Ольга Гранина
Программа «Мир доброты» по формированию нравственных ориентаций у старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка.
В современном обществе в связи с изменениями социально-экономической ситуации наблюдается доминирование материальных ценностей над духовно-нравственными. Преобладает эгоцентричное поведение: люди отличаются равнодушием к окружающим, отсутствием взаимопонимания и терпимости к недостаткам. Нежелание оказывать помощь бескорыстно обусловило необходимость воспитания личности, которая делает свой выбор, принимает решения и совершает поступки, основываясь на нравственных ценностях.
Публикация «Программа „Мир доброты“ по формированию нравственных ориентаций у старших дошкольников» размещена в разделах
- Доброта. Воспитание доброты, учимся быть добрыми
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2013
Ведущие психологи (Л. С Выготский, П. Я. Гальперин, особое значение в становлении личности придают дошкольному периоду и раннему детству, так как именно в этом возрасте формируются все жизненные установки ребенка.
Общеизвестно какое важное значение для личностного развития ребенка имеет семья. Именно в семье усваиваются, копируются образцы реагирования на различные ситуации, на отношения к объектам и различным явлениям жизни, культура поведения. Несмотря на то, что родители стараются воспитывать детей своим примером, дети большую часть времени проводят в детских учреждениях. Поэтому процесс формирования нравственных ценностных ориентаций у детей начиная с дошкольного возраста – одно из основных направлений работы педагогов ДОУ. Главным условием успешности которой является любовь педагога к детям. Без этого дети не научатся любить окружающих, заботиться о них, откликаться на эмоциональное состояние другого человека.
Цель
Содействие становлению нравственного компонента личности ребенка, умению смотреть на мир сквозь призму нравственных ценностей.
Задачи.
• Формировать представления о нравственных ценностях.
• Способствовать развитию нравственных качеств.
• Воспитывать культуру поведения.
Основные формы работы.
Работа с
родителями- Семейные
традиции
Чтение
Художественной
литературы
Народные
Праздники
Театрализованная деятельность
Продуктивная деятельность,Беседа
Ситуация общения
Трудовая деятельность
ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ.
В программе отражены методы работы направленные на приобщение детей к нравственным ценностям, формирование у них нравственных качеств, которые в свою очередь выступают регулятором поведения.
Работа по программе представлена в виде системы (модели) нравственных ценностей на которые следует ориентировать ребенка.
Реализация программы носит многокомпонентный, комплексный характер.
Во-первых это наблюдения в различных видах деятельности, беседы с детьми и родителями. (природные задатки и возможности).
Во-вторых это образцы поведения, ориентированные на базовые ценности. (рефлекторный уровень). Сказки, обряды, традиции, ситуации общения.
В третьих – умение устанавливать причинно следственные связи между поведением и поступками людей.
В четвертых это профессиональные качества педагога.
В пятых это тесное сотрудничество с семьёй.
В основе программы лежит альтернативная модель общения детей и педагога.
• Взаимное сотрудничество
• Атмосфера доверия
• Умение признавать свои ошибки.
Необходимым условием реализации программы являестся создание благоприятного психологического микроклимата в ДОУ и доверительное общение с родителями.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.
Предполагает 9 тем. Работа проводится в часы свободной деятельности – 2 занятия в месяц.
№ ТЕМА ЗАДАЧИ
1
Я ЧЕЛОВЕК Осознание себя, как личности.
Воспитание уважения к индивидуальности личности и мнению окружающих.
2
МОЯ СЕМЬЯ Знакомство с составом семьи. Воспитание уважения к членам семьи.
3
ДРУЖБА Воспитание терпимости, умение примирять ссорящихся, не отвечать злом на зло.
4
ДОБРОТА Воспитание доброжелательности, стремления совершать добрые поступки. Способности просить прощения, милосердия.
5
ИСТИНА Воспитание честности, справедливости, способности видеть свои ошибки и признавать их.
6
ТРУДОЛЮБИЕ Воспитание трудолюбия. Бережного отношения к труду другого, желание радовать своим трудом других.
7
МАМА
БАБУШКА
ПАПА Воспитание ответственности, заботливости, чуткости к близким людям. Сострадания, послушания.
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ.
Формирование нравственных ориентаций у воспитанников ДОУ предполагает обязательное подключение ближайшего окружения ребенка – родителей и близких ему родных, выработку согласованных задач.
Задачи.
• Содействовать формированию у родителей ответственности за создание психологического благоприятного семейного микроклимата.
• Обогащать родителей знаниями педагогической этики.
• Раскрывать особенности формирования нравственных ориентаций, с тем чтобы действовать совместно и согласованно.
Формы работы.
• Родительские собрания.
• Тематические встречи.
• Организация семейных проектов.
• Организация различных конкурсов, выставок.
• Консультации.
• Дни семейного отдыха.