Занятие-экскурсия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Деревья в нашем парке весной»

Елена Фатхеева
Занятие-экскурсия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Деревья в нашем парке весной»

Физическое и нравственное здоровье детей является главной целью деятельности педагогического коллектива МБДОУ «Голчачак» с. Шаршада В достижении этой цели немаловажную роль, как мы считаем, играет экологическое воспитание. Умение общаться с природой в практической и повседневной жизни-это прямой путь к сохранению и укреплению здоровья. А способность эмоционально воспринимать природу, радоваться проявлениям ее красоты и неповторимости-залог нравственного здоровья. Очевидно, что сформировать осознанно правильное отношение дошкольников к природе, ее явлениям и объектам можно только на примерах, которые он наблюдает повседневно. Наше село расположено на территории Кичкетанского заказника, на берегу реки Иж. Дети много знают о работе заказника, о редких животных, птицах и насекомых, занесенных в Красную книгу и охраняемых государством. Свою работу воспитателя в экологическом направлении я начала с создания экологической тропы. Среди домов и улиц, у пруда и парка с вековыми соснами был проложен маршрут, на котором встречались интересные природные объекты, главным образом растительные.

Расскажу о маршруте передвижения детей подготовительной группы (весной) по экологической тропе.

Продолжительность экскурсии-1 час 10 минут. 4 остановки, все объекты рассматриваются в соответствиями с сезонными изменениями.

1. Остановка «Ива». Воспитатель обращает внимание на внешний вид дерева. Рассказывает: «Весенний праздник ивы начинается в марте, дерево одевается в пушистые сережки с густым запахом, напоминающим запах меда. Не более недели продолжается ее цветение, но за это время ива становится царицей леса. Посмотрите: опавшие сережки устлали землю, будто старой слежавшейся ватой, а кое-где повисли на ветвях. Постойте рядом с ивой, послушайте, как суетится вокруг дерева бесчисленное мелкое население, разбуженное весенним теплом, послушайте, как гудит само дерево. Знаете, что это за шум? Это пчелы. Им нет числа, перепачканные пыльцой, они снуют в ветвях»

Воспитатель предлагает детям собрать упавшие сережки, рассмотреть их, понюхать, поискать почечные чешуйки, которые защищают сережку от холода. Сообщает: сережка растет, чешуйка-колпачок лопается, сережка опадает, и появляются зрелые семена. Из коры ивы получают дубильный экстракт для выделки кожи; листья, богатые витаминами А и Е, служат кормом для коз и овец; пчелы собирают нектар с цветов дерева-получается замечательный ивовый мед.

Воспитатель обращает внимание на выступающие корни дерева. Ива защищает речные берега от разлива, ее корни удерживают песок и глину. Обращает внимание на гибкость веток-они используются для плетения корзин, мебели. В народе ее ласково называют «ивушка плакучая» за тонкие гибкие спускающиеся ветки.

Ребенок читает стихи Л. Судаковой:

Возле речки, у обрыва,

Плачет ива, плачет ива.

Может ей кого-то жалко,

Может ей на солнце жарко?

Может ветер шаловливый

За косичку дернул иву?

Может ива хочет пить?

Может нам пойти спросить?

После экскурсии (уже в группе) воспитатель обсуждает с детьми приметы весны, загадывает загадки: «Вода с гор потекла-весну принесла», «Весна красна цветами, а осень-пирогами», «Тонкая красавица косы распустила, зеленые веточки до земли спустила» (ива).

2. Остановка «Сосна». Дети рассматривают дерево. Затем воспитатель рассказывает: «Век обыкновенной сосны-300-500 лет. Растет она и за Полярным кругом, и высоко в горах, и в болоте и на жарком юге. Но вот мириться с задымленным воздухом не может, поэтому в городе ее встретишь редко. Сосна-светолюбивое дерево, самый светлый бор-сосновый (предлагает детям оглянуться, сказать, светло ли в этом месте). Сосну опыляет ветер, разнося пыльцу на многие километры. На востоке ее считают деревом, приносящим счастье; во многих странах она символ долголетия и величия». Воспитатель загадывает загадку: «Все паны поснимали кафтаны, один пан не снял кафтан (хвойные деревья).

3. Остановка «Дуб». Дети рассматривают дуб, отмечают его характерные особенности, затем воспитатель рассказывает: «Весной, когда кругом все цветет, дуб еще долго стоит голым. Теплолюбивый дуб ждет, когда наступит устойчивое тепло. Дуб живет очень долго-до 1000 лет. У старых дубов стволы достигают нескольких метров в поперечнике. В толщину дуб растет до самой смерти, а в высоту-100-200 лет. Поэтому дуб у всех вызывает ощущение мощи, надежности, постоянства. Дуб светолюбив: когда света вдоволь, его ветки опускаются до земли»

Воспитатель предлагает детям взяться за руки, встать вокруг дерева, подойти вплотную к стволу, прижаться к нему, почувствовать его тепло-дерево дает силу тем, кто приходит к нему с добрыми намереньями. Обращает внимание на могучий ствол, ветки, говорит, что древесина используется в судостроении, авиации, как топливо, как лекарственное средство.

4. Остановка «Береза». Ребенок читает стихи Л. Судаковой:

Тонкая береза ростом невеличка.

Словно у подростка у нее косичка.

Деревце на славу за год подросло,

До чего кудряво, до чего бело!

Если б дали березе расческу,

Изменила б береза прическу.

В речку как в зеркало глядя,

Расчесала б кудрявые пряди.

И вошло б у нее в привычку

По утрам заплетать косичку.

Воспитатель обращает внимание детей на сок, струящийся из нечаянно сломанной веточки, объясняет, что ни в коем случае нельзя делать зарубки для получения сока, дерево долго болеет и может даже погибнуть. Детям предлагается отгадать загадку: «Меня вы узнаете по простой примете: нет дерева белее на белом свете» (береза)

Воспитатель читает стихотворение Р. Рождественского «Березка»:

Чуть солнце пригрело откосы,

И стало в лесу потеплей,

Береза зеленые косы

Развесила с тонких ветвей.

Вся в белое платье одета,

В сережках, в листве кружевной,

Встречает горячее лето

Она на опушке лесной.

В заключение воспитатель поясняет: в России березу издавна считают символом страны, ее воспевают в песнях, о ней слагают стихи, сочиняют сказки, придают ей живой образ. Любят ее за красивый стан, прямой ствол, чистоту и свежесть. Береза дает чудесный сок, из бересты делают туески, из почек-лекарство.

Воспитатель проводит с детьми на поляне подвижную игру, после этого дети возвращаются в детский сад.

Публикации по теме:

Мой «Янтарь»Мой «Янтарь» .

Проект: Волонтерское движение «Юные Тимуровцы» (старший дошкольный возраст) Проект реализовался на протяжении 2 лет. Цель проекта: Создание условий для социально-личностного развития воспитанников Задачи проекта:.

Библиотека изображений:
  • Весна
  • Экология
  • Птицы
Автор публикации:
Занятие-экскурсия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Деревья в нашем парке весной»
Опубликовано: 30 января 2014 в 13:28
+5
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Детский мастер класс «Дед Мороз»
Приглашаю всех коллег и друзей на мастер класс "Дед Мороз" -техникой оригами, который вам покажет Сусанна. Для работы нам нужен лист цветной...
Петя-Петушок. Мастер-класс мягкая игрушка из ткани.
Петя-Петушок. Совсем скоро Красная Огненная Обезьяна по восточному календарю уступит свой царственный трон Красному Огненному Петуху. Который по своему...
Как я мастерила Щелкунчика
Доброго времени суток, друзья и гости моей странички! Сейчас у всех хлопотная предпраздничная пора! Нынче в нашем детском саду утренники в подготовительных...
Фото отчет творческого конкурса: «Петушок — символ нового года»
На Руси спокон веков Уважали петухов. Кто еще сравнится С этой храброй птицей? В сказках он готов помочь, Разрешить все споры. Ведь недаром у него...
Мастер-класс «Платье для любимой мамочки».
У счастливой матери вырастают успешные дети - это аксиома. И нам нужно постараться воспитывать детей так, чтобы мамы всей нашей страны почаще улыбались,...