Золотая ярмарка! Музыкальный праздник для детей средней и подготовительной группы.

Елена Рухляда
Золотая ярмарка! Музыкальный праздник для детей средней и подготовительной группы.

Программные задачи.

1. Приобщать детей к истокам русской народной культуры:

- знакомить с окружающим миром, народным словом, народными обычаями, обрядами, крестьянским бытом;

- знакомить детей с различными жанрами устного народного творчества: песнями, потешками, прибаутками, хороводными народными играми;

- обогащать духовный мир детей, развивать патриотизм, уважение к прошлому своего народа.

2. Формировать творческие способности детей:

- с помощью интонации передавать веселый характер, песен, потешек, музыкальных произведений;

- совершенствовать навыки детей в плавной речи, в чувстве ритма, в согласованных действиях.

3. Воспитывать интерес и уважение к народным

традициям и народной культуре через произведения

малых фольклорных жанров.

Предварительная работа

1. Включение прибауток, потешек, считалок, пословиц, игр в повседневную жизнь детей, в физические занятия, в занятия по развитию речи и изодеятелъности.

2. Знакомство с особенностями русского народного костюма, с историей полотенца.

3. Разучивание песен:

- «Где был Иванушка»

- «Ярмарка»

- «Неваляшки»

«Ой, какое платье у Алены» «Во деревне то было в Ольховке»

- «Вот дали»

- «Ой, тари, тари».

Ярмарка начинается со звона колоколов «Колокольные звоны».

Появляются Хозяюшка и Скоморох.

Хозяюшка. Ой вы, красны девицы и добры молодцы! Слушайте и глядите, да не говорите, что слыхом не слыхивали и видом не видывали! Приглашаем всех на ярмарку веселую! Собираются сюда гости желанные: плясуны и игрецы, кукольники, певцы, скоморохи. И начнется на ярмарке веселое представление с играми-потехами, с хороводами и песнями, с шутками и прибаутками! Ждем всех до единого на нашей веселой ярмарке!

Хозяюшка. К нам на ярмарку собирается приехать много народу. Вот добры молодцы и красны девицы из деревни Верховье.

Хозяюшка громко кричит:

Эй, лихие молодцы, девицы пригожие! Выходи скорей на круг Себя показать да других посмотреть!

Скоморох. Расступись, честной народ, Деревня Низовье идет! Много знаем мы потех, Будет шутка, будет смех!

Участники из деревень «Верховье» и «Низовье» выбегают к Хозяюшке и Скомороху. Деревни встают напротив друг друга. Дети соревнуются в игре на шумовых инструментах (трещотки, деревянные ложки, дудочки) под любую русскую народную мелодию.

Хозяюшка. Молодцы, ребята! Стоило спорить, и те, и другие прекрасно играют на народных инструментах.

Скоморох. Пора праздник начинать, Будем петь и танцевать.

Выходит мальчик (Иванушка) с корзиной. К Иванушке подбегают девочки.

Золотая ярмарка! Музыкальный праздник для детей средней и подготовительной группы.

Девочки. Где был Иванушка?

Иванушка. На ярмарке. (Показывает корзину с покупками). Девочки. На ярмарке. (Заглядывают в корзину).

S Девочки ведут хоровод «Где был Иванушка?» под русскую народную песню в обработке Иорданского.

Песню инсценируют: Иванушка, 6 девочек, 2 мальчика. Иванушка одет а русский костюм, на голове картуз, на ногах лапти. В руках у него игрушки: уточка, курочка, барашек, коровка. Он стоит в центре зала, справа и слева от него по три девочки. Девочки держат в руках деревянные ложки. У мальчиков в руках игрушечные гармошки. Они стоят в полукруге крайними.

Скоморох. Веселил нас много раз

Русский танец, перепляс.

Сколько удали, задора,

Сколько радости во взоре.

А лихая русская пляска

Это ль не чудо, это ль не сказка.

Исполняется кадриль «Самоварчики».

Хозяюшка. Мир вам гости долгожданные,

Что явились в добрый час.

Встречу теплую, желанную

Мы готовили для вас!

- Как полагается по русскому обычаю, отведайте хлеба с солью (обходит всех гостей).

Посмотрите, ребята, какое красивое полотенце. Значение полотенец в жизни славян было огромное. Полотенце сопровождало человека от рождения до кончины. Раньше словом «полотенце» называли только длинные (около трех метров) полотнища ткани. Они были белого цвета с вышитыми узорами на концах. В старину полотенце было главное украшение в дом. Все в избе покрывалось полотенцами, так как полотенце несет охранное значение. Существует очень много видов и названий полотенец. Так, например, полотенце, которое называли «маховик» предназначалось для украшения мебели и различных предметов в доме.

- «Полка» - для покрытия полок.

- «Подножник» - под ноженьки кладут на свадьбу.

- «Постинник» - украшает стены.

- «Крючковое» - всегда на крючке, всегда под рукой.

- «Блинник» - для выноса блинов на масленицу.

- «Дарье, дарное» - подарок на именины, крестины.

Полотенце могло быть частью праздничного костюма (головной убор, пояс). Полотенце было необходимо при проведении праздников, обрядов (крестильное полотенце, свадебное). Так, во время многочисленных русских праздников полотенцами украшали лошадей, сани, дарили баянисту.

В наше время сохранился обряд с полотенцем для встречи гостей или на праздниках. Это обряд «Хлеб - Соль».

Хлеб означает - Земля - Матушка, Соль - Солнце, а Полотенце - дорога жизни.

Вбегает Петрушка.

- Мое почтенье, добры молодцы, красны девицы! Вот и я, привет мои друзья!

Хозяюшка. Здравствуй, Петрушка-хозяин ярмарки! Гляди-ка, сколько детей на ярмарку собралось, время и ярмарку открывать!

Петрушка. Здравствуйте, ребятишки, здравствуйте, парнишки, славные девчушки, быстроглазые вострушки! Я пришел вас с праздником поздравить. Все садитесь, кто на пенек, а кто на лавку, да не делайте давку. Представление начинается, ярмарка открывается!

Исполняется песня «Ярмарка».

Скоморох. Открывай скорей базар, Везут сказочный товар. Разливайте квас и мед Веселись, честной народ!

Под русскую народную мелодию «Коробейники» входят коробейники с товарами (в лотках фрукты, игрушки, гребешки, платочки, ленты, бусы, деревянные ложки и посуда, калачи да баранки, сапоги, лапти, валенки, обходят зал и становятся большим полукругом лицом к гостям.

Петрушка. Тары-бары, растабары, есть хорошие товары.

Не товар а сущий клад, разбирайте нарасхват!

1-й коробейник. Яблочки садовые,

Яблочки медовые,

Груши, ананас-

Набирайте про запас!

2-й коробейник. В этой маленькой корзинке

Ленты, кружева, ботинки,

Поясочки и тесьма

Будет рада голытьба!

3-й коробейник. Кому игрушки,

Барабаны, погремушки?

4-й коробейник. Калачи да бублички,

Крендели да бублички!

Хозяюшка. А бублички с маком?

Коробейник. А как же, с маком.

Хозяюшка. Ой, а у меня, как раз, на этот случай и игра припасена, которая называется «Маки». Давайте, ребята, сыграем в нее.

Проводится игра «Маки».

5-й коробейник. Подходите, господа!

Вся обувка хоть куда!

Лапоточки, сапоги,

На любой размер ноги!

6-й коробейник. Платки, гребешки,

Расписные петушки.

Небольшой расход,

Подходи, честной народ!

7-й коробейник. Налетай на наш товар!

А вот плошка!

Блюда чаши и ковши-

Возьми ложку,

Что угодно для души!

Хлебай понемножку!

5-й коробейник. У вас сыночек маленький?

Купите сыну валенки!

Наденьте на ножки,

Пустите по дорожке!

Будет ваш сынок ходить,

Новы валенки носить!

Исполняется танец «Валенки».

6-й коробейник. Есть ниточки, есть иголочки.

Подходите, покупайте,

Девицы, заколочки!

7-й коробейник. Нынче праздник во дворце,

Гости бьют в ладошки,

Начинается концерт-

Выступают ложки!

Чоки-чок! Чоки-чок!

Эх чечетка, гопачок!

Даже у матрешки

Сами пляшут ножки!

Купи ложки! Споют тебе матрешки!

Выходят матрешки, читают стихи.

1 -я матрешка. Ох, ноги мои,

Что мне делать с вами?

Для хороших гостей

Пляшите вы сами!

2-я матрешка. Ох, топну ногой,

Да притопну другой,

Сколько я ни топочу,

Все равно плясать хочу!

Скоморох. Очень много говорите,

Вы нам лучше попляшите!

Матрешки поют и пляшут. Исполняется песня «Неваляшки».

Скоморох. Ай да молодцы у нас матрешки! Как звонко поют!

Хозяюшка. А вот посмотрите, ребята.

Перед вашим взором

Вся покрытая узором

Не кафтан и не папаха,

А простая русская рубаха!

Раньше, на Руси, самой главной одеждой была рубаха. Ее носили старики и молодые, мальчики и девочки, богатые и бедные. Рубаха нужна была и крестьянину и царю. По умению изготовить рубаху судили о мастерице. Мужская рубаха называлась - косоворотка.

Рубаха, как считали наши предки, хранила в себе силу здоровья своего владельца, поэтому, чтобы она не потерялась, создавали «границу», «порог» - расшивали подол, рукава, горловину узорами и не доверяли одежду стирать или надевать другому человеку.

Собственную рубаху никогда не продавали: считалось, что заодно продашь и свое счастье. Не потому ли так ценились в народе люди, готовые отдать нуждающему последнюю рубашку? Это была главная, а порой и единственная одежда.

Рубаху подвязывали поясами. На Руси пояс был самой нужной деталью костюма. В старину его называли «кушак» или «опоясок». Ведь на Руси никогда не ходили распояской, и первой «одежкой», которую получал новорожденный, был именно пояс: считалось, что он оберегает от бед. Известны самые разные опояски: тканные, вязанные, плетеные. Широкие - для верхней одежды и поуже - для горничной (домашней, праздничные и повседневные. А еще узорные пояса ткали с пышными махрами на концах.

Обращается к мальчикам.

-Ой, добры молодцы! А что же это вы все распоясанные? Где же это вы все свои пояса порастеряли?

Скоморох. На игрищах наших игр разных тьма! В играх рот не разевай, Ловкость, смелость проявляй! - А давайте, добры молодцы, сыграем с вами в игру «Пояса».

Дети по команде разбегаются по всему залу, собирают пояса, быстро завязывают их поверх рубашек и встают друг с другом по цвету пояса.

«Исполняется песня «Ой, какое платье у Алены».

Скоморох. А какая ярмарка без шуток - прибауток!

Исполняется русская народная прибаутка «Вот дали!».

Скоморох. Весельчаки слово сказать хотят смешное, всех позабавить.

Исполняется инсценировка «Уля и Филя». Действующие лица Уля и Филя.

У. Здорово, Филя!

Ф. Здорово, Уля!

У. Что, мать гостинцев принесла?

Ф. Мать прислала лепешек-оладушек.

У. А где же они?

Ф. Я их под лавку положил.

У. Экий ты, Филя, чудак.

Ф. А ты бы, Уля, как?

У. Я бы их в печку положила, ты пришел и поел.

(Звучит музыка, дети расходятся по кругу и сходятся опять вместе.)

У. Здорово, Филя!

Ф. Здорово, Уля!

У. Что, мать гостинцев прислала?

Ф. Мать прислала сарафан.

У. А где же он?

Ф. Я его в печку положил.

У. Экий ты, Филя, чудак!

Ф. А ты бы, Уля, как?

У. Я бы его повесила.

(Звучит музыка, дети расходятся по кругу и сходятся опять вместе.)

У. Здорово, Филя!

Ф. Здорово, Уля!

У. Что, мать гостинцев прислала?

Ф. Мать прислала барана.

У. А где же он?

Ф. Я его повесил.

У. Экий ты, Филя, чудак!

Ф. А ты бы, Уля, как?

У. Я бы его в хлев завела, водой напоила, сена дала.

(Звучит музыка, дети расходятся по кругу и сходятся опять вместе.)

У. Здорово, Филя!

Ф. Здорово, Уля!

У. Что, мать гостинцев прислала?

Ф. Мать прислала сестренку Настьюшку. У. А где ж она?

Ф. Я ее в хлев завел, водой напоил, сена дал. У. Экий ты, Филя, чудак!

Ф. А ты бы, Уля, как?

У. Я бы ее на стул посадила да чаем напоила!

(Звучит музыка, дети расходятся по кругу и сходятся опять вместе.)

У. Здорово, Филя!

Ф. Здорово, Уля!

У. Что, мать гостинцев прислала?

Ф. Мать прислала свинью.

У. А где ж она?

Ф. Я ее за стол посадил, чаем напоил.

У. Ах ты, Филя, простофиля!

Петрушка. Все вы говорите не в толк, давайте веселую песню споем!

Хозяюшка и Скоморох (вместе). Ой, народ! Ой, народ!

Становись в хоровод.

Надо праздник продолжать.

Будем петь и танцевать!

Инсценируется песня «Ай, тари, тари, тари». Девочка Маша сидит в центре зала на стульчике.

1 куплет. Выбегает мальчик и кладет ей на колени бусы.

2 куплет. С другой стороны выбегает девочка и кладет ей на колени серьги.

3 куплет. Выбегают с двух сторон двое детей и ставят перед ней на пол

красивые сапожки.

4 куплет. Выбегают двое детей и кладут ей на колени деревянные ложки.

5 куплет. Выбегают с двух сторон двое детей и кладут ей за спину на стульчик две подушки.

Хозяюшка. Машенька, нарядись,

Всем ребятам покажись.

Машенька, попляши,

Твои ножки хороши!

Маша надевает бусы, серьги, сапожки и поворачивается в разные стороны, показывая всем свои подарки. Все хлопают. Маша пляшет.

Хозяюшка. А теперь пусть дети попляшут, а Маша им подыграет на своих красивых ложках.

А теперь, приглашаем всех кататься на качелях-каруселях. Закрутили, завертели колесо у карусели. Весело, весело, всем нам ехать весело!

Организуется игра «Карусель («Заря-заряница»)»

Скоморох держит шест с прикрепленными на колесе лентами. Каждый играющий берется за ленту. Один из участников - водящий, он стоит вне круга. Дети идут по кругу и запевают песню:

1. Заря-зяряница,

Красная девица,

По полю ходила,

Ключи обронила.

2. Ключи золотые,

Ленты расписные.

Раз, два, не воронь,

А беги, как огонь!

С последними словами игрового припева водящий дотрагивается до кого- нибудь из игроков, тот бросает ленту, они вдвоем бегут в разные стороны и обегают круг. Кто первым схватил оставленную ленту, тот победил, а неудачник становится водящим. Игра повторяется. (Р. М. Науменко «Фольклорный праздник»).

Вносится ширма. Звучат позывные «В гостях у сказки». Появляется Петрушка.

Петрушка. Эй, ребята, подходите!

Да глаза свои протрите!

За ваше внимание и ласку

Покажу я вам сказку.

Я, Петрушка - кукольник. Пришел людей поведать и себя показать, Купить бубликов вязку и рассказать сказку! Не один пришел целый театр привел, Раз, два, три - на ширму смотри!

Поводится театрализация кукольной сценки «Фома и Ерема».

Фома и Ерема (вместе). Здравствуйте, честной народ!

Мы пришли к вам оба:

(Показывают на себя, затем друг на друга).

Фома да Ерема.

(Кланяются и теряют колпаки)

Вместе. Низко поклонились,

Колпаки свалились. (Скоморох одевает им колпаки).

Фома. Колпак одеваем –

Ерема. Снова начинаем.

Вместе. Здравствуйте, честной народ!

Мы пришли к вам оба:

Фома да Ерема.

Фома. Людей посмотреть.

(Садиться на край ширмы).

Ерема. Себя показать.

(Садиться на ширму).

Вместе. Да небылицы вам рассказать.

(Смотрят друг на друга, шутливо подталкивают друг друга).

Фома. Подвинься.

Ерема. Нет, ты подвинься.

Фома. Подвинься

Ерема. Нет, ты подвинься,

Фома вредный,

Голос медный,

Сам с кувшин,

Голова с аршин! (Смеется).

Фома. Шутку любишь над Фомой -

Так люби и над собой.

Ерему поднимали -

Животы надорвали.

(Отворачиваются друг от друга)

(Толкает Ерему локтем) Начинай.

Ерема. Нет, ты начинай.

Фома с Еремой по очереди рассказывают потешки.

Как у нашего Данилы,

Разыгралася скотина:

Овцы - в донцы,

Тараканы - в барабаны,

Утки - в дудки,

Сверчки - в смычки,

Комары - в котлы.

Козел пляшет,

Ножкой машет.

Журавли пошли плясать,

Долги ноги выставлять.

Бух, бух, бух, бух,

Захватило, братцы, дух!

Вместе достают и показывают бубен.

Фома. Я буду играть.

Ерема. Нет, я буду играть.

Эх, Фома!

Фома. Эх, Ерема!

Вместе. Сидел бы ты дома!

Фома. Ерема играет!

Ерема. Фома подпевает!

Звучит мелодия «Как ходил — Гулял Ванюша» (фрагмент).

Ерема имитирует игру на плоскостной балалайке. Фома приплясывает и

приговаривает.

Фома. Ух, ух, ух, ух,

Попляши Фома за двух!

Оба кланяются и прячутся за ширму.

Скоморох. Хорошо Ерема играет,

Играет, народ зазывает.

Берет в руки детские плоскостные балалайки.

Трень-брень, струночки,

Трень-брень, звонкие.

Раздает мальчикам балалайки, они садятся на свои места.

Хозяюшка. Платочки шелковые -

Алые, голубые, лиловые.

Девочки подбегают, выбирают платочки и строятся в ряд перед мальчиками (у противоположной стены).

Хозяюшка. Кто с платочком пляшет

Да на балалайке играет,

Тому скучно не бывает!

Исполняется пляска с балалайками и платочками под мелодию «Как ходил- гулял Ванюша». (Обработка И. Арсеева).

Хозяюшка. Чтоб гулянье провести,

Вложили много мы труда.

Но без ребят и без гостей

Мы не собрались никогда б!

Скоморох. Мы смеялись, веселились,

Хохотали от души.

А сейчас вручим подарки!

Ах, подарки хороши!

Коробейники выходят с подарками и вручают их гостям.

Исполняется хоровод «Заплетайся плетень».

Хозяюшка. У меня есть угощенье знатное:

Прянички-коврижки медовые,

Конфеты-петушки леденцовые.

Обходит и угощает всех ребят.

Скоморох. Получили леденец?

Тут и ярмарки конец!

Хозяюшка. А какая же ярмарка без угощения, без пирогов русских.

Хозяюшка и Скоморох (вместе). Чай горячий на столе,

Пышки и варенье.

Приглашаем вас отведать

Наше угощенье!

Публикации по теме:

Перспективный план по ознакомлению старших дошкольников с родным краем. Ознакомление с родным краем. СентябрьДень города. День освобождения Брянщины. Закреплять знание детьми истории боевой славы родного города,.

Приобщение дошкольников к традициям русской культурыПриобщение дошкольников к традициям русской культуры Приобщение детей-дошкольников к традициям русской народной культуры способствует становлению человека, который впоследствии станет порядочным.

Библиотека изображений:
  • Осень
  • Обитатели водоемов
  • Русские народные сказки
Автор публикации:
Золотая ярмарка! Музыкальный праздник для детей средней и подготовительной группы.
Опубликовано: 14 сентября 2012 в 21:38
+19
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 22.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
«В гостях у Деда Мороза». Фото отчёт.
Терем Деда Мороза «Центр Управления Волшебством» располагается в самом центре загородной резиденции «Вотчина Деда Мороза». Его можно увидеть издалека и...
Зимний декор группы. Фотоотчет.
Поздняя осень своим грязным унылым одеянием, частыми дождями наводит скуку, депрессию, а зима, едва вступив в свои права, накрывает безжизненную землю легким...
Мастер-класс из CD — дисков «Игольница»
Дорогие коллеги! Представляю Вам мастер-класс по изготовлению поделки из CD – диска «Игольница». С приходом инновационных технологий в каждом доме,...
Акция «Творим вместе с детьми»
Я рисую, я могу, Я и маму научу! Только мама захоти, Только папа помоги! Вместе мы творить начнем, Перепачкаем весь дом. Ну и ладно, ну и пусть....
Коллективная работа детей первой младшей группы «Волшебная ёлочка»
В преддверии новогодних праздников, я со своими малышами решила сделать коллективную работу "Волшебная ёлочка" из элементов ладошек. Цель: 1....