Оксана Верещагина Трофименко
«Богатыри — Защитники земли русской» — конспект занятия для детей старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
• Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры.
• Развитие патриотических и гражданских чувств.
Задачи:
по познавательно-речевому направлению:
• «Познание»
- Познакомить детей с традицией защиты Отечества в нашей стране.
- Расширять кругозор детей, формировать представление о героическом прошлом русского народа, великих русских богатырях - защитниках земли русской;
Публикация «„Богатыри — Защитники земли русской“ — конспект занятия для детей старшей группы» размещена в разделах
- Богатыри
- Богатыри. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2015
- Познакомить детей с военными профессиями: капитан, лётчик, подводник, танкист.
• «Коммуникация»
- Учить детей вступать в речевые контакты с педагогом: отвечать на вопросы, участвовать в коллективном разговоре.
- Продолжать учить говорить по очереди, не перебивая говорящего.
- Развивать словарь детей :
обогащать за счёт текстов былин, пословиц.
продолжить знакомство с пословицами о войне
активизировать за счё т слов: Русь, богатыри, былины; доспехи богатырей (кольчуга, щит, шлем, латы); оружие богатырей (копье, меч, лук со стрелами, булава-палица).
• «Чтение художественной литературы».
- Вызвать интерес к языку былин, сказаний, песен, преданий о русских богатырях, пословицам и поговоркам о защите Родины.
по социально-личностному направлению:
• «Социализация»
- Дать почувствовать детям свою причастность к истории нашей Родины, нашего народа.
- Воспитывать в детях гордость за своих предков – защитников своей Родины, уважение к русским воинам, желание продолжать традиции по защите своего Отечества.
- Учить понимать необходимость и святую обязанность защищать Родину.
- Создавать условия для развития умения сотрудничать со сверстниками: формулировать собственную точку зрения, уметь выслушать точку зрения своего партнёра, сравнивать их и согласовывать при помощи аргументов.
• «Труд».
- Содействовать развитию творческих способностей в продуктивной деятельности на основе собственных желаний и предпочтений.
-
по художественно-эстетическому направлению:
• «Музыка»
- Воспитывать у детей интерес к музыке, желание её слушать, эмоционально на неё откликаться
(Песня “Богатырская наша сила”, музыка А. Пахмутовой, стихи Н. Добронравова).
- Развивать у детей эмоционально – эстетические чувства при восприятии иллюстраций.
- Продолжать учить детей правильно понимать содержание картины, выделять средства художественной выразительности.
по физическому направлению:
• «Здоровье»
- Создать положительный эмоциональный настрой;
- Способствовать предупреждению детского утомления, становлению устойчивого интереса к здоровому образу жизни.
• «Физическая культура»
- Формировать осознанную потребность в двигательной активности и физическом совершенствовании.
- Учить детей соблюдать и контролировать правила в подвижных играх.
Предварительная работа:
• Чтение К. Д. Ушинский "Наше Отечество", русских народных сказок «Никита Кожемяка», «Змей Горыныч».
• Рассматривание иллюстраций о богатырях к произведениям А. С. Пушкина: “Сказка о царе Салтане…”, “Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях”.
• Материалы к занятию : иллюстрации с изображением самолёта, самострела, коня, меча, кольчуги, шлема богатырского, булавы, три макета коня.
• Материалы для аппликации: модели щита, кольчуги, шлема, сапог, рукавиц, рисунка с изображением богатыря;
• Магнитофон, диск с записями: звукозапись песни «Богатырская наша сила» А. Пахмутовой на стихи Н. Добронравова, песни “Наша Армия” в исполнении группы “Непоседы”.
Организация:
Дети заходят в группу с воспитателем.
На экране – 1 слайд “День Защитника Отечества”.
Ход занятия:
Воспитатель: У нас сегодня много гостей. Поздоровайтесь с ними, пожалуйста.
Дети: (здороваются).
Воспитатель: Присаживайтесь, пожалуйста, на стулья. Дети, скоро наша страна отметит День Защитника Отечества. Чем знаменателен этот день? Что значит “День Защитника Отечества”?
Дети: Это праздничный день в честь Защитников нашей Родины.
Воспитатель: А что означает слово "Отечество"?
Дети: Это наша Родина, Россия. Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили испокон веков отцы наши и деды.
Воспитатель: Кто такие "защитники Отечества"?
Дети: Это воины, которые защищают и охраняют нашу Родину от врагов.
Воспитатель: Правильно, это воины, которые охраняют нашу страну, оберегают её от врагов, чтобы защитить нашу Россию, наш русский народ, богатства нашей страны. О чём можно сказать?
“Русский” - храм, человек, мороз.
“Русская” – душа, земля, песня, река.
“Русские” – реки, поля, дороги, сказки.
“Русское” – слово, поле, раздолье…
Воспитатель: предлагаю вам посмотреть на экран.
2 слайд. Видеосюжет “Моя Армия” (музыка Э. Ханок, слова И. Резник, в исполнении группы “Непоседы” – 1 минута).
Воспитатель: Для чего нашей армии нужны военно-морские силы?
Дети: Военно-морские силы нужны для того, чтобы защищать наши моря и океаны.
Воспитатель: Для чего нашей армии нужны военно-воздушные силы?
Дети: Они защищают нашу Родину в воздухе.
Воспитатель: Для чего нашей армии нужны сухопутные войска?
Дети: Сухопутные войска нужны для того, чтобы защищать нашу землю.
Воспитатель: Какая современная техника помогает Российской Армии?
Дети: Танки, самолёты, корабли, вертолёты, подводные лодки, ракетные установки.
Воспитатель: Кто управляет:
танком – танкист;
самолётом, вертолётом – лётчик;
подводной лодкой – подводник;
военным кораблём – капитан.
Воспитатель: Традиция защиты Отечества существует с давних пор. Давайте вспомним, кто в давние времена защищал нашу Родину? В давние-давние времена наша страна называлась Русь. Когда на Русь нападали враги, на её защиту вставали самые смелые, самые отважные, самые храбрые, решительные, мужественные защитники. Посмотрите, пожалуйста, на экран.
3 слайд: картина “Три богатыря”.
Воспитатель: Эту картину написал художник Виктор Михайлович Васнецов. Кого мы здесь видим?
Дети: Мы видим трёх богатырей.
Воспитатель: Правильно. Так выглядели защитники земли русской. Каким должен быть богатырь, как вы думаете?
Дети: Богатырь должен быть сильным, отважным, бесстрашным, решительным, героическим, храбрым, мужественным, доблестным, справедливым, мудрым, стойким, суровым и беспощадным к врагам, умным, смекалистым и т. д.
Воспитатель: Верно, именно таким и должен быть богатырь. Вспомните, пожалуйста, как их зовут?
Дети: Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алёша Попович.
Воспитатель: Что делали богатыри?
Дети: Богатыри защищали нашу Родину от врагов.
Воспитатель: Посмотрите, пожалуйста, внимательно на Илью Муромца. Куда он так внимательно смотрит, как вы думаете?
Дети: Он смотрит, не идёт ли где враг.
Воспитатель: Правильно. Давайте рассмотрим, что на них одето. Я показываю указкой, а вы называете.
Дети: Шлем, кольчуга,
Воспитатель: Что в руках у богатырей?
Дети: У Добрыни Никитича – меч и щит, у Алёши Поповича – лук, у Ильи Муромца – палица.
Воспитатель: Правильно. Почему они так одеты?
Дети: Они готовы к бою, готовы защищать.
Воспитатель: Я приготовила для вас иллюстрации. Сейчас я вам их раздам. Посмотрите, пожалуйста, что на них изображено и зачем это богатырю. (Иллюстрации шлема богатырского, коня, щита, копья, меча, палицы, кольчуги, самострела).
Дети: Это шлем. Он нужен богатырю для того, чтобы защитить голову от ударов (и так далее).
Воспитатель: Вы всё правильно сказали. А сейчас я предлагаю вам изобразить трёх богатырей. Вставайте, пожалуйста, Егор, Ваня и Федя. Одевайте, пожалуйста, снаряжение и садитесь на “коней”.
Дети: (изображают).
Воспитатель: Настоящие богатыри! Но сейчас у нас мирное время. Разоружайтесь, пожалуйста, и присаживайтесь на стулья.
Дети: (Присаживаются).
Воспитатель: Из каких произведений вы узнали о богатырях?
Дети: Из былин, русских народных сказок, мультфильмов.
Воспитатель: Да, но раньше мультфильмов и сказок не было, и мы узнавали о богатырях из былин. Былины – это сказания о том, что было давным-давно. Дети, а вы бы хотели пройти путь богатырей?
Дети: Да.
Воспитатель: Тогда нам нужно собираться в путь. Вставайте около ваших стульев. В старинных былинах говорится о том, что перед тем, как отправиться в дальний путь, богатырю предстояло выбрать дорогу. Богатырь стоял на распутье у камня, на котором были написаны направления и препятствия в пути.
4 слайд. Изображение камня с надписью.
Воспитатель: Посмотрите, пожалуйста, у нас на пути тоже камень. На нё м написано:
Пойдёшь направо – деньги и слава.
Пойдёшь налево – друзей потеряешь и будешь не смелым.
Двинешься прямо – ждёт опасность и богатырская слава.
Какую дорогу вы предлагаете выбрать?
Дети: предлагают свои варианты, выбирают общее решение.
Воспитатель: Смелость, дружба и умение договариваться – помогут нам преодолеть все препятствия на пути. С помощью препятствий богатыри проявляли свои качества: смекалку, внимательность, ловкость. Вот и первое задание, на внимательность: посмотрите, пожалуйста, на картину и скажите, правильно ли нарисовал художник трёх богатырей?
Дети: У Добрыни Никитича в руках был меч, а не шахматы. У Ильи Муромца на руке висела палица, а не топор. У Алёши Поповича не было в руках гуслей, а был лук.
Воспитатель: Какие вы внимательные! Справились с первым заданием. Вот и второе задание: на память.
Вот преграда на пути-
Её так просто не пройти.
Добавьте словечко все вместе скорей,
Пословицы русские вспомним дружней!
Воспитатель: Я буду называть пословицу, а вы будете дружно называть нужное слово.
1. Для Родины своей ни сил, ни жизни (не жалей).
2. Родина-мать, умей за неё(постоять).
3. Смелость города (берёт).
4. Плох тот солдат, который не мечтает стать (генералом).
5. Тяжело в учении – легко в (бою).
Воспитатель: И это испытание прошли! Да как дружно!
Задание 3, на смекалку:
Как преграду нам пройти?
Есть загадки на пути!
Дети, дружно размышляйте
И загадки отгадайте.
Педагог загадывает загадки, ответы-отгадки появляются на экране.
Воспитатель: Рубашку такую не вяжут, не шьют, её из колечек железных плетут.
Дети: Кольчуга.
Воспитатель: Как вы догадались, что это кольчуга?
Дети: высказывают своё мнение.
Воспитатель: Железная шапка с острым концом, а спереди клюв навис над лицом.
Дети: Шлем.
Воспитатель: С чем сравнивается шлем в загадке?
Дети: С железной шапкой с острым концом.
Воспитатель: Оружие это не просто поднять,
Не просто поднять и в руке удержать.
Легко им снести было голову с плеч…
Ну, что, догадались? Конечно же…
Дети: Меч.
Воспитатель: Чтоб грудь защитить от ударов врага,
Уж вы это знаете, наверняка,
На левой руке у героя висит
Тяжёлый, блестящий и кругленький…
Дети: Щит.
Воспитатель: Как говорится в загадке, какой щит?
Дети: Тяжёлый, блестящий и кругленький.
Воспитатель: Всё правильно сказали. И это испытание прошли. Какие вы смекалистые!
Четвёртое задание. Давайте покажем нашу молодецкую удаль!
Физминутка - упражнения под музыку “Богатырская сила”.
Воспитатель: Какие вы ловкие! И с этим заданием справились.
И осталось последнее испытание: на умение трудиться. Мы отправляемся в мастерскую. Присаживайтесь, пожалуйста, за столы.
(На столах трафареты шлема, кольчуги, рукавиц, сапог. Задание для детей – украсить их с помощью пайеток и прикрепить на рисунок с изображением богатыря. Фоном звучит музыка “Наша Армия”).
Воспитатель: Ну вот, дети, и подошло к концу наше занятие, вы все были молодцы, хорошо выполняли все задания, были внимательными, ловкими и сообразительными. Много узнали о богатырях. Я верю, что, когда вы подрастёте, то тоже станете достойными защитниками Отечества.