Получи документы

Перспективное планирование наблюдений с детьми старшей группы (зима).

16 сентября 2011 в 12:07 - Светлана Логинова

Планирование сделано с учетом природных особенностей родного края.


Наблюдение за морозом.

В морозную погоду рассмотреть узоры на окнах, которые искрятся на солнце разноцветными огоньками. Прочитать стихотворение.

Если после оттепели ударит мороз, появится гололед. Объяснить это явление. Что надо сделать, чтобы не было скользко (посыпать песком).

Понаблюдать за работой дворника.

 

 

Наблюдение за солнцем.

Обратить внимание на солнце. Какое оно сегодня: тусклое, яркое, закрытое тучами? Вспомнить, какое оно было вчера. Отметить путь солнца утром, днем и вечером по ориентирам. Сделать вывод, что солнце все позже всходит и все раньше заходит, в связи с этим дни уменьшаются. В январе день заметно увеличивается, но становится все холоднее.

 

Что происходит с комнатными растениями? (Они растут и зеленеют.) ВЫВОД: растениям нужен свет, а если день удлинился, то света стало больше. Но почему же деревья не растут и не зеленеют? Что кроме света нужно растениям? (Тепло. Комнатные растения растут в тепле, а деревья на участке, А на улице стало еще холоднее.)

 

 

Наблюдение за деревьями.

Предложить детям рассмотреть строение деревьев: крону, ствол, расположение веток. Сравнить друг с другом. Рассказать детям, какую пользу приносят деревья.

Обратить внимание на снег, который слегка разукрасил деревья, припушил ели и сосны. Предложить детям узнать деревья. Научить детей отличать деревья от кустарников. Загадать загадку:

Весной веселит,

Летом холодит,

Осенью питает,

Зимой согревает.

(дерево)

Зимой и летом одним цветом.

Как называются такие деревья?

(сосна и ель)

· Какие хвойные деревья еще знают дети?

· Что такое хвоя?

· Как называются деревья у которых листья на зиму опадают?

Рассмотреть хвойные и лиственные деревья, сравнить их между собой.

Принести одну веточку и поставить в воду. Через некоторое время согнуть ее – она не ломается, только гнется. Значит живая.

 

 

Наблюдение за лиственницей.

Крона у дерева округлая. Ветви длинные и короткие, почки с чешуйками, шишки круглые. На зиму лиственница сбрасывает мягкие хвоинки. Лиственница очень распространена в лесах нашей страны. Популярна – в Карелии.

Чем похожи и чем отличаются лиственница и ель?

Веточкой лиственницы можно украсить групповую комнату.

 

 

Наблюдение за тополем.

Высокое дерево со стройным стволом и широкой кроной. Кора желто-серая с трещинами. Ветки толстые разной длины. Можно потрогать и понюхать ветки. Почки клейкие и душистые. Тополь очень полезное дерево, он очищает воздух от городского дыма и пыли.

 

 

Наблюдение за елью.

Ствол у ели прямой, кора красновато-бурая. Крона похожа на конус. Ветки с густой хвоей начинаются у самой земли. Почки острые, покрытые чешуйками. На ели висят узкие длинные шишки. Зимой в густых еловых лесах спят медведи, а зайцы прячутся под ветвями ели.

 

 

Наблюдение за снегом.

Обратить внимание детей, кА красиво зимой. Деревья уже не кажутся голыми: они оделись в белоснежный наряд. Побелели и дорожки. Можно прочитать стихотворение о зиме (например, И.Сурикова «Зима»)

Предложить пронаблюдать, как кружится, падает снег. Когда снег падает хлопьями, обратить внимание, что его легко сгребать, а нагруженный снегом небольшой фанерный ящик может поднять один ребенок. Вспомнить, что летом этот же ящик, нагруженный землей могли поднять только двое детей. Вывод: земля тяжелее снега.

Рассмотреть хлопья снега через лупу (это отдельные снежинки, сцепленные вместе, а между ними воздух, поэтому снег пушистый и его так легко поднять.

 

 

Наблюдение за снежинкой.

Рассмотреть отдельные снежинки. Они очень красивые по форме: похожи на звездочки, тонкие пластинки, цветы и иглы. Чаще всего у снежинок бывает шесть лучей.

Обратить внимание детей, что в зависимости от погоды меняется форма снежинок: при сильном морозе снежинки – в форме твердых крупных звездочек; при слабом морозе они напоминают белые твердые шарики, которые называют крупой; при сильном ветре летят очень мелкие снежинки, очень красивы снежинки, когда они кружатся и блестят вечером при свете фонаря. Если идти по снегу в мороз, то слышно, как он скрипит, это хрустят снежинки, которые ломаются под ногами.

 

 

Наблюдение за снегопадом.

Предложить детям полюбоваться снегопадом. Почему он так называется?

Посмотреть, какие сугробы намело на участке. Какой они глубины? Предложить детям измерить. (Для этого взять палочку – условную мерку (0,5 м.) – и измерить глубину сугробов в разных местах.) Подумайте, почему около заборов и кустарников снег лежит более толстым слоем, чем на открытом месте (в этих местах он не разносится ветром). Полюбоваться красотой высоких сугробов. Что можно сказать о снеге? (Он пушистый, глубокий, мохнатый, слоистый, блестит на солнце, переливается, искрится.)

 

 

Наблюдение за птицами.

Понаблюдать за птицами у кормушки. Обратить внимание, что с наступлением холодов их стало прилетать больше. Появились снегири. Прислушайтесь к их мелодичному тихому посвисты- ванию. Стихотворение А.Татьяничевой «Снегири»

Зарумянились кустарники

Не от утренней зари.

Это красные фонарики

Засветились снегири.

Предложить детям посеять овес и салат, чтобы кормить птиц зелеными всходами. Пронаблюдать, какие птицы больше любят зеленый корм и как они его клюют. Обратить внимание на поведение птиц в разную погоду. В мороз они сидят нахохлившись, меньше щебечут, а в оттепель оживлены, больше летают. Особенно много на кормушке воробьев. Они всегда с нами. Прочитать стихотворение:

Птичьи гнезда опустели,

Птицы к югу улетели,

Оказался всех храбрей,

Наш дворовый воробей.

Холодов не испугался

С нами на зиму остался.

Снег всю землю покрывает –

Воробьи не улетают:

Стайкой весело снуют,

Все, что встретится клюют.

Хлебных крошек не жалей:

Заслужил их воробей.

Ты приладь ему кормушку –

Кликнет он свою подружку.

И друзья все тут как тут,

Крошки весело клюют.

И пошёл веселый стук –

Тук – тук – тук

Тук – тук – тук

Тук – тук – тук.

 


 

Литература: Лучич М.В. Детям о природе: Кн. для воспитателя дет. сада – М.: просвещение, 1989г.

 

 

Предыдущие статьи:

Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД