Лучший педагог года

Конспект ОД по речевому развитию «Заучивание стихотворения И. З. Сурикова «Первый снег»

Юлия Алаторцева
Конспект ОД по речевому развитию «Заучивание стихотворения И. З. Сурикова «Первый снег»

Тема: Заучивание наизусть стихотворения И. З. Сурикова "Первый снег"

Возраст детей: 6 - 7 лет. (Подготовительная группа).

Продолжительность занятия: 25 - 30 мин.

Интеграция образовательных областей: "Познание", "Коммуникация", "Социализация", "Чтение художественной литературы".

Виды детской деятельности: Игровая, познавательная, коммуникативная, социализация.

Публикация «Конспект ОД по речевому развитию „Заучивание стихотворения И, З, Сурикова „Первый снег“» размещена в разделах

Цель: Формирование умения рассказывать наизусть стихотворение И. З. Сурикова «Первый снег»

Задачи:

Развивающие :

Развивать у детей речевую активность, поэтический слух, память, внимание, мышление.

• Формировать словарь детей, воображение, внимание и мышление.

Развивать речевую активность, коммуникативные навыки.

Развивать мелкую моторику;

развивать координацию движений со словами стихотворения;

развивать навыки планирования развёрнутых высказываний.

Образовательные:

• Познакомить с творчеством русского поэта И. З. Сурикова.

• Помочь детям заучить наизусть стихотворение с помощью схем-рисунков, эмоционально воспринимать образное содержание стихотворения, передавая интонацией любование зимней природой, чувствовать, понимать и воспроизводить образный язык стихотворения.

• Расширять и активизировать словарный запас по теме "Зима»

Воспитательные:

• Воспитывать у детей любовь к родной природе.

• Воспитывать коммуникативные навыки, доброжелательные отношения между детьми.

• Способствовать созданию у детей эмоционально-положительного фона на занятии.

Методы и приемы:

Наглядный: показ, демонстрация иллюстраций.

Словесный: художественное слово, беседа, рассказ, вопросы, пояснения.

Игровой: сюрпризный момент, игра.

Предварительная работа: рассматривание картин, иллюстрации по теме «Времена года. Зима», чтение и заучивание стихотворений о зиме, зимняя прогулка на участке детского сада.

Словарная работа: пелена - Устар. Это похоже на покрывало. Сплошной покров, закрывающий что-либо.

Форма проведения: Занятие - игра.

Используемые современные технологии: здоровьесберегающие.

Оборудование и материалы: портрет И. З. Сурикова, экран с картинками, запись музыки П. И. Чайковского "Времена года. Зима. Декабрь", схема к тексту стихотворения, запись музыки Ф. Шопена «Первый снег», снежинки на палочках, оборудование к дыхательному упражнению «Вьюга» на каждого ребёнка, снежинки.

Ход занятия:

I. Воспитатель: Посмотрите, как много пришло к нам гостей! Давайте, поздороваемся с ними и

подарим свои очаровательные улыбки. Дети здороваются и улыбаются.

Воспитатель проводит утренний круг.

Здравствуй, солнышко родное,

Здравствуй, небо голубое!

Мы навстречу вам откроем

И ладошки и сердца.

Пусть тепло всем в мире будет

улыбаются пусть люди.

Мы друг другу улыбнемся

Ты и я!

Воспитатель: Ребята, к нам сегодня на занятие пришла гостья. А кто она угадайте, послушав внимательно загадку:

Тройка, тройка прилетела.

Скакуны в той тройке белы.

А в санях сидит царица

Белобока, белолица.

Как махнула рукавом -

Всё покрыла серебром.

Царица какого времени года к нам пришла на занятие?

Дети: Царица-Зима. (Демонстрирую изображение зимы экран 1)

Воспитатель: Ребята, а кто догадался, что это за тройка белых скакунов?

Дети: Это зимние месяца.

Воспитатель: Назовите зимние месяцы.

Дети: Три месяца зимы. Декабрь, январь, февраль.

Воспитатель: А сейчас, какой месяц зимы?

Дети: Первый месяц зимы - декабрь.

Воспитатель: Правильно, хорошо!

II. Воспитатель: Царица зима пришла не с пустыми руками она передала нам волшебный экран. И приготовила для вас новое стихотворение, которое зашифровала в схему. А чтобы нам собрать все части этой схемы, она вам предлагает с ней поиграть. Вы согласны?

Дети: Да. Мы согласны.

Экран 2. Игра «Снежок»

Цель: закрепить знания детей о признаках зимы.

Воспитатель: Зима шагает по земле и хочет знать, знаете ли вы её приметы? У меня в руках «снежок», вы будите передавать его по кругу и отвечать на мои вопросы.

-Какая у нас зима?

Дети: снежная, холодная, морозная.

Воспитатель: Что бывает зимой?

Дети: Зимой бывает снегопад, метель, вьюга, реки замёрзают, деревья стоят голые, люди надевают теплую одежду.

Воспитатель: Что можно сказать о снеге, какой он?

Дети: Снег зимой белый, пушистый, мягкий, серебристый.

Воспитатель: Ребята вы хорошо рассказали о зиме, и она нам дарит первую часть к стихотворению (первый пазл). А я предлагаю вам присесть за столы.

Экран 3. Упражнение для коррекции зрения «Снежинка».

Воспитатель: Ребята, а теперь мы поиграем со снежинками: мы снежинки увидали, со снежинками поиграли.

Возьмите снежинку. Вытяните руку вперед перед собой, сфокусируйте на ней взгляд. Вы готовы?

Мы снежинки увидали

Со снежинками играли.

Снежинки вправо полетели,

Глазки вправо посмотрели (Отводят снежинку вправо, прослеживают движение взглядом).

Снежинки влево полетели,

Глазки влево посмотрели. (Отводят снежинку влево, прослеживают движение взглядом).

Ветер снег вверх поднимал

И на землю опускал (Поднимают снежинки вверх и опускают их вниз).

Глазки смотрят вверх и вниз,

Вверх и вниз.

Все. На землю улеглись. (Покружиться и присесть, опустив снежинку на пол.)

Глазки закрываем (Закрывают ладошками глаза)

Глазки отдыхают.

Ребята вы хорошо поиграли со снежинками, царица-зима нам дарит следующий пазл.

Экран 4. Демонстрирует макет «Лес»

Воспитатель: Ребята, зима нам приготовила сюрприз. - Что это, как вы думаете?

Дети: Это лес.

Воспитатель: А наш лес похож на зимний лес? Почему?

Дети: Зимой земля покрыта снегом. Деревья стоят в белоснежных нарядах.

Воспитатель: Предлагаю вам украсить лес и деревья, превратить его в зимний лес. Для этого мы возьмём снежинки. Но снежинки у меня непростые, а волшебные. В них спрятались зимние слова. Нам нужно с вами назвать эти слова ласково. Кто правильно назовёт слово, берёт снежинку и украшает ею дерево. Вы готовы?

(Дети говорят слова и прикрепляют снежинку на картину).

Зима - зимушка,

Снег-снежок,

мороз – морозец,

лёд – ледок,

холод – холодок,

снежинка – снежиночка,

метель – метелица,

санки – саночки,

снеговик – снеговичок,

валенки – валеночки.

Рукавицы-рукавички.

Ветер-ветерок

Гора-горка

Молодцы теперь у нас получился настоящий зимний лес. Царица-зима нам дарит следующую часть стихотворения (пазл 2).

Экран 5. Дыхательное упражнение «Вьюга».

Послушайте загадку и отгадайте, какое природное явление бывает зимой:

-Кто в трубе печной завыл?

Кто ворота отворил?

Кто там воет, завывает

Все дорожки заметает?

Кто бросает снег в лицо,

Наметает на крыльцо?

Угадали? Это (Вьюга).

Ребята, а вы хотите устроить вьюгу? Каждый возьмите стаканчик с маленькими крупинками-снежинками. Снег там волшебный и не тает.

Сядьте прямо, левой рукой поднесите стаканчик ко рту, а правой держите соломинку. Делаем глубокий вдох, а потом медленно и долго дуем в трубочку, не надувая щек. Вот так.

Молодцы. Царица-зима нам дарит последнюю часть стихотворения (пазл 3).

Экран 6. Работа с художественным произведением. Фотография Сурикова.

Воспитатель: Сейчас, ребята, экран предлагает для вас новое стихотворение, которое называется «Первый снег» и написал его Иван Суриков. Он родился 6 апреля 1841года в деревне Новосёлова Ярославской губернии. Всё своё детство он провёл в деревне. Очень любил зимой кататься с горы на санках, лепить снеговиков. Об этом времени у него сохранились самые яркие и светлые воспоминания. Когда он вырос, написал об этом стихотворение «Первый снег». Послушайте его внимательно.

(Читаю стихотворение выразительно наизусть, используя музыку И. П. Чайковского «Времена года. Зима. Декабрь». (Без установки на запоминание).

Воспитатель: Понравилось вам стихотворение?

Дети: Стихотворение понравилось.

Воспитатель: Что больше всего понравилось? Запомнилось? Почему?

Дети:

Воспитатель: Как оно называется?

Дети: Стихотворение называется «Первый снег»

Воспитатель: Хотите еще раз послушать? Чтение наизусть стихотворения педагогом.

Беседа по содержанию стихотворения :

-О каком времени года пишет поэт? (о зиме)

-Какими словами поэт описывает первый снег? (белый снег, пушистый)

-Что снег делает? (в воздухе кружится и на землю тихо падает, ложится)

-Что произошло на утро с полем?

-Чем его укрыл снег? (пеленою). Пелена - Устар. Это похоже на покрывало. Сплошной покров, закрывающий что-либо.

-Чем тёмный лес принакрылся? (темный лес, что шапкой принакрылся чудной)

-Ребята, как вы понимаете выражение «шапкой чудной»? прелестной, великолепной, очаровательной. Поэт восхищается этой шапкой.

-Что сделал тёмный лес под этой шапкой? (заснул под нею)

-Как заснул? (крепко, непробудно)

-Как вы понимаете слово непробудно? (глубокий и продолжительный сон).

-Какими стали дни? (Стали дни короче)

-Как светит солнце зимой? (солнце светит мало)

-Какое время года настало? (зима настала)

Физкультминутка.

«Наконец пришла зима, (Дети разводят руки в стороны)

Стали белыми дома, (Складывают руки домиком над головой)

Снег на улице идёт, (Двигают руками сверху вниз)

Дворник улицу метёт, (Имитируют)

Мы катаемся на санках, (Приседают, руки вытягивают вперёд)

Пишем на катке круги, (Руки закладывают за спину, медленно кружатся)

Ловко бегаем на лыжах, (Имитируют)

И играем все в снежки. (Лепят и бросают снежки)

Гостью-зиму любим мы,

Любим мы, любим мы.

Воспитатель: А теперь, ребята мы попробуем выучить это стихотворение. У нас сегодня будет помощница-схема, на которой нарисованы картинки-подсказки. Послушайте ещё раз внимательно стихотворение и посмотрите картинки, а ушки запоминают слова. (Дети слушают повторное чтение воспитателя)

А теперь я предлагаю рассказать стихотворение кому-нибудь из вас, но вместе со мной. (2 ребенка рассказывают стихотворение вместе с воспитателем)

Ребята, а теперь вы будите мне помогать рассказывать это стихотворение. Я начну, а вы продолжите. Готовы? (Воспитатель начинает строчку, а дети договаривают последнее слово)

Ребята, а теперь вы сами будите рассказывать, а я вам буду помогать.

Кто хочет рассказать стихотворение, так же красиво, выразительно? Не стесняйтесь, я вам помогу.

(По желанию дети рассказывают выразительно стихотворение 2 -3 ребёнка)

Воспитатель: Ребята, наше занятие подошло к концу. Давайте подведем итог. Как называется стихотворение, которое мы с вами разучивали. Кто автор стихотворения «Первый снег»? Вам понравилось играть с царицей - зимой? А в какие игры вам больше всего понравилось играть? (дети делятся впечатлениями)

Ребята нам пора попрощаться с царицей зимой, но только сегодня, ведь зима только началась и у неё для нас ещё очень много подарков и сюрпризов. И вот один из подарков - конфеты.

Публикации по теме:

Конспект НОД по речевому развитию и художественно-эстетическому развитию «Снег идет» (вторая младшая группа)Конспект НОД по речевому развитию и художественно-эстетическому развитию «Снег идет» (вторая младшая группа) Цель: Формирование у детей знаний о зиме. Задачи: 1. Учить детей видеть признаки зимы; 2. Учить детей поддерживать диалог, отвечать на вопросы,.

Конспект НОД «Заучивание стихотворения «Посидим в тишине» Е. Благининой в старшей группе с использованием мнемотехникиКонспект НОД «Заучивание стихотворения «Посидим в тишине» Е. Благининой в старшей группе с использованием мнемотехники Цель. Заучивать стихотворение с помощью мнемотехники. Программное содержание: Развивать интерес детей к художественной литературе. Продолжать.

Конспект по развитию речи для детей старшей группы детского сада «Заучивание стихотворения Ю. Тувим «Овощи» Заучивание стихотворения Ю. Тувим "Овощи" Цель - познакомить с новым произведением Задачи: образовательные - продолжать учить внимательно.

Конспект занятия по художественной литературе в средней группе «Заучивание отрывка из стихотворения И. Сурикова «Зима»Конспект занятия по художественной литературе в средней группе «Заучивание отрывка из стихотворения И. Сурикова «Зима» Конспект занятия по художественной литературе в средней группе «Заучивание отрывка из стихотворения И. Сурикова «Зима» с использованием.

Конспект занятия по развитию речи и ИЗО «Первый снег»Конспект занятия по развитию речи и ИЗО «Первый снег» Конспект открытого занятия по развитию речи и ИЗО в 1 младшей группе на тему: «Первый снег» Цели: формирование интереса и положительного.

Конспект занятия по развитию речи. Заучивание стихотворения А. С. Пушкина «Уж небо осенью дышало» в старшей группеКонспект занятия по развитию речи. Заучивание стихотворения А. С. Пушкина «Уж небо осенью дышало» в старшей группе Цель: Учить детей видеть, чувствовать и понимать красоту осенней природы. Задачи: Образовательные: Закреплять представления детей о характерных.

Конспект занятия в подготовительной к школе группе. Заучивание стихотворения Е. Благининой «Посидим в тишине» Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Средняя общеобразовательная школа «Кудровская ЦО №1» ДО № 2 Всеволожского района.

Конспект занятия. Заучивание стихотворения «Жаворонок». Часть 2. Праздник самой доброй вести — БлаговещениеКонспект занятия. Заучивание стихотворения «Жаворонок». Часть 2. Праздник самой доброй вести — Благовещение Мария Манвелова Заучивание стихотворения "Жаворонок"В. А. Жуковский. Часть-2. Праздник самой доброй вести – Благовещение. Лепка «Птицы-вестники.

Занятие по развитию речи и обучению рассказыванию. Заучивание стихотворения «Снеговик» с использованием мнемотехникиЗанятие по развитию речи и обучению рассказыванию. Заучивание стихотворения «Снеговик» с использованием мнемотехники Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает.

Занятие по развитию речи в старшей группе «Заучивание стихотворения Т. Белозерова «Подснежники»Занятие по развитию речи в старшей группе «Заучивание стихотворения Т. Белозерова «Подснежники» Занятие по развитию речи в старшей группе. Тема: Заучивание стихотворения Т. Белозерова «Подснежники». Цель: Помочь детям запомнить и выразительно.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект ОД по речевому развитию «Заучивание стихотворения И. З. Сурикова «Первый снег»
Опубликовано: 17 апреля 2022 в 16:02
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД