«Знатоки природы». Конспект интегрированного занятия в старшей группе

Гульнара Тахауова
«Знатоки природы». Конспект интегрированного занятия в старшей группе

Цель: Уточнить и расширить представления детей о снеге; помочь детям понять, почему при изменении температуры снег изменяет свои свойства; вызвать радость от открытий, полеченных из опытов; учить детей анализировать, делать выводы; развивать мышление, интерес к зимним явлениям неживой природы; учить грамотно формировать свой ответ.

Закрепить знания о свойствах твердых и жидких предметов, используя метод маленьких человечков (ТРИЗ). Воспитывать эстетическое отношение к природе.

Словарная работа: Снег, снежинка, искристый, серебристый, хрустящий, легкая, ажурная, резная, метель, вьюга, иней.

Материал: Баночка со снегом, медальоны с фигурками человечков (изображающие агрегатное состояние жидкости) на каждого ребенка, рисунки – эскизы снежинок, карточки – изображение различных состояний воды: водопад, река, лужа, лед, снегопад, туча, дождь, пар, снежинка, капля; рисунок – схема «Почему идет снег».

Предварительная работа: Наблюдение на прогулках, рассматривание снежинок, игры со снегом, опыты, чтение стихов «Снег», Н. Бромлей, потешки о зиме, прослушивание музыкальных произведений П. И. Чайковского.

Индивидуальная работа: Активировать малоактивных детей: Вику, Эвелину, Эльвину. Учить быть внимательными.

Как по небу севера

Плыла лебедь серая,

Плыла лебедь сытая.

Вниз кидала, сыпала

На поле – озерушки

Белый пух, да перышки.

(снеговое облако).

Ход занятия: Эмоциональный настрой детей.

Звучит легкая мелодия Слушая эту мелодию, какую картину вы себе представили?

Мягкий он, а не подушка

Белый он, а не пушок,

Он холодный, как лягушка,

А согреешь – ручеек.

(снег).

Покружилась звездочка

В воздухе немножко,

Села и растаяла

На моей ладошке

(Снежинка).

Беседа: «Что такое снег?» (схема – рисунок).

Почему идет снег? Из всех земных водоемов испаряется вода, пар поднимается высоко в небо, охлаждается, преобразуется в маленькие ледяные кристаллы, которые соединяются друг с другом, образуя шестигранные снежинки; снег выпадает и из темных снеговых туч.

Он пушистый, серебристый,

Но рукой его не тронь,

Станет капелькою чистой,

Как поймаешь, на ладонь.

(снег).

Какой бывает снег? Снег бывает: белый, холодный, пушистый, искристый, сверкающий, серебристый, хрустящий, мягкий и т. д. Снег тек же похож на ковер, одеяло, шапку и т. д.

Из чего состоит снег? Снег состоит из снежинок. Какая снежинка? Снежинка: легкая, воздушная, ажурная, прозрачная, резная, красивая, белая и т. д. Что умеют делать снежинки? Снежинки умеют летать, кружиться, падать, таять. А когда много падает снега с неба, это называется снегопад. Когда снежинки кружатся, ветер их несет, это называется вьюга, метель. По форме, на что похожи снежинки? По форме все снежинки похожи на шестигранные звездочки, но одинаковых снежинок не бывает. А кто знает, что такое метель? Метель – это снежная буря. Сильный ветер поднимает вверх отдельные похожие на крупу снежинки. Иногда метель бывает такой сильной, что ничего не видно вокруг. Что такое иней? Иней бывает, когда температура воздуха опускается ниже точки замерзания. В мороз на траве или земле образуются кристаллики льда. Иногда иней бывает такой белый, что его можно принять за снег. В сильный мороз на окнах что образуется? В сильный мороз на окнах часто образуется красивые узоры. Эти узоры разные: Одни похожи на листья папоротника, их иногда называют «Сад Деда Мороза», другие похожи на лесную сказку.

Стихотворение «о Морозе» А. Бродский расскажет Алина М.

Невидимкой осторожно

Он является ко мне,

И рисует как художник,

Он узоры на окне.

Это – клен, а это ива,

Вот и пальма предо мной.

Как рисует он красиво

Белой краскою одной!

Я гляжу – не оторваться;

Веток линии нежны!

А художник – рад стараться.

Даже кисти не нужны.

(Рассматривание рисунки – эскизы). Давайте рассмотрим, какие бывают снежинки. Каждая из них по – своему красива, но у всех шесть концов (граней, они очень похожи на звездочки. (предлагаю детям решить логическую задачу). Однажды девочка Леночка долго любовалась снежинками по дороге в детский сад. Она решила порадовать и детей с воспитателем – поймала снежинки на рукавичку и принесла в группу. Но вместо снежинок на рукавичке оказалась капелька воды. Где же снежинка? (ответы детей). (Стихотворение читает Вика).

Пирожок

И. Даринский

У меня в руках снежок, -

Я слепила пирожок.

Чтоб пирог испекся мой,

Принесла его домой,

И пирог в духовку,

Положила ловко.

На минутку отвернулась –

Не пойму я, что случилось?

Не найду пирог нигде,

Лишь вода в сковороде.

Кто, ребята догадался,

Пирожок куда девался?

Дидактическая игра «Где снежинки?»

Я занесла снег в банке. Давайте посмотрим на наш снег в банке – он тоже тает, только медленнее, чем одна снежинка, а когда он весь растает, что случиться с нашими веселыми человечками? Они опустят ручки, поставят их на пояс, и превратятся в сильных человечков, т. к. в баночке у нас будет вода. Давайте, и мы с вами сейчас изобразим баночку со снегом (у детей медальоны). Сначала делаем круг, баночки из стекла твердая, внутри снег твердый, крепко держимся за руки, но вот мы внесли баночку в группу. У нас тепло, снег тает, и в баночке остается вода, (переворачивают медальоны – на них изображение «жидких» человечков). Давайте представим, что мы вынесли нашу баночку на мороз, на улицу. Что случится с водой? (Превратится в лед).

Переворачивают свои медальоны – опять у всех «твердые» человечки сверху.

Какой лед? Расскажите мне о нем (холодный, прозрачный и т. д.). А где еще можно получит лед, если на улице тепло? (в холодильнике).

Беседа «Пришла зима – снег и радость принесла» Дети идут хороводом вокруг разложенных по кругу карточек. На карточках изображены различные состояния воды: водопад, река, лужа, лед, снегопад, туча, дождь, пар, снежинка, капля и т. д.

Во время движения по кругу произносятся следующие слова:

Вот и лето наступило.

Солнце ярче засветило.

Стало жарче припекать.

Где снежинку нам искать?

С последним словом все останавливаются. Те перед кем располагается нужная картинка должны их поднять и объяснить свой выбор. Движение продолжается со словами:

Наконец пришла зима:

Стужа, вьюга, холода.

Выходите погулять.

Где снежинку нам искать?

Вновь выбирают нужные картинки и объясняют свой выбор. Усложнение: лежат четыре обруча с изображением четырех времен года. Дети должны разнести свои карточки по обручам, объяснив свой выбор. Некоторые карточки могут соответствовать нескольким временам года. Вывод делается из ответов на вопрос: - В какое время года вода в природе может находиться в твердом состоянии (зима, ранняя весна, поздняя осень).

Игры в снежинки без снега. Из листьев белой бумаги делаются снежинки. Дети делятся на две команды, и играют в снежинки бумажными комочками.

ИЗО творчество «Рисунок из ваты».

- Почему мы любим зиму?

- Как выглядит земля зимой? Каким станет лес?

- Расскажите о зимнем убранстве города?

- В какие мы игры играем зимой?

- О чем сегодня беседовали? Чем занимались? Что понравилось?

Отмечаю детей, которые были активны, внимательны, усидчивы.

Итог. Анализ.

Публикации по теме:

Экспериментальная деятельность «Снег и его свойства»Экспериментальная деятельность «Снег и его свойства» Цели: -Уточнить и расширить представление детей о снеге; Помочь детям понять, отчего при изменении температуры снег меняет свои свойства.

Экспериментальная деятельность в детском саду «Хрустальная льдинка»Экспериментальная деятельность в детском саду «Хрустальная льдинка» Тема: "Мини проект "Задачи: 1. Формировать представление о снеге и его свойствах. 2. Учить детей анализировать, делать выводы в процессе.

Библиотека изображений:
  • Времена года и погода
  • Осень
  • Весна
Автор публикации:
«Знатоки природы». Конспект интегрированного занятия в старшей группе
Опубликовано: 10 февраля 2014 в 19:28
+3
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Конспект занятия по рисованию во второй младшей группе на тему «Спит в берлоге Мишка...
Цель: Учить детей рисовать красками несложный зимний сюжет. Задачи: 1. Упражнять в рисовании красками и кистью, 2. Закрепить умение правильно...
Проект «Безопасность в современном мире». Фотоотчет.
В начале ноября наш методист объявила о начале работы в саду по проекту "Безопасность в современном мире". Но каждой группе нужно было взять более узкую...
Мастер-класс для родителей и воспитанников младшей группы по тестопластике
Мастер-класс"Развитие творческих способностей воспитанников младшего дошкольного возраста с использованием приемов тестопластики" Автор воспитатель...
Проект нравственно — патриотический на основе взаимодействия с семьёй воспитанницы....
Берегите, люди, ветеранов! Их осталось мало среди нас. Защитите, залечите раны. В. Кайль Автор проекта: Жиляева Даша, её мама Жиляева Оксана...
Фотоотчет Детско-взрослый проект «Мамочка моя» ко Дню Матери.
Отражение государственного праздника «День матери» в работе с детьми дошкольного возраста. В настоящее время необходимо воспитывать у ребенка любовь к...