Дещекина Людмила
Консультация для педагогов «Адаптация, как ее измерить»
▼ Скачать + Заказать документы
АДАПТАЦИЯ, КАК ЕЕ ИЗМЕРИТЬ.
Ни для кого не секрет, что при поступлении в детский сад все дети переживают адаптационный стресс.
Публикация «Консультация для педагогов „Адаптация, как ее измерить“» размещена в разделах
- Адаптация в детском саду. Консультации
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Дело в том, что адаптивные возможности ребенка раннего возраста ограничены, поэтому резкий переход малыша в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям или замедлению темпа психофизического развития.
Чтобы адаптации ребенка прошла «без потерь» целесообразно начинать работу заранее, еще до поступления ребенка в ДОУ. Причем в этой работе должны участвовать все участники педагогического процесса.
При первом посещении ДОУ все дети испытывают страх отрыва от родителей, который является нормой и вполне естественен для раннего возраста (начиная с 8 мес. до 3,5 лет). Поэтому на данном этапе очень важно поведение родителей. Прощание с ребенком должно быть недолгим. Родитель должен показать малышу, что он совсем не волнуется, что в саду хорошо. Ни в коем случае не надо обсуждать трудности адаптации в присутствии ребенка, показывать свои переживания.
Если ребенку тяжело дается расставание, то первое время близкий человек может некоторое время побыть с ним в группе (но не больше 3 часов). Только в крайнем случае, при тяжелой адаптации родителю разрешается побыть с ребенком в течение всего времени пребывания, но в первые 3-4 дня (по согласованию с медсестрой и администрацией ДОУ).
После первой волны бурных эмоций и переживаний (примерно в течение первых 20 дней, наступает относительно ровный период адаптации. Он длится примерно 3 месяца. На данном этапе организм ребенка наиболее уязвим. Дети в это время часто болеют. Возможна также регрессия приобретенных навыков.
Воспитателям, принимающим ребенка в группу, надо узнать:
- какими ласковыми именами называют ребенка дома;
- как кормить ребенка, какой у него аппетит;
- какое общение предпочитает малыш (эмоциональное или предметное);
- какие его любимые игрушки, привычки;
- как лучше уложить малыша спать, как протекает сон;
При этом недопустимо в первое время пребывание ребенка в ДОУ насильно укладывать спать, кормить, чтобы не закрепить отрицательное отношение малыша.
Характерными особенностями детей, которые с большим трудом привыкают к условиям ДОУ являются:
1. Слабая сформированность действий с предметами, которые осуществляются на уровне манипуляций;
2. Слабые навыки общения с другими людьми взрослыми и сверстниками.
Поэтому работа воспитателя должна идти именно в этих направлениях.
Психологи предлагают избрать следующую тактику поведения:
- В непринужденной манере развертывать игровые действия на виду у детей, проявлять эмоциональную заинтересованность в игре, постепенно втягивать в игру детей.
- Комментировать свои действия, пояснять смысл игры (Буду Мишку купать, он грязный. Это у меня мыло. Что у тебя? Полотенце? Будешь Мишку вытирать)
- Комментировать самостоятельные детские игровые действия.
- Сочетать реалистические игрушки с условными предметами (кубик на игрушечной сковороде – котлета).
- Обыгрывать новые игрушки в знакомом сюжете.
- Сюжет должен включать 1-3 последовательных, известных детям событий (купать, кормить, укладывать спать и др.)
Кроме того, в процессе адаптации ребенка к ДОУ воспитателям рекомендуется:
o Использовать элементы телесной терапии (брать ребенка на руки, обнимать, поглаживать);
o По рекомендации врача подвешивать над кроватью возбудимого ребенка мешочки с успокаивающими сборами трав (при тяжелой адаптации);
o Предлагать ложиться в постель с мягкой игрушкой;
o Делить временные промежутки в соответствие с режимными моментами, создавать положительную установку;
o Обязательное использование регулярных игр;
o Поощрять ребенка к действию с предметами, показывать, что он успешен в этой деятельности;
o Давать ребенку «расширенную похвалу», говорить, почему он молодец, что именно у него получилось;
o Всячески поощрять инициативу ребенка при взаимодействие с другими людьми;
o Твердо пресекать агрессию, но не реагировать также агрессивно.
Период адаптации, несомненно, очень сложный период, но вместе с тем и не менее ответственный. Все дело в том, что трудности в адаптации, неблагополучное внутреннее состояние может со временем вылиться в особенности реагирования нате ли иные ситуации. Что может закрепиться и стать чертой характера уже взрослого человека. Поэтому на этом этапе важна внимательная и слаженная работа на только педагогов, но и родителей. Малыш, впервые расстающийся со своими родными, очень нуждается в этом. Будьте внимательными и грамотными взрослыми.