Любовь Владимировна Шиман
«Блочно-тематическое планирование игр-драматизаций». Формирование нравственных ценностей средством игр-драматизаций
▼ Скачать + Заказать документы
Являясь разновидностью творческой игры, игра-драматизация по сюжету художественного произведения имеет и свои специфические особенности: она представляет собой синтез восприятия художественного произведения и является, во-первых, особой внутренней творческой деятельностью; во-вторых, в ходе сопереживания и сочувствия персонажам у ребенка появляются новые эмоциональные отношения. Для организации целенаправленной работы с детьми старшего дошкольного возраста нами был разработан тематический план, целью которого является формирование нравственных ценностей средством игр – драматизаций.
Публикация «„Блочно-тематическое планирование игр-драматизаций“, Формирование нравственных ценностей средством игр-драматизаций» размещена в разделах
- Драматизация. Конспекты игр-драматизаций
- Игры для детей
- Планирование. Планы работ
- Театр. Театрализованная деятельность
- Театрализованная деятельность. Сценарии
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2014
Данный план содержит пять блоков, основанных на литературных произведениях, отобранных нами для игр-драматизаций и способствующих формированию таких нравственных качеств как доброта, отзывчивость, сострадание, справедливость, сочувствие.
Блок 1. Игра-драматизация «Заюшкина избушка» (русская народная сказка)
Цель: Формировать у детей чувства отзывчивости, сострадания; воспитывать желание помогать попавшим в беду.
Создание атрибутов и развивающей среды Чтение художественной литературы Подготовка к драматизации
- маски героев;
- декорации домиков, леса. Выразительное чтение;
пересказ по ролям;
инсценировка сказки;
рисование на тему «Лиса под окошком». 1. Разыгрывание этюдов «Лиса просит зайчика пустить её к себе», «Собачка помогает зайчику», «Медведь помогает зайчику» «Петушок помогает зайчику».
2. Распределение ролей (Заяц, лиса, петушок, собачка, медведь).
3. Установка декораций (деревья, дом).
4. Разыгрывание сюжета сказки (появляются герои сказки и произносят слова в соответствии с выбранной ролью).
Блок 2. Игра –драматизация «Теремок» (русская народная сказка)
Цель: Воспитывать у детей сострадание, формировать понимание об оказании
помощи. Формировать у детей эмоционально целостное восприятие сказочных образов, воспитывать сопереживание.
Создание атрибутов и развивающей среды Чтение художественной литературы Подготовка к драматизации
Изготовление атрибутов: -декорации теремка и леса;
- маски героев сказки мышки, лягушки, зайца, петуха, лисы, медведя. Выразительное чтение;
пересказ по ролям;
инсценировка сказки;
лепка героев сказки.
1. Разыгрывание этюдов «Как лягушка прыгает», «Как медведь идет к теремку».
2. Распределение ролей (мышка, лягушка, петух, заяц, лиса, волк, медведь).
3. Установление декораций (деревья, теремок).
4. Разыгрывание сюжета сказки (появляются герои сказки и произносят слова в соответствии с ролью) : - к теремку подходят мышка, лягушка, петух, лиса, волк и произносят слова: «Кто-кто в теремочке живет, кто-кто в невысоком живет…»; - приходит медведь и ломает теремок; дети строят новый.
Блок 3. Игра-драматизация «Кот, петух и лиса» (русская народная сказка)
Цель: Воспитывать у детей доброту, отзывчивость, сострадание, умение сопереживать, способствовать возникновению желания оказывать помощь попавшим в беду.
Создание атрибутов и развивающей среды Чтение художественной литературы Подготовка к драматизации
Изготовление атрибутов:
- декорации, домика петуха и кота, домика лисы;
- маски кота, петуха и лисы.
Выразительное чтение;
пересказ по ролям;
инсценировка сказки.
Рисование на тему «Как котик спасает петушка».
1. Игры – упражнения «Позови петушка», «Позови котика - братика». 2. Распределение ролей (петух, кот, лиса). 3. Установка декораций (деревья, домик лисы, домик кота и петуха). 4. Разыгрывание сюжета сказки (появляются герои сказки и произносят слова в соответствии с ролью) :
- кот уходит в лес за дровами и наказывает петушку, как нужно вести себя в его отсутствие;
- появляется лиса и поет песню «Петушок, петушок золотой гребешок…»;
- петушок выглядывает в окошко и лиса его забирает в лес;
- петушок кричит: «Несет меня лиса за темные леса…»;
- кот бежит в погоню и отнимает петушка;
- история повторяется;
- кот играет на гуслях возле лисьего дома;
- лиса выглядывает, кот хватает петушка и убегает
Блок 4. Игра-драматизация «Три поросёнка» (английская народная сказка)
Цель: Развивать осознание необходимости заботиться о других и помогать; дружно играть и трудиться. Формировать способности импровизировать, способность самостоятельно выбирать действия для эмоциональной выразительности нравственных ценностей.
Создание атрибутов и развивающей среды Чтение художественной литературы Подготовка к драматизации
Изготовление атрибутов:
- декорации домики поросят;
- маски поросят, волка.
Выразительное чтение;
пересказ по ролям;
инсценировка сказки.
Аппликация на тему «Три поросенка».
1. Этюд: «Поросята строят домик».
2. Распределение ролей (Ниф-Ниф, Наф-Наф, Нуф-Нуф);
3. Установка декораций (домики, деревья);
разыгрывание сюжета сказки (появляются герои сказки и произносят слова в соответствии с ролью);
- дети имитируют строительство домиков и поют песню: «Нам не страшен серый волк»;
- появляется волк и ломает домики двух поросят;
-поросята бегут в домик Наф-Нафа и прячутся там от волка;
- волк проникает в домик через дверь, а на него выливается ведро воды и он убегает. Поросята снова весело танцуют на полянке.
Блок 5. Игра- драматизация «Айболит» (К. И. Чуковский)
Цель: Воспитывать у детей сострадание, доброту, чувство ответственности, желание заботиться о тех, кто слабее, жалость к заболевшим зверям.
Продолжение таблицы 2.
Создание атрибутов и развивающей среды Чтение художественной литературы Подготовка к драматизации
Изготовление атрибутов:
- маски героев;
- декорации дерева. Выразительное чтение.
Пересказ по ролям.
Инсценировка сказки.
Рисование героев сказки по выбору детей
1. Игра – беседа «С Айболитом»;
игра – импровизация «Вылечи друга».
2. Распределение ролей (Айболит, барбос, лиса, зайчиха);
3. Установка декораций (дерево);
4. Разыгрывание сюжета произведения (появляются герои произведения и произносят слова в соответствии с ролью);
- к Айболиту подходят животные и просят вылечить их и своих детенышей.