МААМ-картинки

Знакомство старших дошкольников с Пермским звериным стилем как средство формирования нравственно-патриотического воспитания

Стрелкова Инна Николаевна
Знакомство старших дошкольников с Пермским звериным стилем как средство формирования нравственно-патриотического воспитания

Знакомство старших дошкольников с Пермским звериным стилем как средство формирования нравственно-патриотического воспитания.

Стрелкова Инна Николаевна

Педагог I квалификационной категории

МАДОУ "Центр развития ребенка " Детский сад №272"

г. Пермь

В проекте "Национальной доктрины образования в Российской Федерации" говорится о том, что "система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России". Наследование исторических и культурных ценностей в дошкольном детстве - это и есть самый верный способ нравственно-патриотического развития дошкольников, воспитания у них чувства любви к Отечеству.

Публикация «Знакомство старших дошкольников с Пермским звериным стилем как средство формирования нравственно-патриотического воспитания» размещена в разделах

Родной край, любимый город, милые сердцу названия поселков и речушек мы узнаём с детства. Мы живем с этими знаниями, с любовью к своей «Малой Родине», гордимся и бережём то историческое и культурное наследие, которое оставили нам наши предки. Работая в детском саду, у педагога есть возможность передать свою любовь и знания истории родного края детям.

Обращение к проблеме формирования любви к родному краю у старших дошкольников с учетом содержания, специфики региональной культуры, актуализирует задачу отбора материала. Одним из таких материалов в Пермском крае является памятник культуры – мелкая металлопластика Пермского звериного стиля.

Именно этот региональный компонент в дошкольном образовании помогает маленькому пермяку ощутить и осознать свою принадлежность к «Малой Родине». В личностном становлении ребенка значительная роль принадлежит искусству, которое организует духовный мир человека, определяет систему моральных, нравственных и эстетических ценностей.

В своей работе по приобщению старших дошкольников к истории и художественной культуре Пермского края я использую цикл совместной деятельности «Пермский звериный стиль».

Пермский звериный стиль – самобытное историческое и художественное явление, коллекция которого находится в Пермском краеведческом музее. Музей имеет особое значение для формирования ценностных ориентаций личности ребенка. Там хранится духовный опыт человечества, то, что выше любой конкуренции для формирования у дошкольников нравственно-патриотических чувств. В залах музея ребенок может рассмотреть и даже прикоснуться к историческим и культурным ценностям. Но посещению экспозиции предшествует большая предварительная работа на совместной деятельности с детьми по ознакомлению с окружающим миром, коммуникации, рисованию. Организация такой деятельности происходит непосредственно в группе. Двенадцать НОД рассчитаны на два месяца.

Тема: «Пермский звериный стиль»

Цель: приобщать детей старшего дошкольного возраста к региональным художественным ценностям.

Задачи: дать общее представление о Пермском зверином стиле, как виде древнего изобразительного искусства III-XII в. н. э. и значении его в жизни древних народов Прикамья; формировать представления детей о назначении и сюжетах художественной металлопластики (пронизки и бляхи) Пермского звериного стиля; способствовать формированию основ художественной и визуальной культуры; обогащать опыт познавательной деятельности, направленной на развитие патриотических чувств.

Методы и формы работы :

1. Совместная деятельность по ознакомлению с окружающим : «Животный мир Прикамья, его значение в жизни древнего человека». Задачи: уточнить знания детей об особенностях характеров и повадок животных населяющих леса Пермского края, расширить знания детей о зависимости древних народов края от природы и животного мира.

2. Совместная деятельность по коммуникации: «Сказки и легенды о лесных зверях». Задачи: вызвать у детей интерес к фольклору родного края.

3. Рисование: «Элементы древних узоров».

Задачи: - учить детей изображать элементы узоров, встречающиеся на предметах древней металлопластики.

4. Совместная деятельность по ознакомлению с окружающим : «Ена и Омоль»

Беседа о духовной культуре народов, населявших древнее Прикамье. Задачи: знакомить детей с духовной культурой населения древнего Прикамья, с представлениями древнего человека об окружающем мире.

5. Реализация образовательной области «Коммуникация» : «Мы сочиняем сказки о фантастических животных». Задачи: развивать речь детей, творческие способности и фантазию.

6. Чтение коми-пермяцких народных сказок.

Задачи: - вызвать у детей интерес к народному словесному творчеству коренного населения Прикамья.

7. Выставка фотографий, иллюстраций и иллюстрированной литературы о Пермском зверином стиле, собранная и организованная совместно с родителями детей группы. Задачи: обогатить знания детей о древнем искусстве с помощью зрительного ряда и совместную деятельность детей и родителей поиском материалов выставки.

8. Экскурсия в Пермский краеведческий музей. Задачи: закрепить и углубить знания детей о Пермском зверином стиле, как виде изобразительного искусства и культовом наследии древних пермяков, формировать основы музейной культуры, развивать музейную коммуникацию, ценностное отношение к музейным предметам и музею в целом, способствовать формированию у детей чувства гордости за свой край, свою историю и культуру.

9. Рисование: «Легенда о волке».

Задачи: - учить детей рисовать фантастическое животное, изображения которого встречаются в Пермском зверином стиле.

10. Лепка барельефа: «Орёл-Орлеориус». Задачи: - учить детей лепить плоскостное изображение птицы, украшать элементами узоров Пермского звериного стиля.

11. Рисование: «Духи всех стихий». Задачи: учить детей передавать в рисунке характерные особенности духов (Войпель- дух северного ветра, Шонди- дух солнечного света, Йома- злая лесная колдунья, Вёрса- дух леса и др.)

12. Выставка детских рисунков «Путешествие по сказкам и легендам древнего Прикамья». Задачи: развивать эмоционально-эстетические, творческие, сенсорные и познавательные способности детей.

В результате данной работы дети проявляют стойкий интерес к истории и культуре Пермского края, знают легенды и сказки народов древнего Прикамья, узнают и эмоционально откликаются на прочитанные ранее произведения. Дети знают названия и сюжеты предметов древнего искусства, проявляют бережное отношение к музейным сокровищам, проявляют желание поделиться своими знаниями с родными и близкими. Наш Пермский край богат самобытными памятниками культуры и искусства, на основе которых можно продолжать формировать патриотические чувства, любовь к своей «Малой Родине», воспитывать уважение и гордость к своему краю, к своей Отчизне.

Литература:

1. " Национальная доктрина образования в Российской Федерации"

Правительство РФ, Постановление от 04.10.2000г. №751, г. Москва

2. "Страницы истории земли Пермской”

Под редакцией А. М. Белавина “Книжный мир” 1996г. Г. Пермь

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Дидактическая игра как средство экологического воспитания старших дошкольников Тема: «Дидактические игры как средство экологического воспитания старших дошкольников». В наши дни, когда мир находится на грани экологической.

Дидактические игры как средство патриотического воспитания дошкольников Сегодня страна переживает сложный этап своего развития. За последнее время вследствие продолжительных кризисных явлений в социально-экономической,.

Фольклор как средство патриотического воспитания дошкольников Фольклор как средство патриотического воспитания дошкольников Левина Н. М., Пихтерева Т. А., Федорова О. В. Муниципальное бюджетное дошкольное.

Фольклор как средство патриотического воспитания дошкольников в ДОУ СЛАЙД 2 Дмитрий Ушинский считал, что система воспитания порождается историей народа, его материальной и духовной культурой. Благодатный.

Изучение малой Родины как одно из направлений нравственно-патриотического воспитания дошкольников (из опыта работы) Слайд 1 Тема моего выступления: «ИЗУЧЕНИЕ МАЛОЙ РОДИНЫ КАК ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ», ИЗ.

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников Содержание нравственного воспитания дошкольников включает следующие смысловые блоки: - воспитание гуманности как качества личности; - воспитание.

Обобщение опыта «Народная культура как средство формирования нравственно патриотических чувств у дошкольников»Обобщение опыта «Народная культура как средство формирования нравственно патриотических чувств у дошкольников» Обобщение опыта работы по теме «Народная культура как средство формирования нравственно патриотических чувств дошкольников» Егоровой Светланы.

Декоративно-прикладное искусство как средство нравственно-патриотического воспитания старших дошкольников (консультация) Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 31 «Малышок» КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ НА.

Занимательный материал как средство формирования элементарных математический представлений у старших дошкольников Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 127 г. Липецка Педагогический проект Тема: «Занимательный материал как.

Устное народное творчество как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников Информация для родителей. Тема: «Устное народное творчество, как средство нравственно- патриотического воспитания дошкольников». Быть патриотом.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Знакомство старших дошкольников с Пермским звериным стилем как средство формирования нравственно-патриотического воспитания
Опубликовано: 21 июня 2017 в 13:34
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД