Лучший педагог года

Проект по знакомству дошкольников с мордовской национальной культурой с использованием модели «Мордовская изба»

Азоркина Ольга
Проект по знакомству дошкольников с мордовской национальной культурой с использованием модели «Мордовская изба»

Тема: «Этнокультурное образование детей старшего дошкольного возраста в рамках проекта «Знакомство дошкольников с мордовской национальной культурой использованием модели «Мордовская изба»

Актуальность: Приобщение детей к истокам региональной культуры, развитие интереса к национальным традициям является очень актуальным вопросом современности. Формирование чувства собственного достоинства у ребенка, как представителя своего народа, невозможно без обращения к историческим корням и национальным истокам мордовского народа.

Публикация «Проект по знакомству дошкольников с мордовской национальной культурой с использованием модели „Мордовская изба“» размещена в разделах

Свою работу по этнокультурному образованию я строю исходя из разработанного мною проекта.

Участники проекта : дети 6-7 лет, воспитатели, музыкальный руководитель, родители.

Основной вопрос проекта :

«Формирование и развитие личности ребенка на национальной основе»

Проблемные вопросы:

Как жили мордва?

Как отдыхали и работали?

Как они соблюдали обычаи?

Чем украшали свой быт?

Какие праздники отмечали?

Что передавали своим детям, внукам и правнукам?

Как сохранить мордовские игры, обычаи и традиции мордовского народа?

Знакомство с :

мордовским фольклором;

мордовской литературой;

родной природой;

мордовским искусством;

мордовским народным творчеством;

мордовскими народными играми.

Гипотеза:

Если знакомить детей, начиная с дошкольного возраста, с культурой, произведениями устного народного творчества, речью, не только русского, но и мордовского народа, то это будет способствовать духовному, нравственному, патриотическому воспитанию дошкольников и в будущем они сумеют сохранить все культурные ценности нашей страны.

Цель:

Воспитание творчески развитой личности через активацию познавательной деятельности дошкольников при приобщении детей к мордовской национальной культуре.

Задачи:

- Пробудить интерес к истории и культуре Мордовии.

- Способствовать развитию познавательной активности, любознательности.

- Способствовать развитию у детей лучших черт характера.

- Показать детям красоту мордовского языка через устное народное творчество, выраженное в песнях, припевках, обрядах, колыбельных.

- Знакомить детей с народными традициями и включать их в детскую жизнь, т. к. в них отражена глубокая мудрость и творческий потенциал мордовского народа.

- Сформировать чувство национального достоинства.

- Оказать помощь родителям в возрождении и творческом развитии лучших традиций векового опыта воспитания детей и привлечь их к сотрудничеству по созданию в детских садах уютной домашней обстановки с предметно – развивающей средой.

Ожидаемые результаты:

- Пробуждение интереса к истории и культуре Мордовии, любви к родному краю.

- Формирование чувств национального достоинства.

- Расширение кругозора детей через модель «мордовская изба», созданного силами педагогов и родителей.

- Широкое использование всех видов фольклора.

- Объединение усилий педагогов и родителей при организации работы по приобщению к мордовской национальной культуре.

Направления работы по приобщению детей к мордовской национальной культуре :

- Создание атмосферы национального быта.

- Широкое использование фольклора (сказок, песен, частушек, пословиц, поговорок и т. п.)

- Знакомство с традиционными и обрядовыми праздниками.

- Знакомство с народным искусством.

- Знакомство с мордовскими народными играми.

- Знакомство с историей Мордовии, как родного края.

Этапы и сроки проведения проекта.

1. Организационно-подготовительный (сентябрь-октябрь)

Обоснование актуальности темы, мотивация ее выбора. Определение цели и задач проекта. Подбор литературы, пособий, атрибутов. Обсуждение с родителями детей вопросов, связанных с проведением проекта. Составление тематического планирования мероприятий. Создание модели «Мордовской избы». Наличие у участников проекта четкого представления о необходимости внесения изменений в воспитательно-образовательный процесс.

2. Аналитический (ноябрь-апрель) Деятельность в соответствии с тематическим планированием. Работа в режиме инновационной деятельности.

3. Заключительный (май) Обобщение результатов работы; анализ деятельности.

Тематическое планирование образовательной деятельности с детьми:

-История Мордовии. Развитие быта, культуры.

-Природа Мордовии : флора и фауна.

-Географическое положение, реки Мордовии.

-На основе модели «Мордовская изба» знакомство с :

Одеждой мордовского крестьянина.

Бытом и основными занятиями мордовских крестьян.

Знакомство с мордовской кухней.

Знакомство с декоративно – прикладным искусством.

Знакомство с обустройством мордовской избы, утварью,

характерными особенностями.

Праздники и развлечения:

«Покров»

«Рождество»

«Масленица»

«Пасха»

Литературная викторина по мордовским народным сказкам

Работа с родителями:

Беседа за круглым столом «Роль семьи в приобщении детей к мордовской национальной культуре».

День открытых дверей (посещение занятий и режимных моментов).

Консультации.

Результативность

1. У детей появился интерес к изучению мордовской народной культуры.

2. Сформировался необходимый минимум исторических знаний.

3. Сформировались чувства национального достоинства.

4. Пополнились знания о декоративно – прикладном искусстве Мордовии.

5. Расширились знания о традициях Мордовского народа.

6. Возросло желание детей изучать фольклор мордовского народа во время свободного досуга.

7. Повысилась заинтересованность родителей к возрождению народной культуры мордовского народа.

Вывод:

Приобщая детей к истокам национальной культуры, мы развиваем личность каждого ребенка, так как только на основе прошлого можно понять настоящее, предвидеть будущее. А народ, не передающий все самое ценное из поколения в поколение, - народ без будущего.

Публикации по теме:

Занятие по ознакомлению детей с национальной культурой «Цветные, расписные, деревянные, резные» Цель: знакомство с предметами быта русской культуры. Задачи: познакомить детей с русскими деревянными ложками, рассмотреть узоры, формы,.

Занятие в старшей группе «Знакомство с народной культурой и традициями» Задачи: -Формировать эстетическое отношение и развивать творческие возможности детей в процессе интеграции различных видов деятельности:.

Конспект НОД по ознакомлению детей средней группы с национальной культурой башкирского народа «В гости к бабушке Насиме» Цель: формировать у детей гуманное отношение к окружающему миру, любви к родной семье, родному дому, краю, городу, Родине, уважение к людям.

Конспект занятия по ознакомлению с национальной культурой «Жаворонки»Конспект занятия по ознакомлению с национальной культурой «Жаворонки» Цель: Приобщение детей к истокам народной культуры. Задачи: Образовательные задачи: Продолжать приобщать детей к культурным наследиям русского.

Знакомство с русской народной культурой. МасленницаЗнакомство с русской народной культурой. Масленница Образовательные задачи: • Познакомить детей с народными традициями • Дать знания о русском народном празднике Масленица • Знакомить детей.

Образовательный проект по хореографии для дошкольников «Коми земля — танец души моей!» Знакомство детей с коми культурой. Область интеграции: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно – эстетическое развитие, речевое развитие,.

Проект «Коррекционно-развивающая программа для детей и подростков с ОВЗ по ознакомлению с русской национальной культурой» Проект «Коррекционно-развивающая программа для детей и подростков с ОВЗ по ознакомлению с основами русской национальной культуры в процессе.

Сообщение из опыта «Социализация дошкольников в условиях введения ФГОС до посредством приобщения с национальной культурой» Я Окутина Елена Ивановна – воспитатель муниципальной бюджетной дошкольной образовательной организации «Детский сад № 4», представляю вашему.

Знакомство дошкольников с русской народной культурой посредством изготовления куколки-оберега «Столбушка» в средней группе.Знакомство дошкольников с русской народной культурой посредством изготовления куколки-оберега «Столбушка» в средней группе. Цель: познакомить детей с историей и традициями русского народа. Задачи: продолжать формировать элементарные представления об истории Руси.

Знакомство с русским народным творчеством на примере национальной игрушки С прекрасным настроением и с позитивными эмоциями начинаем мастер-класс. Тема: Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста через.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект по знакомству дошкольников с мордовской национальной культурой с использованием модели «Мордовская изба»
Опубликовано: 17 сентября 2015 в 16:19
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...

30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД