НОД по развитию лексико-грамматических средств языка в группе компенсирующей направленности для детей с ОНР «Зимующие птицы»

Анна Калатинская
НОД по развитию лексико-грамматических средств языка в группе компенсирующей направленности для детей с ОНР «Зимующие птицы»

Конспект НОД по развитию лексико-грамматических средств языка в группе компенсирующей направленности для детей с ОНР.

Тема: Зимующие птицы.

Калатинская Анна Александровна

Клюшина Галина Михайловна

Цели:

1. Коррекционно-образовательные: Уточнение и расширение словаря по теме «Зимующие птицы». Совершенствование грамматического строя речи (образование и использование в речи существительных в форме единственного и множественного числа именительного падежа, использование в речи предлогов С, НА, В).

2. Коррекционно-развивающие: Активизация речевой деятельности. Развитие связной речи, зрительного гнозиса и пространственного конструктивного праксиса, длительного плавного выдоха, речевого слуха,

мышления (формирование видовых обобщений).

3. Коррекционно-воспитательные: Формирование навыков

сотрудничества, ответственного отношения к выполнению заданий, положительной установки на участие в занятии. Воспитание доброжелательности, исполнительности, желания быть справедливым, бережного отношения и любви к природе.

Оборудование: Снежки, разрезная картинка воробья, тексты загадок, картинки-отгадки; ваза с заснеженной веткой и кормушка, на которой сидят птицы; бутылочки с соломинками по количеству детей.

Предварительная работа: Вывешивание кормушки на участке,

наблюдение за птицами во время прогулки, подкармливание птиц, разучивание подвижной игры «Снегири», расширение и уточнение словаря по теме.

План занятия:

Здравствуйте! Я рада видеть всех вас! Давайте все вместе возьмемся за руки и громко скажем друг другу: «Доброе утро!»

-N

1. Организационный момент. [Развитие зрительного гнозиса и пространственного праксиса. ]

Сегодня последний день осени. А завтра наступит новое время года. Какое? Подскажите мне, пожалуйста.

И я принесла для вас первый зимний подарок - снежки. Снежки не простые, а с сюрпризом. Хотите узнать, что за сюрприз? Открывайте,

- расправляйте.

Дети раскрывают снежки и находят там по 1 части разрезной предметной картинки воробья (пазл). Что это? Что нужно сделать, чтобы понять что это такое? Дети собирают картинку все вместе и называют птичку.

Теперь вы знаете, кто прилетел к нам в гости.

2. Отгадывание загадок.

Воробей приготовил для вас загадки о своих друзьях. Хотите их отгадать?

За синие крылья она так зовется,

И в холод и в зной ей так звонко поется!

В рубашечке желтой, и впрямь невеличка, Так как же её назовем мы?

(синичка)

Красногрудый, чернокрылый,

Любит ягоды клевать.

С первым снегом на рябине

Появился он опять. (снегирь)

Вещунья белобока,

А зовут её. . (сорока)

Все время стучит,

Деревья долбит.

Но их не калечит,

А только лечит.

(дятел)

На асфальте, гру-гру-гру,

Много крошек соберу,

Для того чтоб их хватило

И подружке сизокрылой.

С ней воркую и летаю,

От врагов нас защищаю.

Птицей мира я зовусь,

И легко я приручусь. (голубь)

Вы очень сообразительные! Быстро и правильно отгадали загадки воробья. А теперь ответьте на мой вопрос. Какие это птицы? Как их можно назвать одним словом? (Зимующие)

3. Сегодня мы с вами продолжим разговор о зимующих птицах. К нашему воробью прилетели друзья, о которых он нам загадал загадки. (Ваза с заснеженной веткой и кормушка, на которой сидят птицы.) [Совершенствование грамматического строя речи (образование и использование в речи существительных в форме единственного и множественного числа именительного падежа).]

- Какие птицы прилетели к воробью в гости?

- Сколько их?

- Что делает воробей?

- Что делают снегири?

Один из снегирей смотрел, смотрел и решил тоже поклевать пшена.

- Где сидел снегирь?

- Откуда он слетел?

- Куда сел снегирь?

Мне очень понравилось, как вы отвечали на мои вопросы. Вы были очень внимательными и я предлагаю пройти на коврик и поиграть.

4. Подвижная игра «Снегири». [Координация речи с движением, работа над темпом и ритмом речи. Развитие творческого воображения. ]

Вот на ветках, посмотри,

В красных майках снегири.

4 хлопка руками-«крылышками» по бокам и 4 наклона головой.

4 хлопка руками-«крылышками» по бокам и 4 наклона головой.

Распушили перышки, Греются на солнышке. Головой вертят,

Улететь хотят.

Кыш! Кыш! Улетели!

За метелью, за метелью!

Часто потряхивают руками- «крылышками», опущенными вниз. 2 поворота головой с кивком - вправо, влево.

2 поворота головой с кивком - вправо, влево.

Разбегаются по группе, взмахивая руками как крыльями.

5. Упражнение «Метель». [Формирование направленной воздушной струи. ] Хотите сами устроить метель? Я предлагаю вам устроить метель в бутылочках. Встаньте прямо, левой рукой поднесите бутылочку ко рту, а правой держите соломинку. Сделайте глубокий вдох, а потом долго дуйте в бутылочку, не надувая щек.

6. Повторение рассказа-описания о снегире после логопеда со

зрительной опорой. [Развитие связной речи. ]

Пока мы с вами играли, что-то произошло на наше веточке. Смотрите, она качается. Верно, одна птичка улетела. Какой птички не стало? Где он сидел? Я вам открою секрет, снегирь вернется к нам, если мы его опишем. Не волнуйтесь, я вам помогу. А мне в этом помогут оставшиеся, не улетевшие снегири и наша схема-выручалочка.

- О какой птичке мы будем говорить?

- Какая у снегиря грудка? Начните со слов «у снегиря» (красная грудка).

- Какие у нее головка, спинка и крылья? Начните со слов «у него (черные головка, спинка и крылья).

- Что любит клевать снегирь? Начните со слов «снегирь любит» (клевать рябину).

Вы очень хорошо ответили на мои вопросы, а теперь послушайте мой рассказ о снегире.

Снегирь - зимующая птичка. У него красная грудка. А голова, спинка и крылья черные. Снегирь любит клевать рябину.

Теперь вы попробуйте рассказать о снегире все по очереди. Сначала вы называете птичку. Потом рассказываете, какие у нее грудка, головка, спинка, крылья. И, наконец, напоминаете нам, что любит клевать птичка.

(Дети по очереди повторяют рассказ. Логопед по мере необходимости помогает детям, показывает указкой на схеме то, о чем они должны рассказать.)

Посмотрите, снегирю так понравились наши рассказы, что он вернулся к нам!

7. Упражнение «Кто лишний?» [Развитие речевого слуха, мышления (формирование видовых обобщений).]

А теперь снегирь хочет проверить, умеете ли вы внимательно слушать и поиграть с вами в игру «Кто лишний?». Слушайте внимательно:

Снегирь, воробей, курица.

Синица, дятел, журавль.

Голубь, курица, петух.

(Это задание может оказаться довольно сложным для детей, тогда логопед должен помочь им наводящими вопросами, выяснив предварительно, где живет каждая из птиц.)

Вы отлично справились с заданием. Я думаю, что и снегирю тоже очень понравилось.

8. Окончание занятия. [Оценка работы детей. ]

Замечательно мы с вами сегодня поиграли.

Логопед предлагает детям рассказать, чем они занимались, что им понравилось на занятии, и оценивает работу каждого из них.

Снегирь за ваши старания, знания и умения приготовил для вас подарки.

Публикации по теме:

Презентация к логопедическому занятию «Незнайка в стране транспорта» Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности в рамках образовательной области «Безопасность» по формированию лексико.

Виды консультативно-просветительской работы учителя-логопеда с родителями Виды консультативно-просветительской работы учителя-логопеда с родителями: 1. анкетирование родителей; 2. проведение индивидуальных бесед.

Библиотека изображений:
  • Зима
  • Птицы
  • Научная лаборатория
Автор публикации:
НОД по развитию лексико-грамматических средств языка в группе компенсирующей направленности для детей с ОНР «Зимующие птицы»
Опубликовано: 11 февраля 2014 в 18:00
+6
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Конспект занятия по рисованию во второй младшей группе на тему «Спит в берлоге Мишка...
Цель: Учить детей рисовать красками несложный зимний сюжет. Задачи: 1. Упражнять в рисовании красками и кистью, 2. Закрепить умение правильно...
Проект «Безопасность в современном мире». Фотоотчет.
В начале ноября наш методист объявила о начале работы в саду по проекту "Безопасность в современном мире". Но каждой группе нужно было взять более узкую...
День матери в детском саду.
День Матери в детском саду. В конце ноября, мы в своём детском саду чествовали мамочек! Так совпало, что праздник « День Матери» совпал с Неделей...
Мастер-класс для родителей и воспитанников младшей группы по тестопластике
Мастер-класс"Развитие творческих способностей воспитанников младшего дошкольного возраста с использованием приемов тестопластики" Автор воспитатель...
Проект нравственно — патриотический на основе взаимодействия с семьёй воспитанницы....
Берегите, люди, ветеранов! Их осталось мало среди нас. Защитите, залечите раны. В. Кайль Автор проекта: Жиляева Даша, её мама Жиляева Оксана...