Приложение МААМ

«Без друзей меня чуть-чуть». Урок-рассуждение

Ирина Малахинская
«Без друзей меня чуть-чуть». Урок-рассуждение
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: формирование нравственных качеств несовершеннолетних, мотивация на совместную коллективную деятельность.

Задачи: осознание необходимости конструктивного общения, демонстрация положительных сторон дружбы; изменение отношения к конструктивному общению, разработка модели конструктивного внутригруппового общения.

Форма проведения: урок - рассуждение

Материалы: цветные листы бумаги, свеча, спички, игла, нитки, шнурки, список качеств (2 шт., бланк – таблица для тестирования, бумага белая, карандаши.

Ход занятия

Кто в дружбу верит горячо,

Кто рядом чувствует плечо,

Тот никогда не упадет,

Публикация «„Без друзей меня чуть-чуть“, Урок-рассуждение» размещена в разделах

В любой беде не пропадет.

А если и споткнется вдруг,

То встать ему поможет друг,

Всегда ему надежный друг

В беде протянет руку.

- Сегодня мы будем говорить о том, кто такой "товарищ" и "друг", что значит "общаться" и "дружить".

- Каждый человек стремится к общению. Это естественное чувство. Но, к сожалению, в жизни мы встречаем как общительных, так и малообщительных людей. А существуют ли секреты общения? Можно ли этому научиться?

(Ответы детей)

- Для того, чтобы понять, какие качества помогают найти общие интересы, подружиться с другими людьми, предлагаю выполнить упражнение "Объявление".

(Раздаются цветные листочки)

Инструкция: вы решили найти друга по переписке и для этого вам нужно написать объявление о себе в газету. Расскажите о своих сильных сторонах - о том, что любите, цените, о том, что дает вам чувство уверенности. Но при этом не умалчивайте о своих недостатках.

"Объявления" вывешиваются на импровизированную доску объявлений.

Вопросы для обсуждения: Какие трудности возникали при написании "объявления"?

Кто становится другом? Как его найти?

Какие личные качества необходимы для настоящей дружбы? А какие противопоказаны ей?

- Думаю, что объявления обязательно привлекут к себе внимание, ведь в основе общения лежат два качества – уважение и доверие, а это признак того, что человек стремится понять внутренний мир другого.

Упражнение "Сиамские близнецы"

Инструкция: сиамские близнецы — это два человека, некоторые части тела у которых общие. Предлагается разбиться на пары и стать такими близнецами: свободными должны остаться правая рука одного и левая другого. После этого они должны на время выполнить простые задания: зажечь свечу с помощью спичек, вдеть нитку в иголку, завязать шнурок на ботинке.

Вопросы для обсуждения: что помогало и что мешало при выполнении заданий?

- Что же сближает людей? Какие черты характера вы хотели бы видеть в своих друзьях? Давайте "разобьемся" на две группы: одна группа выберет из списка предложенных качеств, обозначающие необходимые другу черты; вторая группа- качества, которые нужно "изживать". Заполним таблицу.

ПОНИМАНИЕ, ДЕЛИКАТНОСТЬ, МЕЛОЧНОСТЬ, НЕУВЕРЕННОСТЬ, ПРОЩЕНИЕ, ЗАВИСТЬ, РАВНОДУШИЕ, ДОБРОТА, МИЛОСЕРДИЕ, САМОКРИТИЧНОСТЬ, РАЗДРАЖИТЕЛЬНОСТЬ, ЧЕСТНОСТЬ, БОЛТЛИВОСТЬ, ПРИВЕТЛИВОСТЬ, СДЕРЖАННОСТЬ.

- Вот теперь вы смоли убедиться в том, сколько нужно воспитать в себе качеств, чтобы научиться быть хорошим другом. Больше всего общительность проявляется в чувстве товарищества. Но как отличить истинную дружбу от приятельских отношений? У каждого человека на этот счет свое мнение. А какое оно у вас?

(ответы детей)

Физкультминутка.

Необходимо хлопнуть в ладоши, если относишься к следующей категории:

- Хлопают все присутствующие;

- Только девочки;

- Только те, кто любит вкусно поесть;

- Только те, кто опаздывает на уроки;

- Только те, кто хорошо учится;

- Только те, кто не любит каникулы;

- Только те, кто любит сладкое;

- Только те, кому нравится играть в футбол;

- Только те, у кого прекрасное настроение.

Работа со сказкой "Пузырь, соломинка и лапоть"

Обсуждение: что понравилось, не понравилось в сказке? Что запомнилось? Что важное узнали из этой сказки?

- Умение дружить – качество, которым обладает не каждый. Хорошего друга ценят, им дорожат, и такой человек редко бывает одинок. А ты умеешь дружить? Это поможет определить тестирование:

ТЕСТ

1. Своими лучшими друзьями (подругами) ты считаешь тех,

А. С кем у меня складываются отличные отношения;

В. На кого можно положиться в трудной ситуации;

С. Кто умеет многого добиться в жизни.

2. Честно говоря, тебе очень хотелось, чтобы твои лучшие друзья…

А. Были интересными личностями;

В. Помогали мне, когда я об этом прошу;

С. Никогда не придавали меня в трудную минуту.

3. Если тебе предложили выбрать одну из книг для чтения по вечерам, то это была бы книга…

А. О том, как заводить друзей и поддерживать хорошие отношения в жизни;

В. Про интересных людей и их приключения;

С. Детектив или фантастика.

4. На перемене одноклассники начинают спорить и, кажется, вот-вот поссорятся. Как ты себя при этом поведешь?

А. Попытаюсь их утихомирить…

В. Отойду в сторону-это не мои проблемы;

С. Разберусь – кто прав, а кто виноват – и выскажу свое мнение.

5. Согласишься ли ты с утверждением, что большинство людей были бы гораздо счастливее, если больше доверяли друг другу?

А. Думаю, что да;

В. Я не уверен (а);

С. По-моему, счастье не в том.

6. Как ты считаешь, у тебя есть качества, которыми ты гордишься, но которые так и не оценили (может быть пока) твои друзья?

А. Сомневаюсь;

В. Мне такая мысль никогда в голову не приходила;

С. Однозначно да.

7. Ты знаешь, что у друга (подруги) случилась неприятность и он (а) скорее всего позвонит и попросит тебя помочь. Ты…

А. Не стану дожидаться и позвоню сам (а);

В. Посочувствую по телефону;

С. Попрошу родителей сказать, что меня нет дома.

Оценка результатов теста: сумма баллов покажет тебе результат

1 2 3 4 5 6 7

А 0 6 6 0 6 3 6

В 3 0 3 6 3 0 3

С 6 3 0 3 0 6 0

0-18 баллов:

Наверное, тебе вряд ли удалось бы толком ответить, а зачем тебе вообще друзья. Тебе, в сущности, и без них неплохо. Что хочешь, то и делаешь, опять же – никаких обязательств перед человеком, с которым дружишь…

Задумайся, тебе никогда не бывает одиноко в глубине души? Все-таки в одиночку трудно прожить на свете.

21-33 балла:

Ты личность, с которой интересно и приятно общаться. О том, чтобы заполучить тебе в число лучших друзей, мечтают многие. К тому же у тебя есть замечательное качество – надежность: ты никогда не подведешь в трудную минуту. Словом, ты действительно умеешь дружить, и твоим близким людям можно просто позавидовать.

34-48 баллов:

Для тебя дружба – это все или почти все. Ты изводишься (и изводишь других, когда тебе подолгу приходится не видеться с человеком, которого считаешь другом или подругой. Ради этого человека ты готов (а) даже свои интересы в сторону, но при этом идеалистический взгляд на дружбу. Попытайся спуститься с небес на землю!

- Этот тест – настоящий самоанализ, но не приклеивай себе ярлык "А я такой, что поделаешь. Принимайте все как есть". Иногда очень полезно осознать, "какой я". Помните: дружба – это школа воспитания человеческих чувств. Дружба нужна нам не для того, чтобы заполнить время, а для того, чтобы утверждать в человеке, и прежде всего в самом себе добро.

- Как же найти настоящего друга? Нужно ли его специально искать? Оглянитесь вокруг: рядом с вами сверстники, среди которых вы обязательно найдете единомышленников по целям, мечтам, увлечениям. Но это не самое главное. Важнее всего осознание, что вы сами должны стать настоящим другом. У каждого человека есть право на свою точку зрения. Если вопрос спора не слишком принципиальный, постарайтесь разговор сделать просто приятным. Прав друг или нет, сделайте так, чтобы ему с вами было хорошо.

Выводы: дружба — это добрые, долгие, устойчивые отношения. Друзья — это другие люди со своими интересами, которые нужно уважать. Дружить - значит помогать, защищать, придумывать совместные игры. Чем добрее, умнее ты будешь, тем больше будет у тебя друзей.

- Ребята, мы с вами много говорили сейчас о дружбе. Сделали вывод, что дружба - это устойчивые отношения, которые приятны и интересны друзьям.

Упражнение "Портрет друга"

- Сейчас я предлагаю вам представить, как выглядят те люди, которых вы уверенно можете назвать своими друзьями : как будет выглядеть этот человек, чем он любит заниматься, т. е. нарисовать портрет друга.

Обсуждение: что похоже / разного есть в рисунках? Похожи ли ваши друзья на вас : внешность, любимые занятия?

- Вот и подошло к концу наше занятие. Наверное, каждому из вас пришлось задумываться над неожиданными вопросами, самим себе задавать вопросы (приятные и не очень). Может быть, кто-то из вас немного "изменился" в лучшую сторону и что-то "поменял" в своем отношении к другу… Главное, чтобы осталось неизменным – доброе отношение к людям!

Публикации по теме:

Программа «Мир доброты» по формированию нравственных ориентаций у старших дошкольников Пояснительная записка. В современном обществе в связи с изменениями социально-экономической ситуации наблюдается доминирование материальных.

Ритуалы окончания занятия Окончание занятия- это завершение определенного вида деятельности, но не не общения, поэтому ритуал должен с одной стороны, показать, что.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Без друзей меня чуть-чуть». Урок-рассуждение
Опубликовано: 19 февраля 2014 в 19:46
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Без друзей меня чуть-чуть». Урок-рассуждение» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Малахинская (УИ 191611) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД