Получи документы

Конспект занятия «Беседа о зимующих и перелетных птицах»

Татьяна Кубло
Конспект занятия «Беседа о зимующих и перелетных птицах»

Конспект

непосредственно образовательной деятельности

в подготовительной к школе группе

по образовательной области

Интеграция образовательных областей «Познание», «Коммуникация» и «Художественная литература».

Цель: систематизировать знания детей об изменениях образа жизни птиц в разные сезоны года, вызвать у детей бережное и заботливое отношение к птицам.

Основные задачи.

Образовательные задачи:

- расширить представления детей о знакомых зимующих, перелётных птицах Краснодарского края;

Публикация «Конспект занятия „Беседа о зимующих и перелетных птицах“» размещена в разделах

- обобщить знания детей об условиях жизни птиц, роли человека в их жизни;

- учить устанавливать связь между перелётом птиц и наличием корма, изменением состояния природы и образом жизни известных детям птиц; подвести к пониманию необходимости систематически их подкармливать;

- уточнить понятия «перелетные», «водоплавающие» птицы.

Развивающие задачи:

- упражнять в классификации перелётных и зимующих птиц;

- активизировать словарь по теме;

- уточнить элементарные представления о том, чем кормят птиц зимой;

- упражнять в изменении существительных по падежам, согласовывать числительные с существительными;

- развивать слуховое внимание и чувство рифмы;

- развивать логическое мышление, память на линейный ряд.

Воспитательные задачи:

- воспитывать у детей чувство жалости и сопереживания к птицам, находящимся в тяжёлых природных условиях;

- формировать гуманное отношение к птицам и развивать стремление заботится о пернатых друзьях человека.

Словарная работа:

обогащение – пернатые, вожак, причудливые,

активизация - зимующие, перелётные, декоративные птицы; зоовыставка, зоомагазин, зверинец, личинки, крупа, семена,

Материалы и оборудование:

картинки с изображением птиц;

ёмкости с семенами подсолнуха, дыни, тыквы, арбуза, сорных трав; кусочек хлеба и хлебные крошки; кусочек сала;

таблицы с изображением зимующих и перелетных птиц;

интерактивная доска; мяч;

компьютер и носители информации (флэшка);

тексты загадок о птицах;

картинки для чтения слов «вор», «бей».

Предварительная работа:

- рассматривание:

книг, энциклопедий, журналов о птицах;

отгадывание загадок о птицах,

иллюстраций «Зимующие, перелётные, экзотические птицы,

- беседы о продуктах птицах,

- беседа на тему «Что мы знаем о птицах,

- игра дидактическая «Зоологическое лото»,

- игра дидактическая «Кто, где живёт?».

Непосредственная образовательная деятельность.

(Дети стоят полукругом)

-Ребята, кто такие «пернатые друзья»?

- Правильно, птицы. Как вы понимаете слово «пернатые»? (это те, у которых есть перья).

- Верно, пернатые – это значит покрытые перьями. Почему мы птиц называем «наши пернатые друзья»?

(птицы уничтожают вредных насекомых, грызунов: мышей, погибших птиц и животных; предупреждают об опасности, помогают на охоте; птицы радуют нас песнями, любуемся их полётом).

- Что важное происходит в их жизни в конце лета и осенью?

(они улетают в тёплые края)

- Все ли птицы улетают на юг?

(улетают перелётные птицы)

- Как мы называем тех птиц, которые не улетают на юг?

(зимующие птицы)

- Назовите, по каким причинам одни птицы улетают, а другие остаются на зиму?

(из – за холода исчезают растения, насекомые, перелётным птицам нечем питаться, а зимующие могут питаться семенами, ягодами, добывают корм из шишек, ищут личинок под корой, прилетают к жилищу человека с полей и лесов после снегопада).

- Дети, Саша и Яна для вас приготовили стихотворение. Но, прежде, отгадайте название птицы (девочка держит карточку со словом «бей», а мальчик со словом «вор»).

- Саша и Яна, ребята правильно отгадали, это стихотворение про воробья? (Да).

Инсценировка стихотворения «Воробей».

(девочка читает слова автора, мальчик исполняет роль Воробья куклой – марионеткой «Воробей» на столе).

Девочка: - Скачет, скачет воробей,

Кличет маленьких детей:

Воробей: - Киньте крошек воробью –

Я вам песенку спою,

Чик-чирик!

Киньте просо и ячмень –

Буду петь вам целый день,

Чик-чирик!

- Дети, что просит у вас воробей? (крошек, просо, ячмень).

- Что такое просо и ячмень? (крупа, семена ячменя).

- Дети, подойдите к этому столу. На нём стоят коробочки с разными зёрнами, крупами, семенами.

Упражнение «Найди и назови корм для птиц».

- А сейчас проверим, как вы запомнили перелётных птиц и зимующих.

Игра «Узнай по внешнему виду»

- Прилетела к нам сова, умная голова (воспитатель показывает большой конверт, на нём нарисована сова). Кто о птицах знает, тот их быстро угадает. Я вам картинку покажу, а вы назовите птицу. Если птицу не узнаете, то загадка поможет - и её вы угадаете.

- Отгадайте, какие птицы у нас в гостях.

Игра «Доскажи словечко».

- Назовите слово, которое помогло вам найти рифму – отгадку.

Кто не видел, кто не знает,

Как с пенька и на пенек

В рощице пролетает

Красноватый огонек.

Отгадать не так-то просто –

Эта птичка - … (горихвостка)

Птичка с неба песню льёт,

Птичка песенки поёт,

Как серебряный звонок,

Голосистый … (жаворонок).

Его гнездо всех выше.

Пускай оно без крыши.

И под открытым небом

Не страшен дождь и гром

Тому, кто трусом не был,

Кто рос в гнезде … (орлом).

Кто без нот и без свирели

Лучше всех выводит трели,

Голосистее, нежней?

Кто же это? … (соловей).

Никакой в полёте птице

С ними не сравниться:

Не всякой хватит духу

Делать в небе виражи…

На лету любую муху

Ловят быстрые … (стрижи).

Две длинные тети

Гуляют на болоте,

У них под носом капли.

Они зовутся … (цапли).

Окраска сероватая,

Повадкой – вороватая,

Крикунья хрипловатая –

Известная персона.

Это … (ворона).

Непоседами слывут,

В городах зимой живут.

Там, где мусорные свалки,

Пропитанья ищут … (галки).

Всех перелетных птиц черней,

Чистит пашню из червей.

Взад, вперед по пашне вскачь,

А зовется птица … (грач).

Ах, эти гости, шумные гости,

Желтая грудка,

Синенький хвостик,

Все веселятся:

«Цвинь – цвинь» - озорницы.

Вы догадались?

Это … (синицы).

Сторожей боятся этих

Мыши: прячутся дрожа.

Очень уж суровы

Филины и (совы).

Эта хищница болтлива,

Воровата, суетлива,

Стрекотунья белобока,

А зовут её … (сорока).

Белокрылые хозяйки,

Над водой летают … (чайки).

Игра «Один – много»

- Ребята, птицы на юг полетели, посчитаться не успели. Я назову: одна птичка, а вы – много таких птичек. Например, цапля – много цаплей

(называю перелётных в чередовании с зимующими птицами).

- Птицы на юг полетели, посчитаться не успели.

(Ласточка – много ласточек, соловей – много соловьёв, снегирь – много снегирей, журавль – много журавлей, утка – много уток).

- Птицы улетают в тёплые страны и возвращаются к нам в определённое время года, по своему маршруту, в полёте у них свой порядок.

- Назовите, как строятся перелётные птицы при перелётах?

(журавли – клином, гуси и утки – косяком, караваном, мелкие птицы – стаями)

- Как называется птица, которая возглавляет стаю птиц? (вожак)

- Почему его так называют? (он ведёт всех, руководит полётом, знает дорогу, он самый опытный, главный, сильный в стае птиц).

Игра «Полетели по порядку»

- Дети, возьмите по одной карточке. Каждый из вас узнал птицу, помнит название своей птицы? (в случае затруднения помогаем с детьми ребёнку)

- Наши «птички» тоже готовятся к полёту. Постройтесь птички караваном, друг за другом, как назову, а зимующие птички проверят вас на внимание:

- утка, иволга, трясогузка;

- аист, кукушка, лебедь, ласточка;

- цапля, скворец, грач, жаворонок.

Игровое грамматическое упражнение с мячом «Мяч передай – птиц дальше считай

(воспитатель и дети передают мяч по кругу) один грач – два грача – пять грачей.

Игра «Какой птички не стало?»

(На доске — четыре – пять картинок с изображением птиц. Воспитатель предлагает детям закрыть глаза, незаметно для детей убирает одну картинку)

- Какой птички не стало?

- Какие птицы нашего Краснодарского края улетают в теплые страны?

(ласточки и стрижи)

- Верно. Оказывается, ещё в августе воздух около поверхности земли тёплый, а чем выше, тем холоднее. Стрижи, жаворонки летают очень высоко, а там холодно и нет насекомых – они и улетают. Стрижи улетают самыми первыми. А за ними ласточки, жаворонки, а позже улетают скворцы.

- Какие птицы улетают последними и почему?

(лебеди, утки и гуси, потому что водоёмы постепенно замерзают)

- Как мы называем птиц, которые на воде плавают?

(водоплавающими)

- Все перелётные птицы с первым теплом возвращаются в родные места, в свои гнёзда. Как вы думаете, почему?

(они будут выводить птенцов на своей родине, где сами вывелись)

- Вы хотели бы, чтобы птицы весной к нам возвратились? А что для этого надо сберечь?

(леса, деревья не спиливать, природу сохранить)

- Давайте составим правила о том, как беречь пернатых друзей.

- не разрушать гнёзда,

- ремонтировать скворечник и делать новые скворечники,

- не ломать кусты,

- ухаживать за деревьями: спиливать сухие ветки и убирать их,

- не рвать цветы,

- не уничтожать насекомых,

- не жечь траву,

- не бросать мусор на полянках, в лесу, парках,

- не бросать мусор в речку, пруд, озеро, не засорять водоёмы,

- убирать участок детского сада,

- из дома мусор выносить только в контейнер.

- Да, правильно, ребята! И тогда в нашем красивом городе будем мы слышать шелест листьев в скверах и парках, пение птиц, будем любоваться как птенцы подрастают и становятся на крыло, то есть учатся летать.

- А как мы помогаем птицам зимой?

(делаем кормушки, очищаем их от снега, шелухи, меняем корм, добавляем зёрна)

- Для птиц зимой страшнее всего голод. За короткий зимний день они едва успевают утолить голод. Во время гололедицы ледяные корки на ветвях деревьев, снегу, кормушках затрудняют добывание корма. В зимнюю стужу голодные и ослабевшие птицы легко замерзают. В суровую зиму из десяти синичек выживает только одна. Поэтому мы с вами в детском саду и вы дома с родителями помогаете птицам в это трудное для них время.

- Вспомните правила установки кормушки.

(кормушки ремонтируем и делаем новые осенью,

когда прикрепляем кормушки, то ветки нельзя ломать, прибивать гвоздями тоже нельзя, лучше подвешивать;

кормушки должны иметь два отверстия, крышу,

подкармливаем птиц в течение всего года,

корм должен быть каждый день,

возле кормушек нельзя бросать банки и пакеты из – под корма,

нельзя кормить кусками хлеба, макаронами, корками апельсинов, нельзя кормить ржаным (черным) хлебом, мокрыми продуктами (превратятся в лед на морозе, жареными семечками).

- Какой корм любят птицы?

(семечки подсолнечника, семена тыквы, арбуза, дыни, несолёное сало, крошки хлеба)

- Как шутливо мы называем наши кормушки?

(птичья столовая)

- Каких птиц мы видели в наших «птичьих столовых»?

(синиц, воробьёв).

- Правильно, ребята, птиц следует кормить в течение всего года, так как при этом пищу получат помимо обычных зимующих видов и пролетные. Помните, что кормом для птиц могут быть крошки белого хлеба, зерно, семечки, остатки овощей, фруктов.

Самое главное для подкормки, чтобы в кормушке постоянно был корм, конструкция кормушки - дело второстепенное.

Итог занятия

- Вспомните, о чём мы говорили на занятии?

- Что понравилось?

- О чём расскажите дома?

Покормите птиц зимой,

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма.

Горсть одна - и не страшна

Будет им зима.

Сколько гибнет их - не счесть,

Видеть тяжело.

А ведь в нашем сердце есть

И для птиц тепло.

Разве можно забывать:

Улететь могли,

А остались зимовать

Заодно с людьми.

Приучите птиц в мороз

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Вам встречать весну.

Публикации по теме:

Образец оформления конспекта НОД Работая с педагогами детского сада на практике столкнулась с проблемой при оформлении конспекта непосредственно организованной образовательной.

Режим реализации образовательных областей в средней группе Утверждаю: Заведующий МБДОУ Д/С 7 Н. Н. Любимова ___ Режим реализации образовательных областей в процессе детской деятельности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «Беседа о зимующих и перелетных птицах»
Опубликовано: 7 ноября 2014 в 22:48
+25Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 19.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД