Приложение МААМ

Опыт работы «Бумагопластика как средство развития творческих способностей дошкольников» (2 фото)

Наталья Скрыпченко
Опыт работы «Бумагопластика как средство развития творческих способностей дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы

Вопросы развития творческого потенциала детей для меня всегда являлись особенно значимыми. Придя работать в детский сад, я поняла, что каждый ребёнок талантлив по-своему. Однако, жёсткая регламентация процесса воспитания и обучения в детском саду, «усреднённость» подхода к воспитанникам не позволяла в полной мере заниматься развитием их творческого потенциала. Но позитивные изменения, происходящие в дошкольном образовании, позволили мне, как и каждому педагогу-дошкольнику, свободно выбирать приоритетное направление в своей работе. Для меня, безусловно, важнейшим стало развитие творческого потенциала моих воспитанников через разнообразные виды художественного творчества.

Публикация «Опыт работы „Бумагопластика как средство развития творческих способностей дошкольников“» размещена в разделах

Одним из приоритетных направлений работы МБДОУ «Детский сад «Аленушка» является художественно-эстетическое развитие дошкольников. Важное место отводится обучению изобразительной деятельности, развитию у детей творческого потенциала и в детском саду созданы благоприятные условия для реализации данного направления.

Осознавая важность развития творческих способностей, я озадачилась поиском эффективных методов и средств решения данной задачи. Проанализировав образовательную область «Художественно-эстетическое развитие» раздел «Изобразительное искусство и художественная деятельность», мной было отмечено, что большая часть этого раздела уделена рисованию, лепке, аппликации. А вот для работы дошкольников с бумагой отведено недостаточное количество часов. Поэтому я выбрала именно творческое развитие детей в процессе бумагопластики приоритетным направлением своей работы.

Бумагопластика – это искусство работы с бумагой. Занятия с бумагой превращают детей в маленьких волшебников, умеющих создавать чудесные изделия из бумаги. Доступный материал, несложная техника выполнения работ не превышают возможностей детей дошкольного возраста. Заниматься бумажной пластикой не только интересно и увлекательно, но и полезно.

Считаю, что существует актуальная потребность в ознакомлении детей с миром бумаги, поскольку работа с бумагой при направленном руководстве и при использовании соответствующих возрасту методов и приёмов дают большой обучающий и развивающий эффект для творческого развития.

Привлекая ребёнка к такому виду продуктивного творчества как бумагопластика, развивается ряд психических процессов: мышление, память, восприятие, осязание. Дети через практическую деятельность лучше воспринимают пространственные отношения окружающего мира, у них развивается аналитическое и пространственное мышление, восприятие и воспроизведение детали и целого предмета, объема и плоскости. Решаются и другие важные педагогические задачи: развитие внимания, усидчивости, усердия, аккуратности, сотрудничества. Также этот вид деятельности требует от детей сложной пространственной ориентировки, ребёнку необходимо представлять создаваемую конструкцию в целом, учитывать её пространственные характеристики, взаиморасположение частей и деталей. Данный вид продуктивной деятельности оказывает положительное влияние на развитие мелкой моторики рук, что является одним из компонентов успешного обучения ребёнка в школе.

Поэтому, цель работы: раскрыть возможности бумагопластики для творческого развития детей.

В соответствии с целью были сформулированы следующие задачи:

1. Проанализировать педагогическую и методическую литературу о влиянии бумагопластики на развитие творческих способностей детей дошкольного возраста.

2. Изучить различные виды техники работы с бумагой (квиллинг, бумагокручение, бумажная филигрань, оригами, торцевание, аппликация и др.).

3. Выделить из множества техник работы с бумагой более действенные, подходящие для детского понимания.

4. Разработать перспективный план по использованию некоторых видов техники работы с бумагой в образовательном процессе.

Для решения этих задач была проработана литература по проблемам детской психологи и физиологии, феномене творчества у детей. Рассмотрен с позиции ФГОС ДО образовательный потенциал бумагопластики. Стандарт нацелен на то, чтобы у ребёнка возникла мотивация к познанию и творчеству, он направлен на поддержку любых программ, способствующих формированию личности ребенка как носителя ценностных установок современного мира. Развивая творческие способности в процессе бумагопластики, ребёнок активно включается в продуктивную деятельность, получает знания, умения и навыки, которые станут достоянием его на всю жизнь. Дошкольник приобретает опыт, который впоследствии станет фундаментом, на который будет опираться объём его новых представлений, умений, приобретаемых в учёбе, в труде, в жизни. Эта работа, как никакая другая, удовлетворяет познавательную активность ребёнка, способствует развитию технического мышления.

Согласно исследованиям Т. С. Комаровой, Н. А. Ветлугиной, А. Н. Поддьякова, посвящённым развитию художественно-творческих способностей дошкольников, отмечается, что у ребёнка при создании мотивации к творчеству появляются качества личности, характеризующие его как творца.

Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко утверждали, что дошкольный возраст является благоприятным периодом для развития творческих, в том числе художественных способностей ребёнка.

Доказано, что универсальными возможностями для развития творческих способностей ребёнка обладает его активная деятельность, имеющая продуктивный характер (П. Р. Атутов, А. В. Хуторской, В. Б. Хозиев). А. А. Волкова, характеризуя творчество дошкольников, писала: «Воспитание творчества – разностороннее и сложное взаимодействие на ребёнка. Обогатить ум ребёнка разнообразными представлениями, некоторыми знаниями – значит дать обильную пищу для творчества детей». В то же время эффективным средством развития творческого потенциала дошкольников, по мысли ученых, являются продуктивные виды деятельности, в частности художественный труд.

С учётом поставленных задач была проведена педагогическая диагностика (разработанная Малышевой А. Н.). Полученные данные показали, что дошкольники проявляют интерес к бумагопластике, но он не устойчив. Дети быстро отвлекаются на другие занятия. Имеющиеся у них знания поверхностны (высокий уровень – 17%, средний уровень – 50%, низкий – 33%) от общего количества детей. Работы их однообразны. Есть дети, которые выполняют действия только по показу, технические навыки у них не отработаны, не развита самостоятельность.

Таким образом, возникла необходимость в пересмотре идей, в поиске разнообразия и вариативности организации совместной деятельности с детьми. Новизна обстановки, необычное начало работы, красивые и разнообразные материалы, интересные для детей, неповторяющиеся задания, возможность выбора - вот что помогает не допустить в детскую деятельность однообразие и скуку, обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия и деятельности. Важно создавать новую ситуацию так, чтобы дети, с одной стороны, могли применять усвоенные ранее знания, навыки, умения, с другой – искали новые решения, творческие подходы. Именно это вызывает у ребенка положительные эмоции, радостное удивление, желание созидательно трудиться.

Чем разнообразнее будут условия, содержание, формы, методы и приёмы работы с детьми, а также материалы, с которыми они действуют, тем интенсивнее станут развиваться творческие способности детей. Непременным условием организованной взрослым творческой деятельности должна быть атмосфера творчества, т. е. состояние детей, когда разбужены их чувства, воображение, когда ребёнок увлечен тем, что делает. При этом каждый ребёнок чувствует себя свободно, раскрепощёно, комфортно.

На основании полученных данных составлен перспективный план работы по бумагопластике, разработана система занятий, построенная на принципах доступности, посильности, от простого к сложному.

Работа по бумагопластике ведётся с учётом индивидуальных возможностей детей и в соответствии возрастным особенностям дошкольников. Строится на взаимосотрудничестве, на основе уважительного, искреннего, деликатного и тактичного отношения к личности ребенка, опираясь на следующие принципы:

- принцип развивающего обучения заключается в правильном определении ведущих целей обучения: познавательной, воспитательной, развивающей. Этот принцип предполагает разработку творческих заданий, не имеющих однозначного решения. Дети учатся думать, рассуждать, предлагая возможности вариативных путей решения задач;

- принцип дифференциации, учета индивидуальности. Художественное творчество предполагает проявление и развитие индивидуальности;

- принцип интегрированного подхода реализуется в сотрудничестве с воспитателями и другими педагогами ДОО, с семьей, а также при перспективном планировании с учетом взаимосвязи всех видов образовательных областей;

- принцип психологической комфортности предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание на занятиях доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогического сотрудничества. Развитие диалоговых форм общения;

- принцип творчества означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности.

Для реализации работы необходимо комплексное и системное использование методов и приёмов. А это:

- наглядные - показ педагога, пример, помощь, наблюдение, рассматривание;

- словесные - объяснения, описание, поощрение, убеждение, использование пословиц и поговорок, загадок;

- практические - самостоятельное и совместное выполнение работы;

- мотивация задания - существенное условие творческой активности ребенка. От мотивации зависит вовлеченность в процесс всех детей, в том числе менее успешных, результат их работы;

- создания проблемной ситуации, направленной на активизацию творческого мышления, поиску нестандартных решений.

- бережное отношение к процессу и результату детской деятельности, направленной на использование продуктов детской деятельности в оформлении детского сада, групповой комнаты, игровых уголков, использование в игре, подарки родным и близким и младшим дошкольникам;

- материальное обеспечение продуктивной деятельности дошкольника: разнообразие основных и дополнительных материалов, свободный доступ к ним.

- эксперимента с различными материалами в продуктивной деятельности, направленного на развитие познавательной активности, самостоятельности и творческого самовыражения, поиску новых приёмов работы.

При проведении непосредственно образовательной деятельности выдержана опредёленная структура:

1. Вводная часть: осуществляется постановка проблемы (с использованием игровых мотивов, мотивов помощи, активизация впечатлений детей, стимулирование детей к поиску решения проблемы.

2. Основная часть: предусматривается обогащение детского творческого опыта, игры и упражнения, способствующие развитию умений «почувствовать» образ, настроение произведения; или/и активизируется собственная деятельность детей. Параллельно идет работа по обогащению и активизации словаря, обучение связной речи.

3. Заключительная часть: обобщение опыта (полученной информации, освоенного умения, обыгрывание созданного детьми продукта и плавный переход в самостоятельную деятельность.

Существуют самые различные виды бумагопластики: оригами, торцевание, квиллинг, работа с гофрированной бумагой и многие другие. Но, изучив более детально, и опробовав разнообразные техники работы с бумагой, были отобраны более действенные и приемлемые техники для работы с дошкольниками: аппликация из «ладошек; аппликация отрывная; поделки из мятой бумаги; изделия из бумажных комочков; оригами; поделки из салфеток.

Технология мятой бумаги проста. Она не требует никаких инструментов кроме клея, чтобы впоследствии наклеивать готовые элементы на основу. Так, например, тонким цветным салфеткам дети придавали форму яблок и наклеивали их на основу - корзинку. Также на практике дошкольники узнали, что мятая бумага - очень пластичный и податливый материал, возможности которого ограничены лишь мастерством и фантазией автора. Получив предложение «лепить» снеговиков, ребята самостоятельно и осмысленно, сминая бумагу, создавали определенные формы «комочки», из которых потом получились забавные снеговики.

При изготовлении поделок из мятой бумаги использовался метод - сминания бумаги в плотные комочки, который имеет четыре вида разновидности: между ладонями – «кулачком», «лодочкой», «продольное сминание», «ладонью на столе». В результате использования этих способов стало легче изображать образные объекты сюжета. Например, крону дерева лучше сделать не маленькими комочками, а ладонью на столе, а ствол дерева - не скручиванием, а способом продольного сминания.

Ещё одним интересным видом работы с бумагой является обрывная аппликация, которая заключается в заполнении по принципу мозаики оторванными кусочками цветной бумаги внутри нанесенного контура изображения.

Особенно, этот вид хорош, когда дети передавали фактуру образов: пушистое облачко на небе, цыплёнка на лужайке, осеннюю крону дерева. Техника обрывной аппликации очень проста. Если для обычной аппликации требуются вырезные шаблоны, то здесь происходит обрывание кусочков цветной бумаги и наклеивание их на контур рисунка. Композиционное размещение рисунка на картоне, аккуратное и ровное приклеивание кусочков цветной бумаги, рассуждение о цветовом решении будущей картинки способствовали формированию творческого мышления. Огромное значение при выполнении творческих работ играл коллективный труд, когда дошкольники выполняли единый замысел. Коллективные работы использовались на занятиях по развитию речи, математике, с целью закрепления пространственных отношений, количественного счета, согласования числительных с существительными, закрепления предлогов, составления предложений, рассказов, сказок по сюжетам работ. Детскими работами оформляются выставки в рамках итоговых мероприятий по недельной тематике.

Салфетки - очень интересный материал для детского творчества. Работа в технике «аппликация из салфеток» напоминает игру и открывает большие возможности для выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом, формирования полноценной личности, развития художественного вкуса и познания окружающего мира. Решается ряд и коррекционных задач: развивается зрительное и слуховое внимание, память, мыслительные процессы: анализ, синтез, обобщение, совершенствуется общая и мелкая моторика. Процесс детского творчества приобретает характер дизайнерской деятельности.

Простор для фантазии в данной технике безграничный! Из «волшебных салфеточных комочков» дети «лепили» изображение бабочки, снеговика, зонтика, осенних листочков, сердечка для любимых мамочек. Из ярких бумажных салфеток делали весенние цветы - одуванчики, которые радовали потом не только ребят, но и гостей группы, своей оригинальностью и своеобразием.

Работа с бумажными комочками очень полезна для развития мелкой моторики дошкольников, особенно детей, имеющих нарушения речи, она позволяет выполнять тонкие и точные движения пальцев рук, а от этого напрямую зависит работа мыслительных и речевых центров головного мозга. А использование игровых приёмов способствует развитию любознательности, познавательной и творческой активности.

Аппликация из «ладошек» настолько многогранна и разнообразна, что её творческое воплощение ограничено лишь фантазией! Чтобы изготовить разные аппликации из детских ладошек, необходимо:

- положить перед собой лист цветной бумаги;

- взять простой карандаш;

- приложить шаблон ладошки или свою ладошку к листу бумаги;

- обвести шаблон или ладошку простым карандашом очень аккуратно с обратной стороны листа;

- при помощи ножниц вырезать полученную ладошку;

- добавить несколько деталей до задуманного образа.

Занятия по превращению ладошки в подснежник, пингвина, сову, лебедя, ёлки и прочих забавных персонажей стали настоящим открытием и дали толчок развитию образного мышления и фантазии. Данный вид аппликации направлен и на то, чтобы воспитывать нравственно-волевые качества: потребность и умение доводить начатое до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, преодолевать трудности. При создании коллективных работ у детей воспитываются умение объединиться для общего дела, договориться, стремление помочь друг другу.

Новизна аппликации «из ладошек» заключается в том, что включает в себя не только обучение аппликации, но и создание индивидуальных и коллективных сюжетно-тематических композиций. Аппликация «из ладошек» соединяет игру, труд и обучение в единое целое, что обеспечивает единое решение познавательных, практических и игровых задач.

Игровая технология оригами - это бумажный конструктор складывания фигурок людей, животных, способствующий формированию устойчивого интереса к учебной деятельности, обеспечивающий преемственность между учёбой и игрой.

Стимулом к творчеству в этом виде деятельности служит желание ребёнка создать фигурку из бумаги, а процесс превращения листа бумаги в игрушку способствует созданию дидактической проблемы, для решения которой детям необходимо активизировать мыслительные процессы: самостоятельно понять и сформулировать её суть, найти пути решения, оценить полученный результат.

Прежде чем приступить к конструированию фигурок, с детьми отрабатывались самые простые приёмы складывания квадрата, как основной формы в оригами. В первую очередь дошкольники учились аккуратно сгибать квадрат, четко следуя основному правилу: точно совмещать углы и стороны. Начиная с первого занятия, дети ориентировались на точность выполнения действий:

- сгибы надо проглаживать с усилием, иначе при выполнении следующих действий бумага не будет «слушаться», не согнётся как надо, что пальчики могут превращаться в утюжки, которые сильно прижимают бумагу, или в паровозики, которые быстро мчатся по рельсам - сгибам;

- работать нужно только на твёрдой поверхности и ни в коем случае не на весу, так как бумага может порваться, и придётся всё делать заново.

В работе с дошкольниками для усвоения приёмов складывания использовались элементы игровой технологии Е. С. Кострюковой, где все условные обозначения в оригами имеют свои простые названия: - сторона квадрата - «сестра»; угол - «брат»; диагонали и сгибы - «дорожки» и «тропинки» и т. д. Этапы складывания сопровождались пояснениями, они более понятны детям, если их давать в игровой форме, то есть использовать «оригамские сказки».

Изготовление любой фигурки оригами начинается с определенной заготовки - базовой формы, поэтому очень важно научить детей складывать базовые формы, ведь умение их складывать - залог успеха в достижении результата. Складывание базовой формы проводилось в форме игры, опираясь на ассоциативное мышление. Ассоциации применяются в преподавании оригами, начиная с освоения форм, названия которых связаны с похожими на них реальными предметами. Например, базовая форма «воздушный змей» напоминает воздушного змея, но еще больше она похожа на мороженое - сахарную трубочку, поэтому и имеет второе название - «мороженое», наиболее любимое и легче запоминаемое детьми. А вот сахарную трубочку нетрудно превратить в вафельный стаканчик, поднять к белой части нижний угол. Само же мороженое можно «слизнуть», немного опустив уголок.

При выполнении поделок из бумаги, для более успешного освоения материала процесс изготовления игрушек был разделен на ряд последующих операций:

- знакомство с образцом готовой игрушки;

- анализ пооперационной карты;

- одновременное складывание игрушек;

- оказание индивидуальной помощи на начальном этапе.

Для овладения приёмами складывания дошкольникам предлагались проблемные задачи и ситуации:

- взрослый «забывает» последовательность складывания фигурки;

- с чертежа «исчезают» некоторые символы;

- угадай, во что превратился мой квадратик;

- найди схему данной фигуры.

Во время обучения детей оригами используются следующие методы и приёмы:

- объяснение, сопровождаемое показом с опорой на символы-ориентиры;

- выполнение действий с детьми с проговариванием;

- выполнение действий по сказке-оригами;

- выполнение действий по пооперационным картам;

- изготовление поделки по словесной инструкции педагога.

Использование игровых приёмов: обыгрывания предметов, действий, собственных пальцев; «вхождения» в воображаемые обстоятельства, способствовали интересному и увлекательному проведению образовательной деятельности. А занимательность, игровые мотивации, решение проблемных ситуаций, путешествие в сказку стали главными компонентами поддержания интереса к процессу складывания из бумаги. Даже обучающие моменты в оригами строили как игру (по Е. С. Кострюковой). Например: игра «Обезьянки». Педагог изготавливает фигурку. Дети копируют эти действия.

1-й уровень сложности: взрослый показывает и объясняет приёмы, а в трудных ситуациях помогает ребёнку. На этом этапе эффективно использовались оригамские сказки-подсказки, развивающие интерес, облегчающие изготовление и запоминание при выполнении игрушек;

2-й уровень сложности: «молчанка» - всё объяснять только знаками-символами, либо показывая приёмы четко, выразительно.

Игра «Радио». Детям объясняются действия, не показывая их, используя «тайный» язык оригами.

Игра «Загадка». Как нужно сложить бумагу, чтобы получилось….?

Игра «Я б в конструкторы пошел». Изготовление поделки по схеме.

Успешность, доступность вдохновляют детей, стимулируют продолжать осваивать новые приёмы складывания бумаги. Фигурки, сложенные из бумаги, дошкольники эффективно применяют в театрализованной деятельности. Персонажи, выполненные в технике оригами, используются в разных видах театра: театр на палочках, с использованием фланелеграфа, театр на прищепках. Многообразие и несложность выполнения позволяет инсценировать такие художественные произведения, как сказки «Колобок», «Репка», «Теремок», развивая при этом творческие способности и психические процессы.

Анализируя результаты деятельности, отмечается положительная динамика в творческом развитии дошкольников: высокий уровень увеличился на 35% и составил 52%, доля среднего уровня уменьшилась на 10%, а количество детей, показавших низкий уровень эстетического развития, уменьшился на 25% и составил 8% от общего количества детей.

Дошкольники являются активными участниками районных конкурсов детского творчества, занимая призовые места. Именно это является подтверждением того, что выбранная педагогическая технология является успешной и значимой для овладения дошкольниками целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного детства.

Подводя итог работы, направленной на развитие творческих способностей детей дошкольного возраста с использованием техник бумагопластики, можно отметить, что:

- у детей повысился не только уровень творческих способностей, но и стал очевиден личностный рост каждого воспитанника;

- дети приобрели ценностный опыт творческого воплощения замыслов, опыт партнерских отношений, активного взаимодействия на основе изобразительной деятельности, стали инициативнее, раскрепощеннее, научились более свободно выражать мысли;

- дети ушли от стереотипных образов, их работы стали ярче и разнообразнее, оригинальнее и интереснее по содержанию, выполнены через призму своего индивидуального видения;

- планирование деятельности творческого характера дает возможность для самореализации, самовыражения, способствует повышению уровня профессионального интереса, творческой активности, ведет к целенаправленному поиску, т. е. развивается инновационная культура педагога.

Опыт работы «Бумагопластика как средство развития творческих способностей дошкольников»
Фото «Бумагопластика как средство развития творческих способностей дошкольников»
Публикации по теме:

Лего-конструирование как средство развития творческих способностей у дошкольников Проблема творчества на современном этапе развития общества является актуальной в связи с преобразованиями, происходящими в различных сферах.

Ручной труд как средство развития творческих способностей детейРучной труд как средство развития творческих способностей детей IMG]/upload/blogs/detsad-279300-1522780512.jpg[/IMG] Истоки творческих способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. (В. А. Сухомлинский).

Консультация для молодых воспитателей «Пластилинография как средство развития творческих способностей старших дошкольников»Консультация для молодых воспитателей «Пластилинография как средство развития творческих способностей старших дошкольников» Пластилинография считается одним из самых молодых направлений изобразительного творчества,нетрадиционная техника лепки,которая позволяет.

Консультация для воспитателей «Ручной труд как средство развития творческих способностей детей» «Мир будет счастлив только тогда, когда у каждого человека будет душа художника. Иначе говоря, когда каждый будет находить радость в своем.

Лего-конструирование как средство развития творческих способностей дошкольниковЛего-конструирование как средство развития творческих способностей дошкольников «LEGO» - одна из самых известных и распространённых педагогических систем, которая позволяет применять детям в конструктивной деятельности.

Лепка из глины как средство развития творческих и художественных способностей детейЛепка из глины как средство развития творческих и художественных способностей детей Дети и творчество – это самовыражение. В своей творческой работе дети стремятся передать свое настроение, всё то, что видит сам ребенок,.

Мастер-класс «Пластилинография как средство развития творческих способностей дошкольников»Мастер-класс «Пластилинография как средство развития творческих способностей дошкольников» Цель мастер – класса: Создать картину в технике «Пластилинографии». Задачи мастер – класса: 1. Обучение участников мастер – класса.

Опыт работы «Шахматы как эффективное средство интеллектуального развития дошкольников»Опыт работы «Шахматы как эффективное средство интеллектуального развития дошкольников» Введение «Шахматы не только способствуют росту интеллекта, они дисциплинируют ум человека» Макс Эйве. Что такое шахматы - спорт, игра,.

Проект «Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей младших дошкольников»Проект «Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей младших дошкольников» Проект по теме: Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей младших дошкольников Вид проекта: долгосрочный .

Шариковый пластилин как средство развития творческих способностей дошкольниковШариковый пластилин как средство развития творческих способностей дошкольников Лепка – одно из самых полезный творческих занятий для малышей, которое чаще всего рекомендуется психологами для развития мелкой моторики.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы «Бумагопластика как средство развития творческих способностей дошкольников»
Опубликовано: 28 июня 2020 в 20:11
+26Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Опыт работы «Бумагопластика как средство развития творческих способностей дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Скрыпченко (УИ 70004) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД