». Интеграция.

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе «Составление описательного рассказа» КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО – ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по развитию речи в подготовительной группе ТЕМА: «Составление описательного рассказа.

Конспект НОД по развитию связной речи в подготовительной группе «Пересказ рассказа с использованием опорных сигналов»Конспект НОД по развитию связной речи в подготовительной группе «Пересказ рассказа с использованием опорных сигналов» Конспект НОД по развитию связной речи в подготовительной к школе группе Тема: «Пересказ рассказа с использованием опорных сигналов». Цель:.

Конспект НОД по речевому развитию в подготовительной к школе комбинированной группе. Составление рассказа на тему «Осень» Интеграция образовательных областей: Задачи: Образовательная область “Познавательное развитие” Закреплять знания об основных признаках осени,обобщать.

Конспект по развитию речи «Составление рассказа о животных по сюжетным картинкам» в подготовительной к школе группе Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «составление рассказа о животных по сюжетным картинкам» Цель: Формировать умения.

Конспект занятия по развитию связной речи «Составление рассказа об осени» в старшей группе КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ «Составление рассказ об осени» в старшей группе. Тема: «Составление рассказа об осени» Возраст.

Конспект занятия «Составление описательного рассказа о диких животных с использованием схемы» Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе. Тема: «Составление описательного рассказа о диких животных с использованием схемы».

Открытое занятие по развитию речи в средней группе. Составление рассказа по картине «Ежи» Программное содержание: учить составлять рассказ по картине; учить детей отвечать на вопросы по содержанию картины, грамматически правильно.

Составление описательного рассказа про рыб с использованием схемы Тема: Составление описательного рассказа про рыб с использованием схемы. Задачи: Коррекционно-образовательные: - Продолжить работу по формированию.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Занятие по развитию связной речи в подготовительной к школе группе. Составление рассказа об Урале с использованием плана-схемы
Опубликовано: 16 января 2019 в 12:24
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД