Получи документы

Большая школа человеческих отношений

Зоя Бутова
Большая школа человеческих отношений

«Пришла беда, откуда не ждали…» - говорят в народе. Еще ранней весной, с тревогой наблюдая за событиями в соседней Украине, люди России и представить себе не могли, что все это выльется в такую серьезную проблему. Но уже в середине весны на украинскую землю пришла беда. Все события и волнения переросли в гражданскую войну.

Наш небольшой приграничный город Донецк, всегда такой уютный и спокойный услышал звуки взрывов, залпы тяжелых орудий и минометов. Но еще большую тревогу и ужас вызвал колоссальный поток беженцев, хлынувший с территории соседнего государства.

Публикация «Большая школа человеческих отношений» размещена в разделах

Пункт пропуска «Изварино» стал работать в авральном режиме. Люди шли через него днем и ночью, спасая своих детей от ужаса, так внезапно свалившегося на них.

Мы, психологи детских садов и школ города Донецка, тоже никогда не думали, что нам придется работать в условиях ЧС.

В нашем городе поначалу был один пункт временного размещения, но вскоре его территории стало катастрофически не хватать, поэтому наша администрация решила временно размещать людей еще в нескольких пунктах. Для этих целей были использованы: городской дом отдыха «Донецкий», общежитие училища № 50, туристическая база «Исток», но основным пунктом был, конечно, пункт «Изварино» - палаточный лагерь в поселке ЦОФ.

Я работаю педагогом-психологом в детском саду. Первый раз я попала в палаточный лагерь утром в начале лета. Это произошло после бессонной ночи, когда весь Донецк в первый раз слышал почти не прекращающуюся канонаду выстрелов, причем создавалось впечатление, что снаряды рвутся где-то рядом. А утром по заданию Городского отдела образования, нас, психологов, которые на тот момент находились в городе, попросили прибыть в палаточный городок поселка ЦОФ. Конечно, нам, детским психологам, которые никогда не сталкивались с такими ситуациями в жизни и знающим о них лишь в теории, было тяжело вначале сконцентрироваться и вспомнить, чему нас учили и как помочь людям, которые прибывали в критическом состоянии. Но потом мы все, в том числе и я, поняли, что просто не имеем права на растерянность.

Вначале я попыталась разделить по группам все имеющиеся проблемы. Чаще всего встречались проявления паники, страха и растерянности. Все без исключения люди, находящиеся на тот момент в лагере беженцев, являлись психически травмированными людьми, перенесшими события, которые нарушили их нормальную жизнедеятельность, угрожали их жизни и жизни их детей, потрясли их до глубины души. Главным содержанием их психологического состояния на тот момент, составляла утрата веры в то, что жизнь их может вновь приобрести порядок, организованность и контролируемость. В данной экстремальной ситуации неприменимы обычные методы психологического воздействия. Психологическая помощь преследует несколько целей. В одном случае нужно просто поддержать и помочь, в другом категорически пресечь проявления паники и распространение беспочвенных слухов, либо просто провести переговоры.

В данном конкретном случае от нас, психологов, требовалась простота психологического воздействия. Людей необходимо было отвлечь, предоставить пищу, отдых, безопасное окружение и возможность быть выслушанными. Информационная терапия в данном случае, реализовалась нами через словесную трансляцию следующих рекомендаций пострадавшим:

1) информация о том, что они находятся в безопасности;

2) о них непременно позаботятся;

3) следует максимально экономить свои силы и держать себя и ситуацию под контролем.

При работе с людьми, находящимися в возбужденном состоянии, мы, психологи

, пользовались приемами дыхательной гимнастики, прося их глубоко вздохнуть и дышать ритмично, успокоиться, так как они и их дети находятся в данный момент в безопасности, им никто и ничто не угрожает. Далее людям давалась интересующая их информация и они, как правило, немного успокаивались.

В мои последующие приезды в данный пункт временного пребывания, ситуация немного менялась. Отличие было в том, что потом там были люди, которые бежали не внезапно, когда боевые действия только начались, а уже после некоторого времени пребывания в зоне боевых действий. У них отсутствовало состояние паники и аффекта, зато появилась агрессия и негативизм по отношению друг к другу и к окружающим. Но во все приезды от меня требовалось два основных варианта в деятельности: следить за сохранением спокойствия людей, адекватностью их поведения и реакций, сглаживая, по необходимости все негативные проявления, а также при необходимости, общаться с людьми, использую приемы активного слушания. Впоследствии пункт временного размещения был перенесен из поселка ЦОФ в район бывшего аэропорта, на 20 километров дальше от границы. Там я тоже была несколько раз, но уже работала не с взрослыми, а с детьми. Применяла методики в основном рисуночные Люшера, Розенцвейга, Дж. Бука. Также пользовалась методами цветотерапии – из цветной бумаги вырезали различные фигурки и клеили на альбомные листы, затем сочиняли сказку по полученной картине – элементы сказкотерапии. Рисовали солнце и на лучах писали свои желания, лепили из пластилина сказочных героев, смотрели мультфильмы, а затем обсуждали, читали сказки и истории (тест «Сказка» - читали лишь половину истории и придумывали продолжение).

Когда я была в пункте временного содержания – общежитии ПУ № 50, также работала с детьми, пока их родители, в основном мамочки, были заняты проблемой выезда вглубь России, где им предоставлялось временное проживание. Также в данном пункте мне пришлось помогать представителям администрации города распределять людей по автобусам перед отправкой в другие города, подальше от границы, убеждать, разъяснять, успокаивать агрессивные выпады, вспышки истерики и проявления психоза.

В пункте временного размещения – пансионате «Донецкий» наблюдались проявления депрессии, замкнутости. Многие дети и взрослые не хотели идти на контакт, капризничали, плакали. Многие очень остро нуждались в человеке, который просто их внимательно выслушает и с пониманием и сочувствием отнесется к их рассказу, что-то посоветует. Прием активного слушания работал безотказно (за редким исключением).

Во всех пунктах было много людей благодарных, но встречались и недовольные, но их было гораздо меньше. Большую роль играло и то, что волею случая в одном корпусе по соседству оказались люди разной степени воспитанности, образованности, моральных и материальных норм, социального статуса – это для многих стало еще одним испытанием и послужило источником возникновения конфликтов и разногласий.

А в целом, для меня, как начинающего психолога, все эти посещения стали большой практической школой человеческих отношений.

Публикации по теме:

«Кто будет за войну в ответе?» Стихи Мы к обелиску с бабушкой ходили, Чтоб поклониться тем защитникам – солдатам, Которые Отчизну защитили И принесли Победу в сорок пятом.

Использование дидактического и наглядного материала для обучения дошкольников правилам дорожного движения. Профилактика детского дорожного травматизма- проблема всего общества. Обучение детей правилам поведения на дорогах необходимо начинать с.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Большая школа человеческих отношений
Опубликовано: 8 декабря 2014 в 11:23
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.

8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД