МААМ-картинки

Зрительное восприятие и его свойства

Клименко Елена
Зрительное восприятие и его свойства

Зрительное восприятие и его свойства

Восприятие это психический процесс отражения предметов или явлений действительности, непосредственно воздействующих на органы чувств, в совокупности их свойств и качеств, в результате чего в сознании возникает целостный образ объекта. Поскольку воздействующие на человека объекты обладают комплексом свойств, в процессе восприятия участвуют ощущения различных модальностей.

Публикация «Зрительное восприятие и его свойства» размещена в разделах

В процессе восприятия обычно принимают участие несколько анализаторов, во время выполнения различных видов деятельности тот или иной анализатор становится ведущим. Соответственно этому определяется присущий тому или иному человеку тип восприятия. В норме у большинства людей формируется зрительный тип восприятия.

Виды восприятия в зависимости от преобладающей роли того или иного анализатора в отражательной деятельности: можно говорить о зрительном, слуховом и осязательном восприятии.

Восприятие различается по видам также и в зависимости от воспринимаемого объекта. Говорят о восприятии пространства, времени, движений предмета,

речи, музыки, восприятии человека человеком, величины, объема и удаленности, формы предметов.

Зрительное восприятие и его свойства

Зрительное восприятие –очень сложный, многоуровневый, системный процесс, выполняющий отражательную и регулятивную функции в поведении человека. Многомерная иерархия этого системного образования включает ощущения, в той или иной мере некоторые процессы внимания, памяти, мышления, а иногда эмоциональные и другие компоненты. Акт восприятия связан с обнаружением объекта, выделением и различием его признаков: яркости, контраста между светлыми и темными частями, цвета, контуры, формы, размера, местоположения в пространстве, ориентации, его отдельных деталей и т. д. На основе комплекса признаков, их мысленного анализа и синтеза формируется зрительный образ, который сличается с образом-эталоном, сформированным в предыдущем опыте и хранящимся в памяти. Сличение может быть сукцессивным, состоящим в последовательном переборе и сравнении признаков формирующегося образа и эталона, либо симультанным одномоментное сопоставление образа и эталона. В результате сличения осуществляется категоризация –отнесение образа, соответствующему воспринимаемому объекту, к определенной категории (растения, животные и т. д.)

Зрительное восприятие предметов и явлений окружающего мира осуществляется в результате работы зрительного анализатора. В процессе зрительного восприятия мы узнаем о форме, величине, цвете предметов, их пространственном расположении и степени их удаленности. В образах, возникающих в процессе восприятия отражаются многочисленные свойства и качества материи, движущейся в пространстве и времени. Таким образом, зрительное восприятие отражает восемь категории признаков: форму, величину, направление, удаление, телесность, покой и движение, цвет. Такую богатую информацию мы получаем с помощью различных функции зрения: острота зрения, цветоразличение, поле зрения, характер зрения и глазодвигательные функции. Снижение любой из основных функций неизбежно влечет за собой нарушения как в ходе самого процесса, так и в результате зрительного восприятия.

Зрительное восприятие характеризуется целым рядом свойств. Избирательность восприятия выделение среди многообразия объектов и явлений только определенных, на которые направленно наше внимание. Свойство избирательности связанно не только со вниманием, но и с мотивацией, установками, интересами, эмоционально-волевой сферой индивида.

Такое фундаментальное свойство восприятия как предметность полностью определяется качеством отражения в нашем мозгу признаков и функцией объектов внешнего мира. Производными от этого свойства являются целостность, детальность, осмысленность восприятия.

При нормальном зрении в сознании индивида формируется целостный образ объекта. Это свойство восприятия связанно с механизмами памяти (сукцессивное или симультанное сличение образа с эталоном) и мышления (операция анализа и синтеза).

Свойство детальности (структурности) восприятия связано с мыслительной операцией конкретизации умением использовать знания общих свойств объектов в процессе восприятия одного из них.

Апперцепция –связь восприятия с прошлым опытом, влияние накопленного зрительного опыта на процесс восприятия. Это свойство реализуется в результате извлечения материала из памяти, сопоставления его с событиями текущего момента.

Уровень сформированности и объем прошлого опыта определяют свойство антиципации –опережающего отражения, которое основано на способности принимать решения об объекте с определенным пространственно-временным упреждением. Реальному восприятию объекта предшествует антиципирующее представление о нем, т. е. заранее извлекается из памяти соответствующий эталон до принятия решения об образе подготавливаются варианты возможных идентификации. Антиципация имеет несколько уровней: субсенсорный (подсознательный, перцентивный, уровень представлений, речемыслительный. Прослеживание движения объектов осуществляется на сенсомоторном уровне. Перцентивная антиципация включает процессы оперативной и долговременной памяти, синтез прошлого опыта и формирование установки на конечный результат. На уровне представлений антиципация проявляется в виде возникновения визуальных схем, панорамных образов. На речемыслительном уровне антиципация связана с обобщением и формированием гипотезы об объекте, событии. Таким образом антиципация обеспечивает неразрывную связь между ощущениями, восприятием представлениями и мышлением, т. е. является важнейшим механизмом регуляции восприятия. Она определяет преднастройку зрительного восприятия и связанных с ним психических функции, быструю ориентировку в зрительной среде, преемственность актов восприятия, континуальность (пространственно-временную “слитность”) в картине внешнего мира. При отсутствии свойства антиципации или же его плохой сформированности восприятие чрезмерно дискретно, фрагментарно. Внешний мир может выглядеть как нечто, состоящее из отдельных кадров.

Константность восприятия –способность узнавать объект независимо от изменения условий освещенности, расстояния его от глаз, ориентировки, местоположения и других переменных факторов.

Обобщенность восприятия –абстрагирование от случайных признаков, элементов, выделение существенных свойств и связей объекта и на их основе отнесение его к определенной категории. Свойство обобщенности неразрывно связанно с мыслительными операциями (анализом-синтезом, сравнением, абстрагированием, обобщением). Абстрагирование от случайных и выделение существенных признаков, функции объекта зависит от точности и полноты сенсорного отражения.

Мы объективируем зрительные образы, т. е. локализуем их в зоне действительного местонахождения вызвавшего их объекта (т. е. выносим наружу, а не в области воспринимающих нервных механизмов.

Итак, зрительное восприятие это формирование и развитие образа объекта в процессе отражения его свойств. Сенсорный образ составляют в совокупности все признаки объекта; они могут сохранятся на разных уровнях памяти, извлекаться из нее с целью идентификации воспринятого объекта. Для регуляции деятельности и поведения детей недостаточно только сенсорных данных. Очень важно выделение в них существенного и закономерного, определения их семантического значения.

При нормальном зрении восприятие тесно связанно с языком и речью. В зрительном образе гармонично сочетаются чувственные и семантические компоненты.

На основании вышеизложенного очевидно, что при нормальном зрении все свойства зрительного восприятия в большей или меньшей степени связанны с другими психическими процессами: вниманием, памятью, мышлением, речью, мотивацией, эмоциями и т. д. Уровень внимания определяет избирательность восприятия, умение ребенка выделить из окружающего нужный предмет, изображение рассмотреть его детали. Восприятие и память неразрывно взаимосвязаны, так как зрительные образы формируются, опознаются, сохраняются на разных уровнях памяти. Зависимость восприятия от мышления проявляется уже на этапе формирования образа, включающем различение и интегрирование признаков объектов. Сличение зрительных образов с хранящимися в памяти эталонами, их идентификация и категоризация –мыслительные операции. Процесс восприятия идет от элементарного анализа чувственных данных (ощущений) к формированию обобщенных представлений. Образ не является застывшим образованием, которая остается неизменной. Не только формирование зрительного образа, но и его сохранение в памяти характеризуется процессуальностью, динамичностью. Зрительный образ нельзя формировать в отрыве от других психических функции и конкретной задачи, которая ставиться перед индивидом. Связи восприятия и других психических процессов образуются в онтогенезе в течение длительного периода времени (до 15-16 лет)

Восприятие как процесс формирования и функционирования чувственного образа действительности есть сложное сочетание различных образований: функциональных, операционных и мотивационных. Именно это триединство обеспечивает качественное восприятие окружающего. Функциональные механизмы перцептивного процесса генетически обусловлены, но в процессе накопления и обобщения индивидуального опыта ребенка в ходе обучения происходит их развитие. Возникновение и совершенствование условных связей обеспечивается операционными механизмами, к которым относится различные перцептивные действия. Перцептивные действия формируются в процессе практического оперирования объектами наблюдения и поэтому не заданы самой организацией анализаторов. Операционные механизмы опосредуются сенсорными эталонами средствами осуществления перцептивных действий. Однако овладение сенсорными эталонами требует не только времени, но и определенного уровня функционального развития. Операционные механизмы оказывают положительное влияние и на способы восприятия окружающего, что в свою очередь благоприятно влияет на сохранение, а в некоторых случаях и на развитие зрительных функций. Качество отражения окружающего мира зависит от направленности селективности и напряженности перцептивных процессов. Выделенные свойства восприятия определяются мотивационной стороной. Мотивация восприятия также является фактором индивидуального развития в условиях учения.

Публикации по теме:

Цикл мероприятий для детей 5–6 лет «Восприятие цветовых сочетаний детьми с ОВЗ в рамках сенсорного воспитания» «Цикл развивающих и игровых мероприятий для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) на тему: «Восприятие цветовых сочетаний детьми.

Дидактическая игра «Волшебные шарики» — развиваем мелкую моторику и восприятие цвета в игре с гидрогелемДидактическая игра «Волшебные шарики» — развиваем мелкую моторику и восприятие цвета в игре с гидрогелем Дидактическая игра "Волшебные шарики". Развиваем мелкую моторику и восприятие цвета с гидрогелем. Очень интересный материал для игр, детям.

Дидактические игры на восприятие цветаДидактические игры на восприятие цвета Данные игры помогут детям закрепить знание цвета, умение сопоставлять цвет предметов, развивать внимание, зрительное восприятие. Игры можно.

Консультация для родителей «Восприятие мира у детей раннего возраста через сенсорное развитие»Консультация для родителей «Восприятие мира у детей раннего возраста через сенсорное развитие» Сенсорное развитие детей раннего возраста — это способ познакомить ребёнка с основными свойствами предмета. Почему лучше обучать детей.

Развитие мелкой моторики рук через сенсорное восприятие окружающей действительности детей раннего возраста Отчет по саморазвитию. «Развитие мелкой моторики рук через сенсорное восприятие окружающей действительности, детей раннего дошкольного возраста".

Развитие эмоциональной отзывчивости детей дошкольного возраста через восприятие музыки Развитие эмоциональной отзывчивости детей дошкольного возраста через восприятие музыки. Из всех видов искусства музыка обладает наибольшей.

Советы учителя-дефектолога «Коррекционно-развивающие игры на восприятие отдельных свойств предметов в работе с детьми с ОВЗ»Советы учителя-дефектолога «Коррекционно-развивающие игры на восприятие отдельных свойств предметов в работе с детьми с ОВЗ» Игры на восприятие вкуса. Задачи: дать ребёнку представление о четырёх вкусовых эталонах: кислое, сладкое, горькое, солёное. Показать,.

Восприятие музыки как средство формирования музыкально-художественной деятельности старших дошкольниковВосприятие музыки как средство формирования музыкально-художественной деятельности старших дошкольников Восприятие музыки как средство формирования музыкально - художественной деятельности старших дошкольников Актуальность проблемы эстетического.

Время и его особенности. Восприятие времени детьми разного возраста Время – очень сложный объект познания. Оно является философским понятием и рассматривается как форма существования материи, отражающая вечное.

Эстетическое восприятие пейзажной лирикиЭстетическое восприятие пейзажной лирики Детское творчество отражает окружающий мир, природу на основе непосредственного их восприятия, так и в результате знакомства с произведениями.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Зрительное восприятие и его свойства
Опубликовано: 13 апреля 2022 в 14:51
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД