МААМ-картинки

Занятие по ознакомлению детей с фразеологической лексикой

Южанинова Татьяна
Занятие по ознакомлению детей с фразеологической лексикой

Усваивая родной язык, ребенок усваивает

не одни только слова, их сложения и

видоизменения, но и бесконечное

множество понятий, воззрений на

предметы, множество мыслей,

чувств, художественных образов…

К. Д. Ушинский

Многие считают, что культура речи определяется грамотностью человека. Но вы можете грамотно написать письмо, легко и точно сформулировать свою мысль, выступая на собрании, и даже в беседе с друзьями не лезете в карман за словом. И все-таки ваша речь не вдохновляет, вас не слушают, то что вы говорите, кажется скучным. Не случайно в народе говорят: «То же бы слово, да не так бы молвил».

Публикация «Занятие по ознакомлению детей с фразеологической лексикой» размещена в разделах

Культура речи зависит не от знания правил орфографии и пунктуации, не от силы голоса, а от того, насколько мы умело владеем богатствами родного языка. Говорить правильно – это еще не значит говорить хорошо. Чтобы словом воздействовать на душу ребенка, заставить его внимательно слушать, нужно знать секреты выразительной речи и свободно использовать стилистические возможности родного языка.

К хорошей речи предъявляется множество требований, и прежде всего требование простоты, ясности, логичности, точности. Лев Толстой писал: «Под напыщенностью и неестественностью фразы скрывается пустота содержания». Обращаясь к детям, мы должны найти такие слова, которые были бы им понятны и затрагивали мир их интересов и чувств. Ведь родной язык открывает детям жизнь в разных ее проявлениях, во всем многообразии ее красок.

О необходимости развивать речь ребенка, воспитывать у него любовь к родному языку говорили лучшие педагоги. К. Д. Ушинский ратовал за развитие «дара слова» подчеркивая его значение для формирования мыслительной деятельности ребенка и для дальнейшего обучения: «Дитя, которое не привыкло вникать в смысл слова, темно понимает или совсем не понимает его настоящего значения и не получило навыка распоряжаться им свободно в речи, всегда будет страдать от этого».

Дети седьмого года жизни уже достаточно свободно владеют родным языком. Это связано с большим опытом детей, с развитием их интеллектуальных способностей; умением устанавливать многообразные связи, легко оперировать имеющимися знаниями, обобщать и делать выводы.

Овладение понятийным содержанием слова позволит детям перейти на новый уровень понимания и использования слов – в их переносном, иносказательном значении. А это является условием для освоения детьми средствами языковой выразительности, к которым относится также фразеологическая лексика.

Фразеологизмы составляют неоценимое богатство русского языка. Знакомство с ними развивает мышление, прививает любовь к родному языку, повышает культуру речи. Вот почему им необходимо уделять внимание как на занятиях в детском саду, так и в повседневном общении, и в частности, дома.

Детям трудно усвоить общее значение словосочетания, не зависящее от конкретного смысла слов, его составляющих, поэтому, знакомя детей с пословицами, поговорками, фразеологическими оборотами необходимо предупредить их непонимание или неточное понимание.

Поэтому при ознакомлении детей с фразеологизмами необходимо учитывать следующие требования:

1. Для определения значения фразеологической единицы большую роль играет контекст: непонятный вне контекста фразеологизм становится понятным в контекстном окружении; поэтому работу над пониманием фразеологической лексики нужно проводить в процессе чтения художественной литературы и в ситуациях, через которые можно объяснить значение фразеологизма.

2. Для того. Чтобы удостовериться, что ребенок правильно понял значение

Фразеологической единицы, можно предложить ему ответить на вопрос: «А как по-другому можно сказать?», то есть через подбор синонимов.

3. Для того, чтобы закрепить в речи ребенка фразеологизм и для уточнения его смыслового значения предложите ему составить с фразеологизмом предложение, рассказ или сказку, нарисовать сюжет по данной ситуации.

4. И самое главное – помнить, что в качестве средств обогащения речи детей фразеологизмами выступает образная речь окружающих взрослых, следовательно, необходимо следить за речью, использовать в речи средства выразительности и активизировать в речи новые фразеологизмы.

Рекомендуемый речевой материал для использования

в различных ситуациях деятельности и общения:

*когда ребенок что-то выдумывает, фантазирует: бабушкины сказки, делать из мухи слона;

*про очень дружных детей: их водой не разольешь;

*работать очень старательно: не покладая рук, засучив рукава, от зари до зари;

*ребенок молчит, не разговаривает: воды в рот набрал, язык проглотил;

*при заботе о близких: большое сердце, от доброго сердца;

*о беспорядке: все вверх дном;

*одновременно говорят, отвечают: в один голос, в одно слово;

*сильно бежать: во весь дух, во все лопатки, во всю прыть, высунув язык, на всех парусах, не чуя ног, со всех ног;

*неглубокая река: воробью по колено;

*удивляться: делать большие глаза, диву даваться, не верить глазам своим, не верить ушам своим, разводить руками;

*запоминать: мотать на ус, зарубить на носу;

*про находчивых: за словом в карман не полезет;

*шуметь, озорничать: ходить на голове;

*дремать: клевать носом;

*находясь рядом мешать кому-то: не вертись под ногами;

*утомился, устал: выбился из сил, выжатый лимон;

*хранить тайну: держи язык за зубами, держи язык на привязи;

*быть осторожным, настороже: держи ушки на макушке, держи ухо востро, навострить уши;

*испугаться: душа в пятки;

*ничего не делать: сидеть сложа руки.

Когда дети начинают какую-либо деятельность, важно поддержать их, с самого начала настроить на успешное окончание дела, одобрить сам факт желания работать, показать свое отношение (радость, удовлетворение).

Была бы охота – заладится всякая работа.

Доброе начало – половина дела.

Где хотенье, там и уменье.

Кто труда не боится, того и лень сторонится.

К чему душа лежит, к тому и руки приложатся.

Всякое, даже самое маленькое дело требует обдумывания, и нужно, чтобы дети осознавали планирование как важное условие успешной деятельности. Ряд пословиц метко подчеркивает именно это:

И по малу делу большая дума.

Голова научит - руки сделают.

Семь раз отмерь – один раз отрежь.

Чем больше науки, тем умнее руки.

Ум хорошо, а два лучше.

Можно подчеркнуть, что если ничего не предпринимать, то дело не сдвинется с места:

Под лежачий камень вода не течет.

Волков бояться – в лес не ходить.

Не замоча рук, не умоешься.

Иногда дети, взявшись за дело, быстро остывают, пытаются уклониться от него. В подобных случаях уместны такие пословицы:

Не мудрено начать – мудрено кончить.

Без труда не вынешь и рыбку из пруда.

Бывает, дети проявляют поспешность во время сбора на прогулку, нетерпение во время деятельности. И в таких случаях высказывают свое отношение через пословицу:

Делом спеши, да людей не смеши.

Поспешишь – людей насмешишь.

Тише едешь – дальше будешь.

Авось да как-нибудь до добра не доведет.

А о бойком, ловком, все успевающем ребенке можно сказать:

Наш пострел везде поспел.

Мал телом, да велик делом.

Ссора может привести к потере друзей. В подобных ситуациях уместно привести пословицы, подчеркивающие значение дружбы, согласия:

Дерево живет корнями, а человек друзьями.

Человек без друзей, что дерево без корней.

Публикации по теме:

Занятие по ознакомлению с окружающим миром для детей подготовительной группы «Путешествие по карте» Путешествие по карте (Занятие по ознакомлению сокружающим миром для детей подготовительной к школе группы) Цели: расширять знания детей.

Занятие по ознакомлению детей со свойствами дерева «К нам пришёл Буратино»Занятие по ознакомлению детей со свойствами дерева «К нам пришёл Буратино» Как – то к нам в гости пришёл Буратино и рассказал как, папа Карло сделал его из полена. Наши малыши заинтересовались, что такое полено.

Занятие по ознакомлению детей с видами транспортных средств «Разные виды транспорта» Задачи: Образовательная: познакомить детей с видами транспортных средств и с терминами «наземный», «водный», «воздушный», «общественный»,.

Особенности овладения эмоционально-оценочной лексикой детьми дошкольного возраста Статья :Особенности овладения эмоционально-оценочной лексикой детьми дошкольного возраста Телкова Д. Т. Оценки необходимы человеку для.

Занятие по ознакомлению детей с былинами «Богатырь земли русской Илья Муромец» Цель: • Познакомить с былиной как с одним из фольклорных жанров; • Формировать представление о героическом прошлом русского народа, русских.

Занятие по ознакомлению детей со свойствами воды «Какая ты, водичка?» в младшей группе Цели- продолжать знакомить детей со свойствами воды (текучесть, прозрачность и т. д.); - развивать навыки проведения опытов; - развивать.

Занятие по ознакомлению с окружающим миром для детей 2–3 лет «Мяч» Конспект непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению детей с окружающим миром. Тема: «Мяч» Цель: Совершенствование элементарных.

Занятие по ознакомлению с окружающим миром «Воробей» для детей младшей группы Занятие по ознакомлению с окружающим миром «Воробей» конспект занятия для детей младшей группы (3–4 года) Цель: Формировать у детей ответственное,.

Занятие по ознакомлению детей с творчеством художника-иллюстратора Ю. А. ВаснецоваЗанятие по ознакомлению детей с творчеством художника-иллюстратора Ю. А. Васнецова Творческое наследие знаменитого русского, советского художника Ю. А. Васнецова велико и разнообразно. Но именно детская книга принесла.

Занятие по ознакомлению детей с видами редких животных «Знакомство с Красной книгой»Занятие по ознакомлению детей с видами редких животных «Знакомство с Красной книгой» Цель: познакомить детей с Красной Книгой животных РФ, с видами редких (исчезающих) животных; с понятиями «среда обитания», «пищевая цепь»,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Занятие по ознакомлению детей с фразеологической лексикой
Опубликовано: 3 апреля 2018 в 16:07
+42Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД