Занятие по развитию звуковой культуры речи «Звук и буква Э. Экскурсия в Олимпийскую деревню»

Ольга Трифонова
Занятие по развитию звуковой культуры речи «Звук и буква Э. Экскурсия в Олимпийскую деревню»

Занятие «Звуковая культура речи».

Тема. «Звук и буква Э. Экскурсия в Олимпийскую деревню».

Цель: знакомство со звуком и буквой Э. Произношение звука [Э] в слогах, словах, предложениях.

Оборудование: звуковые домики; презентация "Звук и буква Э"; тетради; ручки.

Ход занятия.

1. Введение в тему и сообщение цели занятия. Звуковой анализ.

Здрав – ствуй – те! (Движения на каждый слог). Сегодня какой – то звук из Звукового города пригласил нас на экскурсию. Что такое экскурсия? (Это познавательный поход). Если вы скажете, какой первый звук в слове «экскурсия», то узнаете, с каким звуком мы отправимся в Олимпийскую деревню. (Звук [Э])

2. Характеристика звука [Э].

В каком домике живёт звук [Э]? (В красном, это звук гласный).

3. Звуковой синтез. Развитие чувства темпа и ритма: произнесение [Э] и слогов под музыку «Польки».

Звук [Э] любит петь песенки с друзьями из синего и зелёного домиков. Сейчас первым на скамейку сел звук [Э], к нему присоединился звук [Х]. Какое слово получилось? (ЭХ). Потом звук [Х] ушёл, а на его место сел мягкий звук [j] и получилось слово … (ЭЙ). А теперь звуки поменяются местами : [Х], [Э] - ХЭ; [j], [Э] - ЙЭ. Давайте споём звук [Э] и слоги.

4. Словотворчество.

Прежде, чем отправиться в Олимпийскую деревню, давайте выучим «кричалки» для спортсменов, которые сочинил звук [Э].

Эн – эн - эн, соревнуется спортс. мен.

Эны – эны – эны – награждаются спортс. мены.

Эль – эль – эль – из всех лучший победи. тель;

Эли – эли – эли – чествуются победит. тели.

Эй - эй - эй - получайте приз ско. рей!

5. Произношение [Э] в словах.

А теперь звук [Э] хочет повезти нас на [э]кскурсию в Олимпийскую деревню, которая расположена в городе Сочи. Что такое дере[э]вня? (Это маленький населённый пункт). А если деревня Олимпийская, то в ней живут … (спортсме[э]ны). Чтобы доехать до деревни, нужно сесть на транспорт, в названии которого есть звук [Э] ([П] [О] [Й] [Э] [С] [Т]). Но мы сядем не на обычный поезд, а на [э]лектрический, его ещё называют электричкой. Что такое электричка? (Наземный транспорт, движущийся с помощью электричества). Все вагоны в электричке везёт [э]лектровоз.

6. Упражнение на координацию речи и движения.

Чтобы быстро попасть в деревню, нужно сказать волшебные слова.

Едем, едем, долго едем, очень длинен этот путь.

Скоро в Сочи мы приедем, там и сможем отдохнуть (дробный ритмичный шаг с круговыми движениями рук).

7. Звуковой анализ. Произношение [Э] в предложениях. Падежное управление.

Вот и Олимпийская деревня. Звук [Э] познакомит нас только с теми Олимпийскими объектами, в названиях которых есть звук [Э]. Для этого вам нужно отгадать загадки.

Кто живёт в Олимпийской деревне? Олимпийской д[э]р[э]вне живут спортсм[э]ны).

Где живут спортсмены? (Спортсм[э]ны живут в котт[э]джах).

Коттеджи высокие. Чего много в коттеджах? (В котт[э]джах много [э]тажей).

Чем занимаются спортсмены? (Спортсм[э]ны занимаются сор[э]внованиями).

Кто соревнуется на санях? (На санях сор[э]внуются босл[э]исты, ск[э]л[э]тонисты).

Кто соревнуется на коньках? (Конькоб[э]жцы, хокк[э]исты).

Как называются танцы на коньках? (Фигурно[jэ] катание[jэ]).

Где соревнуются спортсмены в беге на лыжах и коньках? (В б[э]ге на лыжах и коньках спортсм[э]ны сор[э]внуются на б[э]говой дорожке - тр[э]к[э]).

По какому прибору транслируются телепередачи с Олимпийскими играми? (Т[э]л[э]пер[э]дачи транслируются по т[э]л[э]визору).

Определите местонахождение звука [Э] в словах - отгадках.

8. Звуковой синтез. Усвоение несклоняемых существительных. Подбор определений.

Экскурсия по Олимпийской деревне закончилась. Лучшим спортсменам будут вручены [М’], [Э], [Д], [А], [Л’], [Ы]. А нас на прощание звук [Э] угощает мороженым, название которого начинается на [Э] - ([Э], [С], [К’], [Ы], [М], [О]). Мы съели по одному…эскимо. Слово «эскимо» не изменяется. Какое эскимо? (Cладкое, холодное, шоколадное, вкусное).

9. Знакомство с буквой Э. Написание буквы Э, слова ЭХ в тетрадях.

На прощание звук [Э] дарит нам букву Э.

Это – Э с открытым ртом

И большущим языком.

Покажите букву Э пальцами рук.

10. Домашнее задание. Развитие мелкой моторики, звуко - буквенного анализа.

1. Обвести и написать букву Э. Придумать слова с [Э], посчитать количество слогов, составить с данными словами предложения.

2. Раскрасить предметы, в названиях которых есть звук [Э].

Прикреплённые файлы:

zvuk-i-bukva-ye_383p6.pptx | 2108,13 Кб | Скачан: 102
 
Публикации по теме:

Занятие кружка по чтению с использованием ИКТ «Звук и буква А» для детей 5–6 лет Программное содержание: Закрепить знания детей о том, что слово обозначается прямоугольником. Познакомить со звуком «А» - гласным звуком.

Занятие по знакомству со звуком и буквой Щ Тема занятия: Звук и буква «Щ». Программное содержание: 1 Образовательные задачи. Знакомство со звуком и буквой «Щ». Характеристика звука.

Библиотека изображений:
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
Автор публикации:
Занятие по развитию звуковой культуры речи «Звук и буква Э. Экскурсия в Олимпийскую деревню»
Опубликовано: 16 февраля 2014 в 13:45
+10
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Конспект занятия по рисованию во второй младшей группе на тему «Спит в берлоге Мишка...
Цель: Учить детей рисовать красками несложный зимний сюжет. Задачи: 1. Упражнять в рисовании красками и кистью, 2. Закрепить умение правильно...
Проект «Безопасность в современном мире». Фотоотчет.
В начале ноября наш методист объявила о начале работы в саду по проекту "Безопасность в современном мире". Но каждой группе нужно было взять более узкую...
День матери в детском саду.
День Матери в детском саду. В конце ноября, мы в своём детском саду чествовали мамочек! Так совпало, что праздник « День Матери» совпал с Неделей...
Мастер-класс для родителей и воспитанников младшей группы по тестопластике
Мастер-класс"Развитие творческих способностей воспитанников младшего дошкольного возраста с использованием приемов тестопластики" Автор воспитатель...
Проект нравственно — патриотический на основе взаимодействия с семьёй воспитанницы....
Берегите, люди, ветеранов! Их осталось мало среди нас. Защитите, залечите раны. В. Кайль Автор проекта: Жиляева Даша, её мама Жиляева Оксана...