- Детский сад
- Конспекты
- Разработки
- Сценарии
- Оформление
- Поделки
- Игры
- Школа
- 1-4 класс
- 5-9 класс
- 10-11 класс
- Поиск
- Поиск материала
- Поиск коллег
Сядьте дети, сядьте в круг!
В современном мире мы наблюдаем, что связи между людьми, государствами, народами становятся тесными и возникает всеобщее ощущение взаимозависимости. Как к этому новому, открывающемуся нам, интегральному миру подготовить детей остается открытым вопросом для специалистов разного уровня.
По природе отношений можно сказать, что связи между мальчиками основаны на более внутренних отношениях и направлены на объединение в группу. В то же время девочки, хотя внешне и проявляют большую предрасположенность к сотрудничеству, внутренне остаются сами по себе и объединится между собой, могут лишь в игре.
Методика интегрального воспитания за аксиому воспитания принимает безусловное исключение факта насилия в любом его проявлении. Насилию не может быть места с самого раннего возраста, и в первую очередь это достигается обучением детей состоять в обществе, ведь с трех лет и до шести дети образуют своими взаимоотношениями свое первое настоящее общество.
Дети должны уметь собираться вместе, обсуждать поступки, проверять, судить себя и принимать соответствующие решения в точности как это делают взрослые. Воспитанными людьми дети могут стать только тогда, когда будут уметь отвечать за свои поступки, хотя процесс должен выглядеть как игра, а как бы и нет.
Процесс обсуждения проступков должен быть организован в виде круга, с участием воспитателя. Вопросы, подымаемые на этом собрании внешне напоминающем «суд», должны быть такого рода как «почему произошло это событие?», «что вы, дети, думаете об этом?» и т.п. Происшествие обязательно должно быть свежо в памяти, а сам «суд» организовывается как театр, в котором проступок или другой инцидент проигрывается детьми как на сцене. Каждый должен сказать то, что думает, тем самым развивая свою точку зрения на поступки, критический подход и внимание к окружающему. Заседания «суда» можно делать совмещенным с отдыхом и выездом на природу, организовывая тем самым, своего рода «деловой туризм» для детей.
Подобной точки зрения о раннем развитии способности детей к суждениям поддерживают и такие известные психологи как Жан Пиаже и др. Они утверждают, что именно трехлетний возраст самое подходящее время для такого развития. Интегральная система воспитания в свою очередь утверждает, что ребенок должен учиться с раннего возраста, обсуждать, пересказывать события не только дома, но и в детском саду, школе и в любом другом общественном месте.
Выводы, которые дети должны делать исходя из этих собраний, не должны носить примитивный характер типа «я его ударил, а он меня толкнул», а обязаны подвести участников к одному единственно правильному решению, которое наиболее емко вмещается в знаменитой фразе «возлюби ближнего, как самого себя, а то и более чем себя», тем самым исключая развитие общества, в котором уже никто никого не чувствует и не уважает.
Владимир Шклярик
Предыдущие статьи:
Картинки
Наглядные материалы для детей дошкольного и школьного возраста