Лучший педагог года

Знакомство детей 5–7 лет с народным декоративно-прикладным искусством «Холмогорская резьба по кости»

Марина Гурьева
Знакомство детей 5–7 лет с народным декоративно-прикладным искусством «Холмогорская резьба по кости»

Детский сад №20 «Рябинушка

МБОУ «Ломоносовская средняя школа» имени М. В. Ломоносова

Образовательный проект

«Знакомство детей 5-7 лет с народным декоративно-прикладным искусством :

Холмогорской резьбой по кости»

Автор: Гурьева Марина Викторовна,

воспитатель высшей квалификационной категории

детского сада №20 «Рябинушка.

с. Ломоносово, 2019

Тип проекта: информационно-творческий.

Вид проекта: фронтальный.

Срок реализации: долгосрочный (декабрь-март 2019г.)

Публикация «Знакомство детей 5–7 лет с народным декоративно-прикладным искусством „Холмогорская резьба по кости“» размещена в разделах

Участники проекта: родители, дети 5-7 лет, воспитатель группы, музейные работники, мастера-косторезы, преподаватели художественного училища резьбы по кости.

Проблема: низкий уровень знаний детей о виде народного декоративно-прикладного искусства : Холмогорской резьбе по кости.

Актуальность проекта: Сегодня гораздо чаще товары художественных промыслов мы приобретаем не для утилитарных целей, а ради красоты, которую несут в себе эти изделия творческого ручного труда. Они не позволяют душе и сердцу человека превратиться в камень. Народное декоративно-прикладное искусство не только оказывает благотворное влияние на личность ребенка, но и рассказывает об истории народа и его традициях. Именно поэтому, очень важно сохранить, преумножить и передать их будущим поколениям. Знакомство с местным мастерством народных умельцев позволит нашим детям почувствовать себя частью народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями. Село Ломоносово - значительный экономический и культурный объект Холмогорского района. В настоящее время является всемирно известным центром художественной резьбы по кости. Однако, побеседовав с детьми старшего дошкольного возраста, мы выяснили, что знания детей о косторезном промысле поверхностны. Работа по изучению данного творчества в ДОУ практически не ведётся.

Цель проекта: формирование элементарных знаний у детей о народном декоративно-прикладном искусстве : Холмогорской резьбе по кости (о видах резьбы, различных приёмах изображения орнаментов и их элементах).

Задачи:

Образовательные:

-знакомить детей с историей возникновения Холмогорской резьбы;

-знакомить детей с основными видам и элементами Холмогорской резьбы;

-учить выполнять декоративные узоры на плоскости нетрадиционными техниками рисования.

Развивающие:

-развивать познавательную активность детей, мышление, творческую самостоятельность и воображение, умение анализировать;

-развивать чувство цвета, ритма, композиционные умения.

Воспитательные:

-воспитывать у детей духовно-нравственные качества: любовь к культурным традициям своего народа, чувство гордости за свою малую Родину, уважение и восхищение к творчеству народных мастеров-косторезов.

Формы и методы работы: беседы, экскурсии, нод, творческая деятельность, выставки детских работ.

Ожидаемые результаты:

- повышение уровня знаний детей о народном декоративно-прикладном искусстве : Холмогорской резьбе по кости.

Этапы реализации проекта. I. Подготовительный этап.

1. Составление проекта.

2. Определение основных направлений проекта.

3. Разработка плана реализации проекта: - подбор методической, художественной литературы, иллюстративного, практического материала по теме проекта.

4. Проведение консультации для родителей «Влияние народного декоративно-прикладного искусства на развитие личности ребёнка».

5. Разработка конспектов бесед, занятий, экскурсий, дидактических игр.

6. Выявление уровня знаний детей о народном декоративно-прикладном искусстве : Холмогорской резьбе по кости.

7. Оформление книжного уголка о творчестве известных мастеров-косторезов.

Роль родителей в реализации проекта:

-беседы с детьми о местном народном промысле;

-рассматривание иллюстраций;

-подбор иллюстраций, информации для оформления альбома «Холмогорская резьба по кости»;

-помощь в изготовлении атрибутов для занятий, в проведении экскурсий, в создании мини-музея «Чудо работы мастеров-косторезов».

II. Основной этап.

Проект реализуется через интеграцию образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие и познавательное развитие.

План реализации проекта.

Название мероприятия:

1. Беседа об основных достопримечательностях села Ломоносова (презентация). Цель:Формирование у детей знаний о жизнедеятельности села, его значимости в истории России.

Сроки: Декабрь

2. НОД «Знакомство детей 5-7 лет с Холмогорской резьбой по кости» (Приложение №1) Цель:Приобщить детей к культуре родного края (Декабрь)

3. Рассматривание иллюстраций косторезных изделий, чтение литературы об известных мастерах-косторезах Холмогорской резьбы по кости.

Цель:Продолжать развивать интерес к местному народному творчеству, к профессии мастера резьбы по кости. (Декабрь)

4. Экскурсия в «Профессиональное училище № 27 им. Н. Д. Буторина» (Приложение № 2) Цель:Познакомить детей с мастерами – педагогами, с основной деятельностью училища и его ролью в сохранении традиций холмогорской резьбы по кости. (Декабрь)

6. Экскурсия на фабрику резьбы по кости.

Цель:Продолжать знакомить с трудом мастеров – косторезов (рабочее место, основные инструменты, станки для обработки изделий). (Январь)

7. Беседа «Это что за чудо-кость.

Цель:Познакомить детей с разными видами кости животных, используемых в косторезных изделиях. (Январь)

8. Беседа о видах и особенностях Холмогорской резьбы по кости.

Цель:Рассказать детям о рельефной и скульптурной (гладкой) резьбе. (Февраль)

9. НОД по декоративному рисованию «Знакомство с ажурной Холмогорской резьбой по кости» (Приложение №3)

Цель:Познакомить с ажурной резьбой, развивать у детей чувство композиции. (Февраль)

10. НОД по декоративному рисованию «Знакомство с глазковым орнаментом» (Приложение №4)

Цель:Учить детей создавать узор по образцу, используя нетрадиционную технику: тампонирование с помощью штампа. (Февраль)

11. НОД по декоративному рисованию «Знакомство с геометрическим и растительным орнаментом» (Приложение №5)

Цель:Учить детей изображать орнаменты, используя нетрадиционную технику: тампонирование губкой по трафарету. (Февраль)

12. НОД по декоративному рисованию «Знакомство с процессом гравировки изделия» (Приложение №6)

Цель:Учить детей втирать пластилин в гравированный рисунок на пластине из кости. Расширять словарный запас: «гравировка», «пластина». (Март)

12. НОД (итоговое, коллективное) по декоративному рисованию «Чудо- шкатулка» (Приложение №7)

Цель:Закрепить полученные знания об основных элементах орнаментов и их изображение способом нетрадиционной техники. (Март)

13. Экскурсия в историко-мемориальный музей М. В. Ломоносова (Фото в приложении №8).

Цель:Продолжать развивать интерес к творчеству мастеров-косторезов. (Март)

14.1) Дидактические игры: «Достопримечательности села Ломоносова», «Составь композицию по образцу», «Обведи элемент», «Собери целое», «Продолжи орнамент».

2).Выставки детских работ (Приложение №9)

Цель:Закрепить знания об основных достопримечательностях села, об особенностях Холмогорской резьбы по кости. (Март)

III. Заключительный этап.

Продукты проектной деятельности:

1. Создание мини–музея «Чудо-работы мастеров-косторезов».

Цель: Закрепить знания и интерес к Холмогорской резьбе по кости, воспитывать уважение и гордость к труду мастеров-косторезов.

2. Создание альбома с образцами орнаментов косторезного искусства.

Цель: Закрепить знания о видах орнаментов Холмогорской резьбы, их элементах и приёмах изображения способом нетрадиционной техники.

3. Создание дидактических игр:

«Достопримечательности села Ломоносова», «Составь композицию по образцу», «Обведи элемент», «Собери целое», «Продолжи орнамент».

Результативность. В ходе проекта дети узнали о виде народного декоративно-прикладного искусства : Холмогорской резьбе по кости. Познакомились с историей возникновения данного промысла, с творчеством народных умельцев. Узнали о знаменитых мастерах Холмогорской резьбы по кости. Получили элементарные знания о видах резьбы, различных приёмах изображения орнаментов и их элементов способом нетрадиционной техники. У детей и родителей повысился интерес и внимание к культуре родного края, чувство гордости за свою малую Родину, уважение к труду и творчеству мастеров-косторезов.

Литература:

1. Буторин, Н. Д. Жизнь в любимом деле. - Архангельск: ОАО "ИПП" Правда Севера", 2011. – 120с. : ил.

2. Быстрова, Е. Холмогорская резьба по кости / Е. Быстрова // Народное творчество. - 2007. - № 3. - С. 60-65 : цв. ил.

3. Вышар Н. И., Крестовская Н. О. Северная резная кость. – «Горенски Тиск», Словения, 2003

4. Дворцы и усадьбы// Редакция ООО «Де Агостини», Россия. -2013.- №39.

5. Достояние земли поморской (к 300-летию со дня рождения М. В. Ломоносова)//Правда Севера-2011г. -спецвыпуск. -16 марта.

6. Ломоносовский фонд НОЦ. «Ломоносовский Дом»// Ломоносовский вестник. -2009.-№18.

7. Митлянская, Т. Б. Холмогорская резная кость / Т. Б. Митлянская. - Архангельск : Сев. -Зап. кн. изд-во, 1991. - 94 с.

8. Москвичёва - Беслеева, Л. И. Холмогорская резьба по кости// Наследие Холмогорской земли XVI- начла XX века в музеях Архангельской области: каталог/автор-составитель Т. М. Кольцова. - М. : Сканрус, 2011.-с. 83

9. Народные художественные промыслы РСФСР. НЗО Учеб. пособие для худож. уч-щ /В. Г. Смолицкий, Д. А. Чирков, Ю. В. Максимов и др. ; Под ред. В. Г. Смолицкого. — М. : Высш. школа, 1982.—216 с., ил.

10. Некрасова, М. А. Народное искусство России. – М. "Советская Россия", 1983. – 220 с. : ил

11. Николай Буторин. Заслуженный художник России, лауреат Государственной премии им. И. Е Репина: Каталог выставки, посвященной 60-летию / Гос. русский музей. - Архангельск, 1994. - 48 : ч/б ил.

12. Уханова И. Н. Резьба по кости в России XVIII-XIX – Л. : Художник РСФСР, 1981. - 240 с.

Публикации по теме:

Дидактическая игра по ознакомлению с декоративно-прикладным искусством Беларуси «Из чего это сделано?»Дидактическая игра по ознакомлению с декоративно-прикладным искусством Беларуси «Из чего это сделано?» Педагогам-дошкольникам известно, какую неоценимое значение для развития дошкольников имеют игры. Ведь именно в игре дети лучше усваивают.

Консультация «Знакомство детей дошкольного возраста с народным декоративно-прикладным искусством» «Самым высоким видом искусства, самым талантливым, самым гениальным является народное искусство, то есть то, что запечатлено народом, сохранено,.

Консультация «Знакомство детей дошкольного возраста с народным декоративно-прикладным искусством» «Самым высоким видом искусства, самым талантливым, самым гениальным является народное искусство, то есть то, что запечатлено народом, сохранено,.

Легенды и сказки для знакомства детей с русским декоративно-прикладным искусством Русский народный костюм. Легенда «Откуда появились знаки в рисовании». (Знакомство со знаками народных орнаментов) вариант.

Ознакомление детей с народным декоративно-прикладным искусством родного края. Михайловское кружевоОзнакомление детей с народным декоративно-прикладным искусством родного края. Михайловское кружево Для подготовительной логопедической группы Цель: Через декоративное рисование формировать художественно-творческие способности детей и.

Проект по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с декоративно-прикладным искусством «Расписное чудо» Проект по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с декоративно-прикладным искусством "Расписное чудо"Паспорт проекта Тип проекта:.

Проект: «Знакомство детей с русским народным творчеством» «Знакомство детей с русским народным творчеством». Подготовила: Данилова Наталья Сергеевна Актуальность темы: «Воспитание, созданное самим.

Занятие по ознакомлению детей с декоративно-прикладным искусством в подготовительной группеЗанятие по ознакомлению детей с декоративно-прикладным искусством в подготовительной группе Цель: познакомить детей с декоративно - прикладным искусством. Задачи:- Образовательная: расширять и закреплять представления детей об.

Здоровьесберегающие технологии на занятиях декоративно-прикладным творчеством в объединении ДЮЦ «Волшебный клубок» Здоровьесберегающие технологии на занятиях декоративно – прикладным творчеством в объединении "Волшебный клубок" Проблема здоровья сейчас.

Знакомство детей с искусством В соответствии с требованиями общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» одним из целей в образовательной.

Автор публикации:
Знакомство детей 5–7 лет с народным декоративно-прикладным искусством «Холмогорская резьба по кости»
Опубликовано: 20 апреля 2019 в 17:56
+23Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 18.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД