нина жулистова
Консультация «10 правил проведения родительского собрания»
▼ Скачать + Заказать документы
«10 правил проведения родительских собраний»
Как вы думаете, что такое родительское собрание?
Родительское собрание — общение воспитателя с родителями, формирование дружеских, партнерских отношений, обмен мнениями, решение проблем, возникающих в процессе воспитания и образования ребенка. Эти встречи могут проводиться в форме классического собрания — донесения информации до родителей (вопросы родителей, ответы воспитателя, но могут быть и в виде тренинга, конференции, ролевой игры.
Публикация «Консультация „10 правил проведения родительского собрания“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2020
Как вы думаете какие цели родительского собрания?
• повысить психологическую и педагогическую компетентность родителей
в области воспитания и взаимодействия с детьми;
• привлечь родителей воспитанников к сотрудничеству: совместно решать
задачи адаптации, развития, воспитания и обучения детей (выработать
коллективные решения и единые требования к воспитанию детей в ДОУ и
семье);
• содействовать сплочению родительского коллектива; вовлечению их в
жизнедеятельность детского сада;
• пропагандировать опыт успешного семейного воспитания, предотвращать
возможность совершения родителями неверных действий по отношению к
ребенку.
Из этих целей вытекают следующие задачи
осознать свою позицию в общении с детьми в семейном воспитании;
научиться понимать и поддерживать детей с разными типами характера, темперамента, стиля поведения;
овладеть способами выражения своих эмоций, как положительных, так и отрицательных;
выработать новые навыки взаимодействия с ребенком, активизировать коммуникации в семье;
помочь родителям овладеть знаниями о психических особенностях развития ребенка дошкольного возраста и учитывать это в общении.
Также существуют требования к собранию осознать свою позицию в общении с детьми в семейном воспитании;
научиться понимать и поддерживать детей с разными типами характера, темперамента, стиля поведения;
овладеть способами выражения своих эмоций, как положительных, так и отрицательных;
выработать новые навыки взаимодействия с ребенком, активизировать коммуникации в семье;
помочь родителям овладеть знаниями о психических особенностях развития ребенка дошкольного возраста и учитывать это в общении.
При организации проведения родительского собранияот воспитателя требуется творческий подход к предлагаемой теме: педагог должен использовать свои методы активизации родителей, направленные на появление у слушателей интереса к изучаемой проблеме, на возникновение у них ассоциаций с собственным опытом воспитания детей, а иногда и на переосмысление родительской позиции. Необходимо учитывать потребность в знаниях.
Родительские собрания могут быть : общесадовскими и групповыми.
А те в свою очередь могут быть:
организационными;
текущими или тематическими;
итоговыми;
Собранияможно проводить в форме : вечеров вопросов и ответов, устного журнала, деловой игры, ток-шоу, лектория, семинара-практикума, круглого стола, мастер-класса, родительских конференций, дискуссий. На собранияхприветствуются совместные занятия детей с родителями, психологические тренинги, показ театральных постановок. Несмотря, на различия этих форм, их объединяет одна задача – дать родителям знания о воспитании их собственного ребенка, заинтересовать проблемами воспитания, некоторых родителей стимулировать к пересмотру своей воспитательной позиции.
1. Чтобы собрание было успешным нужно заранее
2. Выбрать тему собрания (информационное, итоговое и т. д.).
3. Определить цель и задачи.
4. Изучить литературу.
5. Составить план проведения собрания.
6. Продумать, кто ещё придёт из педагогического коллектива на собрание, заранее пригласить их.
7. Распределение обязанностей.
8. Проведение микроисследований в среде детей и родителей : беседы, анкеты, тесты, опросники.
9. Определение вида, формы, этапов собрания.
10. Подготовить презентацию по теме собрания.
11. Оформление коллективного приглашения в виде интересного объявления
12. Оформление индивидуальных приглашений.
13. Разработка решения собрания, памяток и рекомендаций родителям.
14. Можно подготовить конкурсы, выставки поделок по теме собрания.
15. Магнитофонная запись ответов детей на вопросы по теме собрания.
Непосредственно перед собранием
• Подготовить помещение для проведения собрания.
• Подготовить мебель, на котором родителям удобно располагаться. Можно расставить столы и стулья по кругу.
• Подготовить ручки и листы бумаги.
• Подумать, кто будет с детьми во время собрания.
• Заранее проверить всю аппаратуру, которую будете использовать на собрании.
• Продумайте свой внешний вид. Небрежная прическа и джинсы не добавят воспитателю элегантности и уважения в глазах родителей.
Собрание состоит из 3 частей
. Вводная часть:
*Вступительное слово ведущего собрания : сообщение темы, формы собрания, представление гостей (5мин.)
*Анализ анкет родителей (воспитателем, психологом, старшим воспитателем) (5мин.)
2. Основная часть (может быть разделена на два-три этапа) :
*Выступление по теме собрания (узкого специалиста, старшего воспитателя, психолога или воспитателя) (15-20мин.)
*Обсуждение проблемы родителями (20мин.)
*Анализ воспитателем результатов воспитательно-образовательной работы с детьми по теме собрания
3. Заключительная часть:
*Принятие решений собрания по каждому вопросу.
*Итог собрания, вручение памяток, рекомендаций по теме.
Рекомендации по успешному проведению родительского собрания в ДОУ
1. Активизировать обсуждение с помощью вопросов.
2. Проводить собрание в спокойной форме и дружеской обстановке.
3. Обеспечить присмотр за детьми.
4. Использовать наглядные средства: магнитофонные записи, выставки, фотографии детей, видео и т. д.
5. Разослать красивые персональные приглашения.
6. Всегда оставлять время для общения родителей между собой.
7. Сообщения должны быть короткими.
8. Оживить собрание шуткой - посмеяться всегда хорошо.
9. Провести собрание как встречу с друзьями.
10. Если кто-то не смог посетить собрание, послать ему записку и выразить надежду, что следующая встреча состоится обязательно.
11. Оценить родительское собрание можно с помощью опросного листа или анкеты.
Как настроить родителей на позитивный, конструктивный лад?
Это значит:
• сообщать положительную информацию о группе в целом, хвалить детей за достижения, поведение, поступки;
• приглашать на ближайшие мероприятия и просить помощи и участия;
• всегда поощрять наиболее активных родителей.
Чаще смотреть на аудиторию, обращаться к родителям жестом, взглядом.
Готовясь к собранию, необходимо постараться предугадать, кто из родителей захочет пообщаться индивидуально, учесть это и уделить каждому желающему немного времени и внимания.
На первые ряды садятся родители благополучных детей и активно слушают все, что говорится, на последние — опоздавшие и родители проблемных детей. Они со страхом ждут, что скажут об их ребенке или ведут себя вызывающе демонстративно, готовя публичное разоблачение недостатков работы учреждения. Их можно понять: лучшее средство защиты - нападение. Такая ситуация складывается от того, что организаторы не принимают во внимание личные запросы родителей, руководствуются желанием скорее вовлечь родителей в свои задумки и плановые мероприятия. При этом не учитывается, что родитель - полноправный субъект образовательного процесса своего ребенка, имеет свои представления о том, как это должно проходить и что для этого следует делать. Воспитатель или специалист, организующий собрание, должен быть компетентным в разных вопросах семейной педагогики и психологии, образования взрослых.
педагогу важно научиться:
• уважать права родителей, соблюдать меру, дистанцию и границы диалога;
• верить в уникальность родителей и их способность найти (при незначительной поддержке со стороны) способы решения проблемы;
• эмоционально, словами и жестами, мимикой поддерживать родителей;
• активно слушать родителей, предоставляя им возможность рассказать о трудностях в воспитании ребенка;
• определяя проблему, находиться в контексте рассказа родителей о ребенке; не торопиться с выводами и рекомендациями, а созда вать условия для инсайда (показывать ситуацию в зеркале своего восприятия, прояснять смысл высказываний, говорить о своих чувствах);
• стремиться к пониманию и совместному решению проблем
Чего не стоит делать на собрании?
• Осуждать отсутствующих родителей за их неявку на собрание.
• Сравнивать успехи отдельных детей с упоминанием их фамилий.
• Давать негативную оценку всей группе.
• Использовать для общения с родителями назидательный тон.
Информационный блок формируется из информации:
• базовой;
• актуальной;
• применимой к данной группе детей.
Базовая информация - то, что известно о проблеме (теме собрания, как она обычно трактуется.
Актуальная - последние сведения, результаты исследований, новые подходы к проблеме (теме) собрания.
Информация, применимая к данной группе - сведения о детях, ситуациях, проблемах, путях решения, рекомендации воспитателя родителям.
Ответы на вопросы родителей опытному воспитателю давать несложно, день за днем он сталкивается с различными проблемами, разрешает конфликтные ситуации. Если вопрос родителя поставил воспитателя в тупик, следует обозначить готовность помочь и отсрочить решение вопроса: «К сожалению, сейчас я не могу ответить на ваш вопрос. Я проконсультируюсь со специалистом (получу или уточню информацию) и смогу в полном объеме ответить вам через несколько дней».