Наталья Черевичко
Адаптация ребёнка в ДОУ: проблемы, пути решения
▼ Скачать + Заказать документы
Добрый день, уважаемые коллеги!
Сегодня мы с вами собрались на методическом объединение по адаптации ребёнка в ДОУ : проблемы, пути решения.
Адаптационный период для детей бывает разный, в адаптации мы с вами знаем есть три степени: легкая, средней тяжести, тяжёлая. Какой будет адаптация в детском саду зависит от родителей, воспитателей и самого ребенка.
Публикация «Адаптация ребёнка в ДОУ: проблемы, пути решения» размещена в разделах
Проходя адаптацию, мы сталкиваемся с отрицательными эмоциями, слезами и страхами.
Как же сделать этот процесс плавным, безболезненным и более успешным? Все мы знаем, что ведущая деятельность для детей – это игра. В игре активно развиваются важные психические процессы: восприятие, воображение, мышление, память, речь. Через игру ребёнок осваивает окружающий мир, навыки коммуникации и взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Чем ярче, разнообразнее и функциональнее созданная развивающая предметно – пространственная среда, тем эффективнее процесс развития детей младшего дошкольного возраста.
В период адаптации применение игровых методов помогает ребенку отвлечься от негативных эмоций, переживаний, снижает тревожность и агрессию. Необходимо помнить, что цель применения данной технологии в этот сложный для ребенка период – не обучение, а налаживание контакта, создание доверительных отношений.
В своей работе мы используем:
• Напольные цветные подушечки;
• Волшебный кубик;
• Цветную гусеницу.
• Игру с крышками, прикрути по цвету.
• Тактильную гусеницу.
Организуя игровую деятельность в группе раннего возраста (1,5 – 3г.) сталкиваешься с тем, что очень трудно первоначально привлечь и удержать внимание малышей на чём - то определенном. Психологические особенности ребенка в этом возрасте таковы, что он играет сам один и сверстники ему не нужны. Затем он начинает играть один, но рядом со сверстником. И только потом учится играть вместе со сверстником. В силу своих физиологических особенностей малышам очень трудно удерживать равновесие, сидя на стуле. Поэтому лучше усадить их на коврике. Тогда возникает другая проблема – малышей необходимо приучить сидеть рядом, не мешая друг другу, не убегать. Прекрасным решением проблемы стало изготовление напольных цветных подушек. Подушка обозначает малышу его место, у него будет своя территория. В своей работе мы используем подушки для рассаживания детей по кругу, так у нас начинается каждое утро во время адаптации, постепенно в непринужденной обстановке малыши сидят именно на своей подушке, при этом могут выбрать на какой они стороне будут сидеть, так как подушка с каждой стороны имеет другой цвет (красный, желтый, зелёный ….)
«Волшебный кубик»
Волшебный кубик — интересное и полезное пособие для детей младшего дошкольного возраста. На каждой его стороне изображена разная картинка (яблоко, солнце, елочка и т. д.) эти картинки можно менять. Играя с кубиком, малыши учатся распознавать цвет, величину и форму, а также запоминать, каков предмет на ощупь. Малыши могут брать кубик, крутить его в руках и перемещать с места на место. Во время игры развиваются мелкая моторика, речь, внимание и мышление ребёнка.
Мы используем волшебный кубик,сидя на ковре прокатывая его каждому ребёнку, для того чтобы ребёнок открыл ту сторону кубика, которая ему выпала и посмотрел, на картинку и назвал её.
«Цветная гусеница»
Данное пособие состоит из головы гусеницы и трёх кругов, в гусенице присутствуют 4 основных цвета (зелёный, красный, синий, желтый, С помощью этого пособия дети запоминают геометрические фигуры, развивают мелкую моторику, зрительное внимание, мышление и память, закрепляют знания один – много, учатся отвечать на вопросы и способствуют реализации многих других образовательных задач.
С гусеницей ребята любят играть, собирать и разбирать её. С помощью гусеницы мы изучаем и закрепляем: такие понятия как один – много, основные цвета, геометрические фигуры.
«Игра с крышками, прикрути по цвету»
Дидактическая игра с крышками – это игра, которая учит детей в игровой форме, ориентироваться в цветовой гамме, способствует развитию моторики пальцев рук, формирует умение решать логические задачи, развивает творческие способности, способствует сенсорному развитию ребенка, развитию речи, мышления, внимания, памяти.
Ребятам очень нравится играть в эту игру, прикручивать крышки по цвету. Пытаясь закрутить или раскрутить крышку, прилагая усилия, дети тренируют пальчики рук, ребята легче запоминают цвета.
«Тактильная гусеница»
Тактильная «Гусеница» состоит из вязаных крючком шаров, набитых различными материалами. Они дают возможность малышу получить новый тактильный опыт, ведь сколько шаров, столько разных ощущений у пальчиков.
Ребята любят играть с тактильной гусеницей. Мы усаживаясь на ковре, начинаем передавать её по кругу каждому ребёнку, когда гусеница попадает в руки ребенку он начинает называть ощущения, что он нащупал руками в гусенице (шарики, фасоль и т. к. д) и даже те дети которые не умеют разговаривать, получают тактильный опыт, который способствует развитию речевых центров.
Все эти пособия помогают нам в период адаптации отвлечь детей от отрицательных эмоций, слёз, переживаний, снизить тревожность и агрессию.
Уважаемые коллеги! В заключение нашего выступления хочется сказать, что представленные нами пособия просты в изготовлении, являются универсальными в реализации образовательных задач для детей младшего дошкольного возраста. Надеюсь, что наш опыт работы будет полезен вам в ваших творческих начинаниях и профессиональной деятельности. Спасибо за внимание!