Ирина Малахинская
«Без друзей меня чуть-чуть». Урок-рассуждение
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формирование нравственных качеств несовершеннолетних, мотивация на совместную коллективную деятельность.
Задачи: осознание необходимости конструктивного общения, демонстрация положительных сторон дружбы; изменение отношения к конструктивному общению, разработка модели конструктивного внутригруппового общения.
Форма проведения: урок - рассуждение
Материалы: цветные листы бумаги, свеча, спички, игла, нитки, шнурки, список качеств (2 шт., бланк – таблица для тестирования, бумага белая, карандаши.
Ход занятия
Кто в дружбу верит горячо,
Кто рядом чувствует плечо,
Тот никогда не упадет,
Публикация «„Без друзей меня чуть-чуть“, Урок-рассуждение» размещена в разделах
В любой беде не пропадет.
А если и споткнется вдруг,
То встать ему поможет друг,
Всегда ему надежный друг
В беде протянет руку.
- Сегодня мы будем говорить о том, кто такой "товарищ" и "друг", что значит "общаться" и "дружить".
- Каждый человек стремится к общению. Это естественное чувство. Но, к сожалению, в жизни мы встречаем как общительных, так и малообщительных людей. А существуют ли секреты общения? Можно ли этому научиться?
(Ответы детей)
- Для того, чтобы понять, какие качества помогают найти общие интересы, подружиться с другими людьми, предлагаю выполнить упражнение "Объявление".
(Раздаются цветные листочки)
Инструкция: вы решили найти друга по переписке и для этого вам нужно написать объявление о себе в газету. Расскажите о своих сильных сторонах - о том, что любите, цените, о том, что дает вам чувство уверенности. Но при этом не умалчивайте о своих недостатках.
"Объявления" вывешиваются на импровизированную доску объявлений.
Вопросы для обсуждения: Какие трудности возникали при написании "объявления"?
Кто становится другом? Как его найти?
Какие личные качества необходимы для настоящей дружбы? А какие противопоказаны ей?
- Думаю, что объявления обязательно привлекут к себе внимание, ведь в основе общения лежат два качества – уважение и доверие, а это признак того, что человек стремится понять внутренний мир другого.
Упражнение "Сиамские близнецы"
Инструкция: сиамские близнецы — это два человека, некоторые части тела у которых общие. Предлагается разбиться на пары и стать такими близнецами: свободными должны остаться правая рука одного и левая другого. После этого они должны на время выполнить простые задания: зажечь свечу с помощью спичек, вдеть нитку в иголку, завязать шнурок на ботинке.
Вопросы для обсуждения: что помогало и что мешало при выполнении заданий?
- Что же сближает людей? Какие черты характера вы хотели бы видеть в своих друзьях? Давайте "разобьемся" на две группы: одна группа выберет из списка предложенных качеств, обозначающие необходимые другу черты; вторая группа- качества, которые нужно "изживать". Заполним таблицу.
ПОНИМАНИЕ, ДЕЛИКАТНОСТЬ, МЕЛОЧНОСТЬ, НЕУВЕРЕННОСТЬ, ПРОЩЕНИЕ, ЗАВИСТЬ, РАВНОДУШИЕ, ДОБРОТА, МИЛОСЕРДИЕ, САМОКРИТИЧНОСТЬ, РАЗДРАЖИТЕЛЬНОСТЬ, ЧЕСТНОСТЬ, БОЛТЛИВОСТЬ, ПРИВЕТЛИВОСТЬ, СДЕРЖАННОСТЬ.
- Вот теперь вы смоли убедиться в том, сколько нужно воспитать в себе качеств, чтобы научиться быть хорошим другом. Больше всего общительность проявляется в чувстве товарищества. Но как отличить истинную дружбу от приятельских отношений? У каждого человека на этот счет свое мнение. А какое оно у вас?
(ответы детей)
Физкультминутка.
Необходимо хлопнуть в ладоши, если относишься к следующей категории:
- Хлопают все присутствующие;
- Только девочки;
- Только те, кто любит вкусно поесть;
- Только те, кто опаздывает на уроки;
- Только те, кто хорошо учится;
- Только те, кто не любит каникулы;
- Только те, кто любит сладкое;
- Только те, кому нравится играть в футбол;
- Только те, у кого прекрасное настроение.
Работа со сказкой "Пузырь, соломинка и лапоть"
Обсуждение: что понравилось, не понравилось в сказке? Что запомнилось? Что важное узнали из этой сказки?
- Умение дружить – качество, которым обладает не каждый. Хорошего друга ценят, им дорожат, и такой человек редко бывает одинок. А ты умеешь дружить? Это поможет определить тестирование:
ТЕСТ
1. Своими лучшими друзьями (подругами) ты считаешь тех,
А. С кем у меня складываются отличные отношения;
В. На кого можно положиться в трудной ситуации;
С. Кто умеет многого добиться в жизни.
2. Честно говоря, тебе очень хотелось, чтобы твои лучшие друзья…
А. Были интересными личностями;
В. Помогали мне, когда я об этом прошу;
С. Никогда не придавали меня в трудную минуту.
3. Если тебе предложили выбрать одну из книг для чтения по вечерам, то это была бы книга…
А. О том, как заводить друзей и поддерживать хорошие отношения в жизни;
В. Про интересных людей и их приключения;
С. Детектив или фантастика.
4. На перемене одноклассники начинают спорить и, кажется, вот-вот поссорятся. Как ты себя при этом поведешь?
А. Попытаюсь их утихомирить…
В. Отойду в сторону-это не мои проблемы;
С. Разберусь – кто прав, а кто виноват – и выскажу свое мнение.
5. Согласишься ли ты с утверждением, что большинство людей были бы гораздо счастливее, если больше доверяли друг другу?
А. Думаю, что да;
В. Я не уверен (а);
С. По-моему, счастье не в том.
6. Как ты считаешь, у тебя есть качества, которыми ты гордишься, но которые так и не оценили (может быть пока) твои друзья?
А. Сомневаюсь;
В. Мне такая мысль никогда в голову не приходила;
С. Однозначно да.
7. Ты знаешь, что у друга (подруги) случилась неприятность и он (а) скорее всего позвонит и попросит тебя помочь. Ты…
А. Не стану дожидаться и позвоню сам (а);
В. Посочувствую по телефону;
С. Попрошу родителей сказать, что меня нет дома.
Оценка результатов теста: сумма баллов покажет тебе результат
1 2 3 4 5 6 7
А 0 6 6 0 6 3 6
В 3 0 3 6 3 0 3
С 6 3 0 3 0 6 0
0-18 баллов:
Наверное, тебе вряд ли удалось бы толком ответить, а зачем тебе вообще друзья. Тебе, в сущности, и без них неплохо. Что хочешь, то и делаешь, опять же – никаких обязательств перед человеком, с которым дружишь…
Задумайся, тебе никогда не бывает одиноко в глубине души? Все-таки в одиночку трудно прожить на свете.
21-33 балла:
Ты личность, с которой интересно и приятно общаться. О том, чтобы заполучить тебе в число лучших друзей, мечтают многие. К тому же у тебя есть замечательное качество – надежность: ты никогда не подведешь в трудную минуту. Словом, ты действительно умеешь дружить, и твоим близким людям можно просто позавидовать.
34-48 баллов:
Для тебя дружба – это все или почти все. Ты изводишься (и изводишь других, когда тебе подолгу приходится не видеться с человеком, которого считаешь другом или подругой. Ради этого человека ты готов (а) даже свои интересы в сторону, но при этом идеалистический взгляд на дружбу. Попытайся спуститься с небес на землю!
- Этот тест – настоящий самоанализ, но не приклеивай себе ярлык "А я такой, что поделаешь. Принимайте все как есть". Иногда очень полезно осознать, "какой я". Помните: дружба – это школа воспитания человеческих чувств. Дружба нужна нам не для того, чтобы заполнить время, а для того, чтобы утверждать в человеке, и прежде всего в самом себе добро.
- Как же найти настоящего друга? Нужно ли его специально искать? Оглянитесь вокруг: рядом с вами сверстники, среди которых вы обязательно найдете единомышленников по целям, мечтам, увлечениям. Но это не самое главное. Важнее всего осознание, что вы сами должны стать настоящим другом. У каждого человека есть право на свою точку зрения. Если вопрос спора не слишком принципиальный, постарайтесь разговор сделать просто приятным. Прав друг или нет, сделайте так, чтобы ему с вами было хорошо.
Выводы: дружба — это добрые, долгие, устойчивые отношения. Друзья — это другие люди со своими интересами, которые нужно уважать. Дружить - значит помогать, защищать, придумывать совместные игры. Чем добрее, умнее ты будешь, тем больше будет у тебя друзей.
- Ребята, мы с вами много говорили сейчас о дружбе. Сделали вывод, что дружба - это устойчивые отношения, которые приятны и интересны друзьям.
Упражнение "Портрет друга"
- Сейчас я предлагаю вам представить, как выглядят те люди, которых вы уверенно можете назвать своими друзьями : как будет выглядеть этот человек, чем он любит заниматься, т. е. нарисовать портрет друга.
Обсуждение: что похоже / разного есть в рисунках? Похожи ли ваши друзья на вас : внешность, любимые занятия?
- Вот и подошло к концу наше занятие. Наверное, каждому из вас пришлось задумываться над неожиданными вопросами, самим себе задавать вопросы (приятные и не очень). Может быть, кто-то из вас немного "изменился" в лучшую сторону и что-то "поменял" в своем отношении к другу… Главное, чтобы осталось неизменным – доброе отношение к людям!