- Детский сад
- Конспекты
- Разработки
- Сценарии
- Оформление
- Поделки
- Игры
- Школа
- 1-4 класс
- 5-9 класс
- 10-11 класс
- Поиск
- Поиск материала
- Поиск коллег
Авторитет и авторитарность – есть разница!
Какая мама не хотела бы видеть своего ребенка не только веселым и здоровым, но и послушным? Какие только методы воздействия и влияния на малыша мы для этого не используем. Безусловно, любой родитель считает себя примером для подражания, непререкаемым авторитетом для крохи, но каким же путем мы добиваемся этого?!
Психологи едины в своем мнении, что нередко сами родители виноваты в потере доверия со стороны детей, в крушении их авторитета, совершая ошибки в общении с ними, в их воспитании.
Одни родители руководствуются так называемым авторитетом «доброты». Они стараются уходить от всяческих конфликтов, уступать и угождать детям. Например, если ребенок хочет игрушку или новую модную одежду, они готовы незамедлительно воспользоваться услугами различных магазинов, которые можно найти и в интернете. Покупая одежду Бомбон по доступным ценам, они и экономят свое время, и выполняют прихоть любимого ребенка одновременно. Но, как ни странно, в один прекрасный момент подросший малыш понимает, что он диктует условия взрослым, он «хозяин положения». При этом говорить о родительском авторитете уже не приходится, ребенок всего лишь пользуется их мягкостью и добротой.
Другие активно демонстрируют свои нежные чувства по отношению к малышу. Кажется, что в этом плохого? Но эти чувства всего лишь демонстрация, а не реальное проявление эмоций. Дети же – чувствительные «метеостанции», они не только ощущают ложь, но и возвращают нам подобное поведение вместо ожидаемой искренности.
Отдельную категорию составляют родители, которые добились серьезного положения в обществе. Их авторитет в глазах ребенка держится за счет того, что они занимают высокую должность, либо являются весьма обеспеченными личностями. В этих семьях нередко дети становятся высокомерными, хвастливыми. Таким образом, авторитет «родительского положения» играет в минус воспитания.
Нередко родители используют авторитет «подкупа», неосознанно внушая ребенку при этом, что все в мире строится на товарно-денежных отношениях и семья, в этом случае, не исключение.
Многие родители пользуются авторитетом «назидания». Поддерживая свой авторитет постоянными беседами, назиданиями, поучениями. Невзирая на то, что физические методы воздействия не используются, но постоянное «вот я в твои годы…» способно обесценить все общение с ребенком в целом, убить родительский авторитет.
Некоторые родители настолько не верят в своих детей, что стараются держать под контролем каждый их шаг, любое действие или желание. При этом у ребенка целенаправленно (может и неосознанно) вырабатывается безропотное подчинение воле родителей. А о последствиях такого инфантилизма во взрослой жизни догадаться не сложно.
Вероятно в каждой семье, хоть раз, но использовался авторитет подавления, который граничит с полным авторитаризмом. В случае неповиновения ребенка на него незамедлительно начинается психологическая атака, а порой даже используются методы физического насилия. При этом цель родителей - не найти причину плохого поведения отпрыска, а искоренение их последствий. Основной путь – подавление «Я» ребенка и агрессивное воздействие.
Но такие пути влияния вряд ли приведут к формированию истинного авторитета родителя.
Если ребенок уважает и признает мнение взрослого, не боясь его – то бесспорно, родитель является для него авторитетом. Если же взрослый добивается от ребенка послушания и подчинения, пользуясь своим преимуществом над ним, силой и запугиванием – в этом случае авторитет уступает место авторитарности. Но наступит момент, когда ребенок вступит в борьбу за свою автономность (самостоятельность) и, в конечном итоге, родитель утратит все и без того непрочные связи со своим повзрослевшим отпрыском.
Родители обязаны понимать и учитывать, что процесс воспитания должен основываться на взаимодействии и взаимовлиянии, сотрудничестве и взаимообогащении, бескорыстной и безапелляционной любви к своему «продолжению».
Предыдущие статьи:
Картинки
Наглядные материалы для детей дошкольного и школьного возраста