Галина Карпушенкова
Безопасность как стиль жизни (из опыта работы с детьми дошкольного возраста)
▼ Скачать + Заказать документы
Безопасное поведение на улице, в быту, безопасное общение с людьми - все это составляющие общей культуры безопасности, которые закладываются в дошкольном возрасте. Хорошо известные виды детской деятельности, благодаря их особой организации - создают условия для формирования осмысленного отношения к нормам безопасной жизни и их усвоению. Детские игры порой становятся причиной несчастных случаев и не всегда рядом есть человек, который может им помочь. Безопасность и здоровый образ жизни – это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных, в том числе неожиданных ситуациях. Поэтому главным направлением в борьбе с пожарами является их профилактика. Задачами работы с детьми в области пожарной безопасности являются :
Публикация «Безопасность как стиль жизни (из опыта работы с детьми дошкольного возраста)» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2013
• Знакомство с пожарной опасностью и безопасностью
• Формирование у детей сознательного и ответственного отношения к личной безопасности.
• Формирование знаний, умений и навыков правильных действий в случае возникновения пожара.
Анализ происшествий показал, что дети гибнут в результате пассивного поведения, от страха прячутся в укромный уголок комнаты вместо того, чтобы покинуть дом или позвать на помощь. Дети зачастую не знают, как противодействовать опасности. Поэтому важно развить у дошкольников самостоятельность и ответственность за свое поведение. Как правильно вести себя при чрезвычайных ситуациях, что нужно уметь, чтобы спастись при пожаре, как работают настоящие пожарники - об этом мы в детском саду начинаем рассказывать уже с младшего возраста. В основном обучение осуществляется через совместную и индивидуальную деятельность воспитателя с детьми в утренние и вечерние отрезки времени. Задачи этого образовательного направления планомерно решаются через все виды деятельности детей -рисование, чтение и обсуждение литературы, творческие игры, тематические конкурсы детских рисунков «Огонь-друг, огонь-враг», тематические альбомы и плакаты «Малышам о пожарной безопасности», встречи с интересными людьми, просмотр видеофильмов, игры –драматизации, развлечения, оформление противопожарных стендов.
Начиная с младшей группы, мы в первую очередь рассматривали иллюстрации, изображающие огонь и его последствия. Затем исследовали пожарную машину, объясняя, почему она красного цвета, проводили опыт со свечой, показывая, что свеча дает нам тепло, свет, но может и обжечь, от нее могут загореться предметы. Заучивали потешку «Тили-бом, тили-бом! Загорелся кошкин дом» с последующим обсуждением. Перед Новым годом беседовали на тему «Скоро будет елка», где рассказывали об осторожном использовании бенгальских огней и фейерверков. Беседовали на тему: «Вещи вокруг нас», знакомя детей с электробытовыми приборами, утюгом, плитой.
В старшем возрасте мы проводили уже такие беседы ка «Эта спичка-невеличка». Дети узнали, что пожары происходят от искры, от молнии, от не затушенной сигареты, от брошенной горящей спички. Показывали, как горит тополиный пух – говорили о том, что его нельзя зажигать, так как загорится трава, деревья и другие постройки.
Очень нравятся детям словесные игры, где закрепляются знание основных причин пожара:
«Раз, два, три, четыре
У кого пожар в (квартире)
Дыма столб поднялся вдруг,
Кто не выключил (утюг)
Красный отблеск пробежал
Кто со спичками (играл)
Побежал огонь во двор
Это кто там жег (костер)
Пламя прыгнуло в траву
Кто у дома жег (листву….
Мы проводили конкурс детских рисунков по мотивам сказки «Огневик и облачные слоны». Играя в дидактическую игру «Огнеопасные предметы» дети учились выбирать предметы, которые являются причиной пожара. Заучивали такие стихи:
«Человеку друг огонь
Только зря его не тронь!
Если будешь баловать
То беды не миновать
От огня несдобровать»
Отгадывали загадки:
«Красный петушок по жердочке бежит» (огонь)
«То назад, то вперед
Ходит, бродит пароход
Остановишь - горе
Продырявит море» (утюг….
С детьми старшего возраста была проведена литературная викторина по прочитанным произведениям, где ставились следующие задачи:
- помочь преодолеть страх перед огнем,
- расширить представления детей о профессии пожарного,
- формировать чувство защищенности со стороны взрослых.
В своей работе мы широко использовали произведения К. Чуковского «Путаница», С. Михалкова «Дядя Степа», С. Я Маршака «Пожар», «Кошкин дом», «Рассказ о неизвестном герое». Организовали экскурсию по детскому саду, дети познакомились с уголком противопожарной безопасности, системой оповещения, средствами тушения пожара, эвакуационными путями. Проведено практическое занятие «Что бы не было беды - лучше правила учи!», на котором обучали детей конкретным навыкам тушения начинающего пожара и спасения себя от огня и дыма. Беседовали на тему «В жизни всегда есть место подвигу». Организовали КВН «Моя безопасность»,
Незабываемые впечатления у ребят остались после развлечения с участием работников пожарной охраны, на котором детям было рассказано о правилах поведения при пожаре. Дети с удовольствием играли в игры-соревнования:
- «На пожар», преодолевая полосу препятствий, спасая куклу от огня;
- «Тушение пожара» - игроки черпали воду из большого таза и передавали ведерко друг другу, выстроившись в цепочку;
- «После пожара» - сматывали пожарный рукав.
Активное участие в жизни группы принимают родители. Совместно с ними проведен досуг «Огонь-друг, огонь – враг». Анкетирование среди родителей по теме безопасности детей дома показало понимание обозначенной проблемы.
Анализ проведенной работы показал, что, самое главное, дети усвоили ряд необходимых правил поведения при возникновении пожарной опасности: выбежать из горящего дома, вызвать по телефону «01» пожарных (МЧС, скорую помощь, звать на помощь и т. д. Поэтому мы еще раз убедились в том, что формировать культуру поведения, нравственные и волевые качества необходимо и можно как можно раньше, так как это необходимо для воспитания самостоятельности в обеспечение собственной безопасности.