Лучший педагог года

Использование коррекционных упражнений на физкультурных занятиях.

19 ноября 2011 в 14:32 - Анжелика Гудкова

Использование коррекционных упражнений на физкультурных занятиях.

 Гудкова А.П., руководитель физического воспитания ГДОУ-детский сад № 32, г. Санкт-Петербург

На протяжении ряда лет многие специалисты изучали проблему подготовки детей к обучению в школе и роли физической культуры в этом процессе. Как педагогов, так и медицинских работников волнует ухудшение здоровья детей при переходе к систематическому обучению. Вся жизнедеятельность ребёнка в дошкольном учреждении должна быть направлена на сохранение и укрепление здоровья. Развитие детей и улучшение их здоровья в процессе обучения в дошкольных образовательных учреждениях, особенно в логопедических и оздоровительных группах, - одна из актуальных задач современной педагогики.


Исследования показывают, что современные дети отличаются низким уровнем ловкости и быстроты, а также низкой степенью сформированностью двигательных навыков, низкой моторной обучаемостью. Эти особенности часто выражены у детей с нарушением речи и сопряжены с недостаточным развитием восприятия, внимания и памяти. В человеческой деятельности практически нет областей, где не употреблялась бы речь. Она нужна везде хотя бы на этапе обучения. А поскольку всем детям надо учиться, то от качества речи ребёнка зависит его обучение. Использование различных коррекционных упражнений в разных видах физкультурных занятий (в том числе интегрированные) помогают детям преодолевать речевое нарушение — это является своеобразным дополнением в работе по коррекции речи. Коррекционные упражнения направлены на развитие речевого и физиологического дыхания, развитие ручной моторики, быстроты реакции, координации движений, внимания, памяти, восприятия, формирования представления об окружающем мире, координации деятельности слухового и зрительного анализаторов. Вследствие всех выше названных факторов коррекционные упражнения способствуют развитию речи, что особенно ценно для детей с общим недоразвитием речи и фонетико-фонематическим недоразвитием речи.


К коррекционным упражнениям относятся:

  • Упражнения на развитие дыхания. Они помогают выработке правильного диафрагмального дыхания, увеличивают продолжительность и силу выдоха. В упражнения включается материал произносимый на выдохе: например, вдохнуть и на выдохе произнести звука А-А-А-А или слоги Да-Да это способствует чёткой дикции.

  • Упражнения на мелкую моторику, которые развивают координацию движения пальцев и согласованные движения руки и речи. Например: пальчиковая гимнастика.

  • Упражнения на развитие общих движений. На занятиях используются упражнения под музыку, танцевальные движения. Эти упражнения вырабатывают умения владеть своим телом, укрепляют мышцы, развивают чувства ритма.

  • Подвижные игры с речевым сопровождением. Эти игры позволяют детям с речевыми нарушениями преодолевать трудности в координации слова и движения, развивают внимание и память. Также игры с речевым сопровождением помогают детям автоматизировать звуки в тексте.

  • Психогимнастические упражнения.

  • Дидактические игры на занятиях. Эти игры направлены на закрепление материала об окружающем мире; на развитие фонематического слуха, развитие фонематических представлений, развитие грамматического строя, закрепление счета (количественного, порядкового, обратного).

  • Упражнения по методике «Расскажи стихи руками». Эти упражнения способствуют развитию произвольного внимания, крупной и мелкой моторики, координации движений, воображения, образности мышления. В стихах содержится много глагольных форм, что очень полезно для детей с общим недоразвитием речи. У которых образование глагольных форм вызывает определённые трудности.

  • Упражнения на развитие фонематического слуха. Например: педагог предлагает детям залезть на гимнастическую лестницу или щит, взять из ведёрка картинку, назвать её и определить заданный звук. Если в слове заданный звук есть, ребёнок кладёт картинку в определённое место. Или в заключительной части занятия педагог предлагает детям взять красный и зелёный кружок. Если в слове заданный звук есть, дети должны поднять зелёный кружок, если нет — красный.

  • Игры с мячом:

    1. Игры с мячом отвлекаю внимание ребёнка от речевого дефекта и побуждают его к общению.
    2. Развивают общую мелкую моторику, ориентировку в пространстве.
    3. Помогают проводить работу над развитием просодических компонентов речи.
    4. Регулирую силы и точность движений.
    5. Само движение мяча активизирует непроизвольное внимание, а то, что он может быть брошен любому из детей, формирует произвольное внимание.
    6. Игры с мячом развивают и нормализуют эмоционально-волевую сферу, что особенно важно для гипервозбудимых детей.
    7. Развивают глазомер, силу, ловкость, быстроту реакции.
    8. Развивая мышечную силу, усиливают работу важнейших органов — лёгких, сердце, улучшает обмен веществ.
Использование коррекционных упражнений на физкультурных занятиях являются необходимыми предпосылками для лучшего функционирования речевых органов и оказывают положительное влияние на выработку у детей правильных речевых навыков.
Предыдущие статьи:

Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД