МААМ-картинки

Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ.

15 ноября 2011 в 10:25 - Татьяна Жигун

Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ.

Жигун Т.Б. Воспитатель ГДОУ ЦРР д/с №32 г. Санкт-Петербург.

Основные цели во время адаптационного периода детей.
1.Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе.
2.Формирование чувства уверенности в окружающем.
3.Обучение навыкам общения со сверстниками.

Решение этих задач происходит постепенно. Чтобы малыш с удовольствием шёл в детский сад, нужно создать о нём положительное впечатление. Уже несколько лет в нашем дошкольном учреждении внедрена программа «К здоровой семье через наш детский сад». Готовность детей к посещению детского сада обуславливаются подготовкой родителей к этому событию в помощи им проникнуться атмосферой детского учреждения.

Беременные женщины посещают специальные занятия, на которых поют народные и колыбельные песни, читают малые формы фольклора, учатся общаться с малышом. Следующий этап - мамы приходят с грудничками на занятия и игры в наш детский сад. Занимаются с психологом и музыкальным руководителем. С мамами и папами дети узнают пространство детского сада, музыкального и физкультурного залов, а затем и свои будущие группы. Всё это позволяет малышам ещё до поступления в ясли привыкнуть к новым пространствам, начать обучаться навыкам общения с взрослыми и сверстниками. А главное, что рядом мама, которая в любой момент поможет, а если нужно, защитит.Я имею возможность бывать на таких занятиях, и присутствовать во время игр с психологом.

Наблюдая за будущими воспитанниками, за их взаимоотношениями с родителями, я могу сделать определённые выводы, продумать педагогические подходы, методы и приёмы для каждого ребёнка в период адаптации.
Следующим этапом становится приглашение в группу родителей и детей, на наше первое, личное знакомство. Дети, попадая в знакомую групповую комнату, с уверенностью начинают манипулировать различными игрушками. Я по очереди знакомлюсь с малышом и родителями, поддерживаю игру ребёнка, предлагаю новые атрибуты или новое игровое действие. Затем предлагаю общую адаптационную игру. Например, мне очень нравятся игры: «Змейка», «Собери шары». Эти игры обычно вызывают у детей большой эмоциональный подъём и неподдельную радость. Затем снова немного самостоятельных игр, а я продолжаю знакомство с малышами и родителями. Далее провожу подвижную или хороводную игру. Затем все вместе идём знакомиться со спальней и туалетной комнатой. Многие малыши с интересом забираются на кроватки, играют с мягкими игрушками, которые я заранее разложила. Предлагаю положить игрушку спать и вместе спеть колыбельную песню. Не меньшим интересом пользуется и туалетная комната. Заглядываем в раздевалку, рассматриваем «домики для одежды», картинки на шкафчиках и многие сразу выбирают себе шкафчик с понравившейся картинкой.После экскурсии малыши с мамами рассматривают фотоальбомы детей, которые сейчас посещают сад. Рассматривают фотографии с режимными моментами, наши праздники. Обращая внимание малышей, что в саду весело и интересно. Все наши детки улыбаются и никто не плачет. Рассказываю о том, что дети приходят в сад с мамами, раздеваются, оставляя вещи в своём шкафчике, прощаются с мамой и идут играть в группу. Мама обязательно приходит и забирает домой. И вот первое знакомство состоялось, появились первые итого, первые симпатии, вопросы и проблемы. К этому мы возвращаемся на нашем первом родительском собрании, которое я провожу в мае месяце, то есть до того, как дети пришли в группу.

Я считаю, что это одно из самых важных родительских собраний, так как оно помогает убедить родителей в своей профессиональности, путём предоставления материалов по проблеме адаптации, и рассказ о том, как мы с ними вместе будем помогать малышу в этот тяжёлый для него период. Родители очень переживают, как ребёнок адаптируется к саду, как ему помочь в этом, какие требования у воспитателей, что и как должен уметь ребёнок, что необходимо приобрести для него в детский сад, как и во что лучше одеть. Это далеко не полный перечень тем, затрагиваемых на родительском собрании.
Я даю информацию родителям о реализации программы воспитания и обучения в детском саду. Рассказываю об особенностях физического и психического развития детей раннего возраста, о целях и задачах на учебный год, об оздоровительной программе, реализуемой в нашем детском саду.Важно объяснить родителям, что они первые воспитатели своих детей и несут за них ответственность, а дошкольное учреждение готово предоставить им всестороннюю помощь.

Ещё важно объяснить родителям, что мы работаем, опираясь на индивидуальность каждого ребёнка. Поэтому дать точный ответ об окончании и успешности адаптации очень сложно. Это зависит от многих факторов: психологический настрой малыша и его родителей, терпение, коммуникативных способностей ребёнка, его физических и психических особенностей.

Чтобы лучше учесть все факторы, я применяю несколько методов:
  • Анкетирование
  • Индивидуальные беседы
  • Памятки для родителей
  • Информации для родителей
  • Гибкий график посещения дошкольного учреждения детьми (материалы прилагаются)

Анкетирование позволяет выявить интересы малыша, узнать чем и как его можно отвлечь, развлечь, пристрастия в еде, каким ласковым именем его называют дома, как любит засыпать. Всё это помогает быстрее подобрать правильные методы помощи адаптации малыша к детскому саду. Индивидуальная беседа позволяет узнать о малыше то, что не включено в анкету. Умениями малыша, которыми мама гордиться, или наоборот исправить какой-то недостаток. Это готовая тема для следующих индивидуальных бесед с родителями. Мне важно знать, какие требования предъявляются к ребёнку в семье, его любимые занятия и игрушки, как и чем его можно отвлечь. Наказывают ли дома ребёнка, и как. Также необходимы сведения о составе семьи и ближайших родственниках, часто контактирующих с ребёнком. Ведь это может стать темой разговора с малышом в повседневной жизни, при рассматривании фотоальбома.

Чтобы не осложнять адаптационный период, у малыша должен быть чёткий режим дня, максимально приближенный к режиму детского сада. Я рассказываю и раздаю режим дня ясельной группы, настоятельно рекомендуя придерживаться режима дня, разработанный медиками и педагогами с учётом всех возрастных особенностей.

Самая важная часть - это знакомство родителей с разработанным совместно с психологом с гибким графиком приёма детей в группу в период адаптации. Главная цель - индивидуально-личностный подход к каждому ребёнку во время адаптации. В день в группу принимается три новых ребёнка через каждые полчаса. Через каждые три дня поступает ещё три новых ребёнка. В течение получаса легко удержать внимание одного ребёнка. Я предлагаю интересные именно ему игры и игрушки, исходя из сведений, которые почерпнула, анализируя анкеты родителей и из итогов индивидуальных бесед. Малыш в первый день может зайти в группу с мамой, но потом мама говорит спокойным и ласковым тоном фразу, которую ещё много раз будет повторять в Процессе адаптации: «Я тебя очень люблю! когда ты немного поиграешь здесь, я обязательно приду и заберу тебя домой». И уходит не оборачиваясь.

Главная задача педагога - увлечь и заинтересовать ребёнка, возбудить желание придти в группу снова. Педагогу надо вложить в этот период все свои актёрские, творческие, организаторские способности. А также уверенность в себе, свою коммуникабельность и доброжелательность.
Через пол часа приходит следующий малыш, а уходящему я помогаю зафиксировать в сознании, что мама как обещала, пришла за ним, а он очень весело и интересно поиграл. Обязательно говорю фразу «Приходи завтра, мне понравилось играть с тобой, я тебя буду ждать!». Объясняю родителям, что в первые два дня, ребёнок находится в группе полчаса, чтобы не перегружать его психику обилием новых впечатлений. Строго по истечении «своего» времени мама забирает малыша домой. Третий день ребёнок проводит в группе от полутора до двух часов. Далее длительность пребывания малыша в группе корректируется индивидуально, в зависимости от его психоэмоционального состояния (график посещения группы прилагается).

В любом случае родители не должны кричать и сердится, угрожать, что они совсем не заберут из детского сада, если он будет плакать.

Отдельно стоит отметить, что некоторым мама я рекомендую кормить ребёнка завтраком дом, а далее день идёт по режиму. У некоторых детей, достаточно длительное время я корректирую приход и уход домой, это связано с особенностями ребёнка или с тяжёлой степенью адаптации, а также предлагаем дома маме с ребёнком выбрать игрушку с которой он завтра придёт в группу. Игрушка, в этот момент является «кусочком своего дома» с ней не так страшно и более безопасно. Игрушку можно прижать к себе, поиграть, показать взрослому и детям. А для меня это ещё одна ниточка, которая поможет расположить к себе ребёнка. Найдя нужные слова для любования игрушкой и показ игровых действий с ней, а также это просто тема для беседы.Предлагаю родителям вместе с детьми приходить на прогулку группы весной и летом, наблюдать, как малыши гуляют и играют в детском саду, заметить, как им весело и интересно; что они одни и без мамы, а с воспитателем. Хорошо если ребёнок будет свидетелем ухода детей с мамами домой. Также рекомендую родителям с малышами, чей график немного сдвинут, также приходить на прогулку. Так проще познакомится с детьми и воспитателями.

Немаловажно подготовить родителей к тому, что ребёнок в период адаптации очень подвержен к заболеваниям ОРВИ. Этому способствует увеличение контактов с новой микрофлорой, но и напряжённое психоэмоциональное состояние детей. Ведь разлука с близкими и смена обстановки для малыша - стресс. Врачи рекомендуют перед поступлением в ясли провести десятидневный курс витаминотерапии, а также настойку элеутерококка (1 капля на год жизни) 1 раз утром ежедневно в течении месяца. Исключаются чрезмерно возбудимые дети. Если ребёнок часто болеет, то адаптация может отечь затянуться. Ведь малыш, просидев несколько дней дома, отвыкает от сада. И даже адаптировавшись, может начать снова испытывать дискомфорт и напряжённое психоэмоциональное состояние. Если такое происходит, то я предпочитаю начинать в первые дни ,после болезни ребёнка, проводить всю адаптационную работу заново, соответственно сократить пребывание ребёнка в детском саду. Увидев положительные тенденции, малыша можно снова ввести в нормальный режим группы. Когда ребёнок начинает спокойно заходить в группу, нормализуется аппетит - это верный показатель того, что ребёнка можно оставлять на дневной сон. Но за несколько дней я «знакомлю» малыша с кроваткой, показываю, как спят другие дети, как я их укладываю спать. При укладывании я широко использую колыбельные песни или включаю тихую музыку. «Твоя кроватка очень ждёт тебя и скучает!» - говорю я ребёнку; предлагаю уложить поспать свою игрушку или куклу. А потом узнать у неё, как ей понравилось. К беседе подключаю других детей, которые уже остаются спать в детском саду. И обязательно предупреждаю о том, что надо сказать ребёнку: «Сегодня ты будешь отдыхать в детском саду». Я не случайно употребила слово «отдыхать», так как знаю, что слово «спать» очень пугает многих детей. А слова «отдыхать», «полежать», «познакомиться с кроваткой», воспринимаются малышами обычно более спокойно.

Первые дни рекомендую родителям забирать малыша, как он только проснулся или сразу после тихого часа. Никогда не обманывать ребёнка, обещая забрать после обеда, и оставить спать.


Мне хочется поделиться опытом создания эмоционально благоприятной атмосферы в группе.

Прежде всего, это моя эмоциональность, улыбчивость, доброта и весёлое настроение, способность увлечённо играть. Кроме этого существует много приёмов и методов, чтобы помочь малышу затормозить отрицательные эмоции.

У меня в группе есть центр игр с песком и водой. Эти игры увлекают малыша и помогают успокоиться.
На открытых полках стоят наборы игрушек из разных материалов: рыбки, уточки, лодки и т.п., разнообразные ёмкости, воронка, сито, ложки, губки. Дети могут переливать воду, проливать через сито или воронку. Вылавливать рыбок удочкой или сачком. А также просто делать куличики.Большой выбор резиновых игрушек - пищалок, позволяет не только развлечь малыша, но и развивать мелкую моторику, звукоподражание.Есть в группе ещё одна любимая игрушка «Змейка» (колечки пластмассовые, разного цвета и размера, собранные на длинный шнур). Сначала детки ходят за «Змейкой», а затем она рассыпается, а малыши с интересом нанизывают обратно на шнур раскатившиеся кольца. Ещё одна игра «Шарики рассыпались!», а также прокатывание шариков через трубу и в воротики. Ещё одна игра «Кубик на кубик», много в этот период использую рамок и вкладышей с изображением животных («Звери разбежались»), и с изображением овощей («фрукты рассыпались»). Такие игры с монотонными движениями успокаивают малыша, а также доставляют радость и формируют умение играть рядом, а также строит дружеские отношения между детьми.

Обязательно использую заводные игрушки; народные игрушки (пирамидки, матрёшки и т.п.), народные игрушки - забавы. Очень помогают и игрушки би - ба - бо, особенно когда ребёнок тяжело идёт на контакт с взрослым ребёнок может с большим энтузиазмом исполнить просьбу игрушки. Вступить с ней в диалог. Малыши любят наблюдать, как «пляшет заяц», «смеётся клоун» и т.п.Хорошо рисовать вместе с детьми фломастерами, красками, ставить печатки разного цвета и размера, это не только помогает малышу успокоиться и отвлечься, но и создаёт предпосылки к занятиям по развитию сенсорной культуры.

В моей группе есть спортивный уголок, а так же качели и качалки, которые не только развивают вестибулярный аппарат, но и успокоить нервную систему. Сам спортивный уголок в период адаптации играет роль уголка «тишины». Спортивный уголок накрывается большой занавеской, что позволяет малышам уединиться, спрятаться от внешнего мира; посидеть на мягком валике, или подушечке со своей игрушкой. Всегда детей очень веселит, когда я отодвигаю часть занавески, и говорю: «Кто в теремочке живёт?», «КУ-КУ!», «А где малыши?», «А где котятки?» (дети отвечают как котята и т.п.).

В группе есть семейные альбомы, которые малыши с интересом рассматривают. Альбомы в течение года пополняются фотографиями, заданной тематики: «Я гуляю», «Моя семья», «Я и моё домашнее животное», «наши праздники».

Нельзя обойти вниманием подвижные игры, которые помогают малышам развеселиться и начать осваиватьосновные виды движения.
Занятия в период адаптации я не провожу. Вся работа строиться по четырём направлениям:
1.Игровое взаимодействие.
2.Развиваем движения.
3.Формируем эмоциональную отзывчивость.
4.Играем и строим.

Я очень люблю заниматься с детьми пальчиковыми играми и пальчиковой зарядкой. Главная цель всех игр наладить доверительные отношения, развеселить малыша и вызвать желание приходить в детский сад и играть. Пальчиковая игра замечательна по своей сути, она развивает мелкую моторику, а значит и развивает речь, знакомит с окружающим, развивает звукоподражание, тренирует память и умение соотносить движения с текстом. Поэтому пальчиковые и ритмические игры со словами я провожу каждый день.

Также в период адаптации каждый день я провожу игры на звукоподражание, силу голоса, обыгрывание игрушек для лучшего ознакомления малыша с находящимися в группе игрушками. Игрушки выкладываю постепенно, чтобы не было перенасыщенности среды, которая также вредит малышу, как и скудность.Ну и конечно, каждодневно читаю и рассказываю русские народные потешки, прибаутки, шутки, сказки, ладушки. Они вовлекают детей в свой ритм, переключая их на дружное топанье ногами и хлопанье в ладоши; объединяют детей, задают положительный настрой, даже стеснительные дети идут на контакт.
Наличие магнитофона позволяет слушать с малышами спокойную музыку; весёлые детские песни; «Звуки природы», а иногда популярные мелодии. Слушание музыки тоже позволяет малышу расслабиться, успокоить нервную систему, а также развеселиться и потанцевать. Если я начинаю танцевать, дети замирают, даже те, кто громко плакал, а потом многие присоединяются к танцу, через две-три минуты большая часть малышей радостно улыбается и готовы играть в более спокойные игры.

В группе, конечно, есть и «зелёный уголок». Зелёная гамма растений благоприятно влияет на эмоциональное состояние человека, как и наличие большого аквариума в группе. Малыши с интересом рассматривают рыбок, наблюдают за их жизнью, очень радуются, когда находят рыбку, которая спряталась в водорослях.

Не маловажную роль в создании эмоционально положительной обстановке является наличие кукольного уголка. Создавая игровые ситуации, я могу проанализировать уровни развития детей уже в начале учебного года, наметить себе первоочередные цели и задачи. На период адаптации цель использования кукольного уголка очевидна - возбудить желание совершать игровые действия с атрибутами. В уголке куклы одеты в одежду четырёх основных цветов, посуда подобрана с учётом цвета и трёх размеров; также наличие баночек и бутылочек, разнообразного цвета, размера и формы позволяет малышу развивать мелкую моторику и обогатить сенсорный опыт. В уголке большой выбор атрибутов для ряжения.

 Те же цели и задачи выполняет строительный уголок. Наличие строительного материала разного цвета, размера и формы, позволяет расширить и обогатить игровой опыт ребёнка. Размер уголков я варьирую в зависимости от того, сколько в группе девочек и мальчиков; или в зависимости от предпочтений детьми той или иной зоны игры.

Раньше рекомендовалось детей из группы никуда не выводить до завершения адаптации. Но я обнаружила, что через две- три недели очень даже хорошо предоставить малышам смену обстановки, оказалось, что достаточно интересным и комфортным в эмоциональном плане оказался физкультурный зал. В нём много больших и маленьких мячей, сухой бассейн, качели, мягкие модули ит.д. причем в этом новом месте многие с большим энтузиазмом идут на контакт, чем в группе.

Через неделю после первого посещения физкультурного зала, мы первый раз идём на музыкальное занятие. Звучание рояля пение песен музыкальным руководителем, музыкально-ритмические игры очень заинтересовывают малышей. Конечно, ведь очень редко кто из них мог увидеть и услышать такое! А когда в ручки попадают разнообразные музыкальные инструменты - радости нет предела, да и шуму тоже! Слёзы пропадают без следа!

Ну и не маловажны разговоры с малышом в этот период. Говорить мне приходится много, ведь человечку, переступившему первый раз порог детского сада, многое непонятно. Поэтому все свои действия и указания педагог должен объяснить ребёнку. Малыш должен привыкнуть не только к обстановке, но и к новым требованиям. А чтобы это происходило быстрее и легче, на мой взгляд, ребёнок должен понимать, почему так, а не иначе нужно сделать, «сейчас пойдём мыть ручки, потому что мы будем кушать».Адаптация - это не только процесс привыкания ребёнка к дошкольному учреждению на первых парах, но и выработка умений и навыков в повседневной жизни. Поэтому необходима такая организация жизни ребёнка в дошкольном учреждении, которая привела бы к наиболее безболезненному приспособлению к новым условиям, позволила бы формировать положительное отношение к детскому саду, навыки общения со сверстниками и взрослыми.
Предыдущие статьи:

Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД